Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 12:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей поведения современных фирм в условиях монополистической конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
2) Провести анализ поведения фирм в условиях рынка монополистической конкуренции;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка……..4
1.1 Понятие фирмы, ее отличительные черты…………………………………..4
1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур……………9
2 Анализ поведения фирм в условиях рынка монополистической конкуренции……………………………………………………………………...12
2.1 Модель фирмы в условиях монополистической конкуренции…………...12
3 Анализ поведения фирм в условиях монопольной рыночной структуры………………………………………………………………………...15
3.1 Модель фирмы в условиях монопольной рыночной структуры………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………...22
Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить своё поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупой компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики. [12]
Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется достаточно высокой степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики.
Стратегической целью экономической политики государства является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики, основой которой является конкуренция.
В декабре 1992 года был принят Закон Республики Беларусь № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Данные нормативный акт определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. [1]
Министерство экономики в рамках предоставленных ему полномочий формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения.
Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10 утверждена Инструкция по выявлению монопольных цен, Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 27 марта 2000 года № 5 утверждена Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы. Приоритетными направлениями демонополизации экономики и развития конкуренции на 2002 - 2005 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий.
Заметим, что Республика Беларусь не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В Беларуси создан Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих лидирующее положение на товарных рынках (30% и более от объема производства какого-либо товара). На сегодняшний день в реестр внесено более тысячи предприятий, доминирующих на республиканском и местном уровне.
Первый раздел включает естественные монополии. Второй - временные монополии, на рынках которых в течение какого-то времени может быть создана конкурентная среда. Третий состоит из предприятий, над которыми установлен госконтроль и к продукции которого применяется ценовое регулирование.
Ежеквартально предприятие, признанное монополистом, заполняет определенную статистическую форму. Министерство экономики проверяет цены, и если они завышены искусственно, налагает штраф и переводит предприятие в третий раздел реестра.
Третий раздел реестра (список монополий) содержит около 200 предприятий, в основном производящих товары народного потребления и продукты питания [5].
Регулированию деятельности монополий будет уделено внимание и в дальнейшем. Так, антимонопольная политика занимает важное место в Концепции ценообразования, утвержденной постановлением Совета Министров от 20.07.2005 г. № 799. Ее планируется привести в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики.
Пункт 3.3 Концепции констатирует, что в республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. По мнению авторов Концепции, в результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе остаются монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных монополий, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. [17]
Поскольку экономические условия у нас изменились, то основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей. От ценового регулирования планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. В основу этого контроля лягут такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений. [17]
Подводя итог вопроса, повторим ключевые пункты. Итак, чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. В Республике Беларусь проблема монополий достаточно актуальна и ей уделяется должное внимание.
Заключение
Вопрос о взаимосвязи концентрации продавцов на рынке и уровня монопольной власти является одним из базовых в рамках теории организации рынка. Микроэкономическая теория рассматривает модели рыночных структур, в которых основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).
Таким образом, существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.
Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность.
Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти.
Список использованных источников
1) О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 № 2034-XII. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. -№ 36. -Ст.569).
О естественных монополиях: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 № 162-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. - № 147. -Ст.751).
2) Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 2008. - 320с.
3) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. -СПб.: Питер, 2001. -256с.
Готовский А. Экономическая система Беларуси - вчера, сегодня, завтра // Экономика, финансы, управление. -2010. -№2. -С.79-103.
4) Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. -СПб.: Санкт-Петербург-оркестр, 2005. -537с.
5) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин; Моск. гос. ун-т коммерции. -М.: Юристъ, 2004. -864с.
6) Никитин С., Демидова Л., Степанова М. Монополия, олигополия и конкуренция // Мировая экономика и международные отношения. -2009. -№3. -С.18.
7) Нуреев Р.М. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия // Вопросы экономики. -2004. -№6. -С.24.
8) Основы микроэкономики: Учеб. пособие / Ин-т экономики НАН Беларуси; Э.А.Лутохина, Г.Г.Маслова, В.Н.Минич и др.; Под общ. ред. Э.А.Лутохиной. -Мн.: Право и экономика, 2008. -248с.
9) Основы рыночной экономики: Учеб. пособие / Ф.Б.Марголин, Г.Ф.Андрейчик, Г.Г. Касьянович и др. -Гродно: ГрГУ, 2009. -82с.
10) Седов В.В. Экономическая теория: В 3ч. - Ч.2. Микроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. - 115с.
11) Словарь современной экономической теории Макмиллана / Общ. ред. Д.У. Пирса; Пер. с англ. А.Г. Пивоварова; Науч. ред. В.С. Автономов. -М.: ИНФРА-М, 2007.-608с.
12) Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учеб.-метод. пособие / Ю.В.Тарануха; Под общ. ред. А.В.Сидоровича. -М.: "Дело и Сервис", 2008. -240с.
13) Фридкин Л. Между монополией и концентрацией будет балансировать антимонопольное регулирование // Экономическая Газета. -2005. -№64 (882) от 26.08.2005.
Информация о работе Анализ поведения фирм в условиях рынка монополистической конкуренции