Анализ рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать рынок труда на примере России.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда..........................................................5
1.1. Сущность рынка труда........................................................................................5
1.2. Механизм функционирования рынка труда.....................................................7
1.3. Структура рынка труда.....................................................................................10
1.4. Основные компоненты рынка труда: занятость и безработица....................11
Глава 2. Анализ состояния российского рынка труда...........................................15
2.1. Характеристика российского рынка труда.....................................................15
2.2. Проблемы рынка труда России........................................................................21
Глава 3. Пути решения проблем безработицы в современных условиях............23
3.1. Зарубежный и исторический опыт России.....................................................23
3.2. Основные направления решения проблем занятости в России....................28
Заключение.................................................................................................................31
Список литературы....................................................................................................34
Приложение................................................................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

курсо.docx

— 192.92 Кб (Скачать файл)

Степень выполнения указанных функций  зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного  сочетания в том или ином историческом периоде.

Второй компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (5, 6), других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

Успешное функционирование рынка  также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические  программы создают основу для  более полного и цивилизованного  действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, – необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, агентства занятости, биржа труда для инвалидов и т.д.).

Фонд занятости, так же государственная  служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносы предприятий и граждан.

Центры подготовки  и  переподготовки  рабочей  силы  обеспечивают повышение ее  конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.

Таким образом, все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда. (22, 7-12).

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Основные компоненты  рынка труда: занятость и безработица

 

Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший экономический  показатель. Но занятость не чисто  экономическое явление. Она обусловлена  демографическими процессами, выступает  частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

В законе «О занятости населения  в Российской Федерации» занятость  определяется более широко, как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально-экономическое содержание (5, 6).

Достижение полной и эффективной  занятости является одной из ключевых задач социально-экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки. (24, с. 44-45).

Безработица – это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.

В соответствии с положением Международной  организации труда (МОТ) безработным  признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу.

В зависимости от причин, вызвавших  безработицу, она разделяется на фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица – это временное отсутствие занятости в период перехода работника с одного предприятия на другое.

Структурная безработица – это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности. Она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и, в конечном счете, в структуре спроса на определенные виды конкретного труда.

Циклическая безработица – это отсутствие достаточного спроса на труд вообще. Она обусловлена общим спадом производства товаров и услуг. Считается, что она вызывается наступлением соответствующей фазы экономического цикла, когда сокращается спрос на товары, услуги и уменьшаются совокупные расходы.

По характеру проявления различают  также частичную занятость, или скрытую безработицу. Она особенно актуальна для рынка труда нашей страны. Контингент этой категории безработицы составляют наемные работники, вынужденно занятые неполное нормативное рабочее время, а также работающие с интенсивностью труда меньшей, чем прежняя, или расцениваемая в условиях стабильно растущей экономики как общественно нормальная.

Таким образом, безработица заключается в том, что определенная часть экономически активного населения, имеющего необходимость и желание работать, не может осуществить свое право на труд по независящим от человека обстоятельствам. Это объективный фактор экономической деятельности государства, элемент общественного воспроизводства, сложное социально-экономическое явление. Безработица оказывает существенное и неоднозначное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. (22, с. 26 – 30)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ российского рынка труда

2.1.  Характеристика  российского рынка труда

 

Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности.

Изучение состава факторов, влияющих на конъюнктуру рынка труда — соотношение спроса и предложения рабочей силы и, следовательно, безработицу — имеет первостепенное значение для определения будущих контуров политики занятости.

Основным фактором формирования трудового потенциала в стране является демографическая ситуация в стране. Наряду с демографическим фактором, влияют развитие системы образования и профессиональной подготовки, система здравоохранения, социально-психологические факторы.

Численность трудоспособного  населения. Численность населения в трудоспособном возрасте в последние годы в России росла, хотя общая численность населения снижалась (см. рис. 2 и Приложение 3). Динамика этого показателя рассматривается как основной демографический фактор предложения рабочей силы на рынке труда.

 

Рис. 2. Численность населения  в трудоспособном возрасте

Рассматривая показатели численности населения трудоспособного возраста отметим существующие проблемы. Во-первых, за 1992 –2009 г. положительный баланс между входом населения в трудоспособный возраст и выходом из него составил около 7 млн. человек. Этот огромный прирост числа рабочих рук в стране редко упоминался в средствах массовой информации и не учитывался должным образом в государственной экономической политике.

Если основная проблема 1990-х  — начала 2000-х гг.состояла в приросте населения трудоспособного возраста на фоне сначала спада, затем недостаточно быстрого (с точки зрения решения проблем занятости) роста производства и спроса на труд в стране, то в перспективе просматривается проблема сокращения численности этой категории населения. Возникает демографическая основа для дефицита рабочей силы. По-видимому, остановить процесс сокращения численности населения в трудоспособном возрасте уже не удастся. Но смягчить остроту проблемы можно методами демографической политики.

Уровень безработицы. Уровень безработицы исчисляется как отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах. На данный момент число безработных в нашей стране составляет больше 6 млн. человек по сравнению с 4,5 млн. в прошлом году. Уровень безработицы равен: регистрируемой 2,7; общий уровень безработицы составляет 7,8 (см. Приложение 2). Согласно данным ноябрьского обследования Росстата 2008 г., около 28,8 % безработных не имеют опыта  трудовой деятельности, то есть это молодые люди только вышедшие на рынок труда. Среди безработных, имеющих опыт работы, 28,2% составляли лица, уволенные в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий, уволившиеся по собственному желанию составляли 32,3%. Среднее время поиска работы российскими безработными составило 8,6 месяца, Стаж пребывания в состоянии безработных более 1 года имели 37,6% от числа всех безработных. Средний возраст безработных был 34,3 года против 39,7 среди занятого населения. Молодежь до 25 лет составляла 31,1% среди безработных и 11,2%среди занятого населения. Таким образом, безработица в России «моложе » занятости. Зато молодые безработные в среднем значительно быстрее находили работу, чем безработные старших возрастов. Безработные до 20 лет в среднем искали работу 5,8 месяца, а старше 60 лет — 8 –10 месяцев.

Доля лиц с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием (специалистов) среди безработных составляла 31,7%, среди занятых в экономике — 53,0%.Это последнее соотношение косвенно свидетельствует в пользу того, что при всей незрелости российского рынка труда он все же обеспечивает людям с более высоким уровнем образования предпочтительные шансы на получение подходящих рабочих мест. (22, 23,  26, 16, с.65 – 69).

Миграция. Наиболее дискуссионным направлением политики поддержания трудового потенциала является стимулирование миграционного притока иностранной рабочей силы. Статистически наблюдаемая и скрытая (неформальная) миграционные ситуации в России существенно различаются между собой. В России представлена иностранная рабочая сила из 120 стран. Среди стан «дальнего зарубежья», поставляющих мигрантов в Россию, по данным за 2007 г., лидируют Китай (94,1 тыс. человек, или 20,4% иностранной рабочей силы), Турция (48,0 тыс.и 10,4%)и Вьетнам (41,8 тыс.человек и 9,1%). В России насчитывается 750 тыс. зарегистрированных и 10 –15 млн. незарегистрированных иммигрантов (см. Приложение 4). Присутствие трудовых мигрантов становится массовым явлением, а их доля возрастает по крайней мере до 5 –10% официальной численности экономически активного населения. Трудовые мигранты такой численности уже производят заметную часть ВВП России, но при этом не платят (в силу своего нелегального статуса) значительной части потенциального объема налогов, переводя из России в свои страны большие денежные средства, полученные в качестве заработной платы. Согласно оценкам,«гастарбайтеры» вывозят из России примерно по 1000 долл. на человека в год, т.е.от 5 млрд. до 12 млрд. долл. Однако главной проблемой массовой нелегальной трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая (на данном этапе) на российском рынке труда самые непрестижные рабочие места (в ЖКХ, на транспорте, в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Тем самым у работодателей в соответствующих секторах отпадает необходимость заботиться о повышении производительности труда, техническом перевооружение рабочих мест (для того, чтобы они отвечали уровню квалификации россиян) и главное — о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы.

Формально дело выглядит так, что «гастарбайтеры» занимают рабочие места, от которых отказываются россияне. Фактически предприниматели сознательно делают так, чтобы рабочие места на их предприятиях стали неприемлемыми для россиян, после чего нанимают и в интересах получения дополнительной прибыли жестоко эксплуатируют, нарушая нормы налогового, миграционного и трудового законодательства, низкооплачиваемых нелегальных иммигрантов. Безусловно, ситуация, сложившаяся в данном секторе рынка труда, является неблагоприятной как для российского общества, так и для большинства мигрантов.

Число официально выезжающих за границу на постоянное место жительства ученых составляет порядка нескольких сотен человек в год. Но экспертные оценки свидетельствуют, что реальные масштабы «утечки мозгов » в страны Европы, США и другие страны значительно больше, т.к.осуществляются посредством выездов на стажировку, на учебу и т.д. Считается, что этот поток эмиграции наносит заметный ущерб российской экономике. По оценке Комиссии Совета Европы, ежегодный ущерб России от выезда из нее специалистов высокой и высшей квалификации составляет в 50 млрд. долл. США.

Таким образом, демографические, в том числе миграционные процессы оказывают существенное воздействие на состояние рынка труда, занятости и безработицы в России. (17, с.5-30)

Возрастная структура. Рассмотрим некоторые аспекты влияния на экономику и рынок труда происходящих изменений в структуре трудового потенциала. Изменения в социально-демографической структуре населения существенно влияют на занятость и качество трудового потенциала.

Есть направления, по которым возрастная структуры населения могут реально воздействовать на экономическую активность и занятость. Например, молодые женщины фертильного возраста часто заняты воспитанием детей и их экономическая активность ниже, чем у ряда других половозрастных групп. Поэтому при прочих равных условиях повышение доли молодых женщин в населении может оказывать понижающее влияние на предложение труда в данном обществе.

Многие пожилые люди, которых Росстат включает в свои обследования как потенциально экономически активных (до 72 лет) реально уже не могут работать по состоянию здоровья, поэтому старение потенциальной рабочей силы также понижает общий уровень экономической активности (см. Приложение 5). (16, с. 43-46).

Уровень образования. Уровень образования — одна из немногих социальных характеристик, которая по крайней мере с формально-статистической точки зрения непрерывно повышается в нашей стране. Число специалистов (лиц с высшим, неполным высшим и средним профессиональным образованием) увеличилось в период между последними двумя переписями населения с 322 человек на 1000 взрослого населения (32,2%) до 462 человек (46,2%).

Информация о работе Анализ рынка труда