Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:45, курсовая работа
Цель работы - проанализировать рынок труда на примере России.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда..........................................................5
1.1. Сущность рынка труда........................................................................................5
1.2. Механизм функционирования рынка труда.....................................................7
1.3. Структура рынка труда.....................................................................................10
1.4. Основные компоненты рынка труда: занятость и безработица....................11
Глава 2. Анализ состояния российского рынка труда...........................................15
2.1. Характеристика российского рынка труда.....................................................15
2.2. Проблемы рынка труда России........................................................................21
Глава 3. Пути решения проблем безработицы в современных условиях............23
3.1. Зарубежный и исторический опыт России.....................................................23
3.2. Основные направления решения проблем занятости в России....................28
Заключение.................................................................................................................31
Список литературы....................................................................................................34
Приложение................................................................................................................36
Качество образования. К сожалению, массовый приток студентов, особенно мужчин, в вузы связан не только с потребностью в учебе, а с желанием получить отсрочку от службы в Вооруженных Силах. В то же время отход от конкурсной системы поступления, существовавшей в советское время, повсеместное формирование платных потоков в государственных вузах и распространение негосударственных вузов, заменили интеллектуальный ценз получения высшего образования на финансовый. Как сказал Премьер-Министр РФ В.В.Путин на Совете по реализации приоритетных национальных проектов, «люди справедливо считают образование неотъемлемым элементом жизненного успеха и личной самореализации. Но при этом ни для кого не секрет, что на столь высоком интересе к образованию многие откровенно спекулируют. И коллеги из системы высшего образования понимают наверняка, о чем я говорю: подчас идет просто торговля дипломами и никаких знаний новоиспеченные вузы не дают». (24)
Как показывает практика, уровень коррупции в государственых вузах выше, чем в негосударственных. В частности, взятки за поступление в вузы и сдачу экзаменов и зачетов практикуются в первую очередь там, где есть «бюджетные » потоки. В секторе платного обучения (государственного и негосударственного) оснований для нелегальных поборов меньше, деньги идут официально, через бухгалтерию. Однако стимулов к отчислению нерадивых студентов (и тем самым селекции и поддержания качества выпускаемых специалистов) в условиях платного образования в любом случае нет. Высшие учебные заведения преследуют краткосрочные цели извлечения прибыли и забывают о долгосрочных целях поддержания репутации и престижа.
Постоянно сокращается доля выпускников учреждений начального профессионального образования в общей численности выпускаемых специалистов. В структуре растущего выпуска высших учебных заведений преобладают специалисты общественных и гуманитарных профессий. Аналитики службы занятости и кадровых служб предприятий указывают на появление в последние годы локальных дефицитов кадров инженерно-технических работников, квалифицированных рабочих, при относительном перепроизводстве экономистов, менеджеров, юристов и специалистов ряда других модных профессий. (20, с. 28- 43)
Среди экономических факторов наиболее следует назвать инвестиции в производство. На многих предприятиях требуется полное обновление основных фондов. Условия труда просто непригодны для работы
Таким образом, основными факторами, влияющими на предложение труда, спрос на труд и безработицу в стране, являются экономические и демографические.
2.1. Проблемы рынка труда России
Можно выделить следующие особенности (проблемы) развития рынка труда в России:
1. Рост безработицы. (см. Приложение 2). Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.
2. Изменение распределения
рабочей силы по секторам
3. Появление миллионов беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве. (см. Приложение 3).
4. Трудовой потенциал
общества используется все
5. Неполная занятость,
обусловленная не ее гибкостью,
6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
Москва и северо-центральный округ продолжают уходить в отрыв от регионов. Столица России за три года поднялась в рейтинге крупнейших по объему ВВП городов мира на 10 позиций, с 25-го на 15-е место с 321 млрд. долларов. Тенденция эта не очень хорошая. Половина всех иностранных инвестиций в Россию приходится на Москву. Значит, на нее приходится и как минимум половина экономического роста по стране, и разрыв между столицей и регионами постоянно увеличивается. Это приводит к тому, что лучшие кадры, лучшие фирмы, все лучшее рано или поздно оказывается в столице. А значит, возможности для дальнейшего развития регионов будут только сокращаться. (25).
7. Особенностью занятости
в постсоциалистических
8. Низкий уровень пособий
по безработице также
9. Размывание границ между
официальной и теневой
10. Существенные различия
между общей численностью и
официально регистрируемой
Таким образом, рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
Глава 3. Пути решения проблем безработицы в современных условиях
3.1. Зарубежный и исторический опыт России
В сложных условиях рынка труда мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.
Внимание, уделяемое зарубежными
странами активным программам на рынке
труда, и перераспределение
Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех мероприятий активной позиции занятости на рынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.
Вопреки либеральной мифологии, возобладавшей в России, международные организации и органы власти стран-лидеров мировой экономики придают большое значение поддержанию занятости и преодолению безработицы. Очень важно, что основой для подобной политики служат международные и государственные документы, которые дают трактовку понятий «право на труд» и «полная занятость». Важную роль в подготовке и распространении этих документов и норм играют ООН и МОТ.
Право на труд зафиксировано в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1), в ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ратифицированного нашей страной (2). В Конвенции 122 МОТ о политике в области занятости провозглашается «содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости». Естественно, данная конвенция также давно ратифицирована Россией. В связи с этим уместно напомнить, что согласно ст. 15, п. 4 Конституции РФ (3) «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если между народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В подписанной, но не ратифицированной Российской Федерацией Европейской социальной хартии присутствует ст. 1 «Право на труд» в которой сказано, что «для обеспечения эффективной реализации права на труд стороны обязуются… принять как одну из главных целей достижение и поддержание по возможности высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости». Принцип свободы выбора — единственный из перечисленных, который включен в Конституцию Российской Федерации (ст. 37) и Трудовой кодекс (ст. 2) (4);.
На предпоследних
Высокий уровень безработицы
в большинстве стран
Одновременно здесь
Но уже после вытеснения кейнсианцев монетаристами в 1978 г. в США был принят Закон «О полной занятости и сбалансированном росте», в котором уточнялись основные положения закона 1946 г., ставились перед правительством конкретные задачи по стимулированию инвестиций и производства, по снижению уровня безработицы до 4%, а темпа инфляции — до 03. Как следует из статистических данных, к середине 1990-х гг. эти цели практически были достигнуты — безработица в США опустилась до 4–5%. (16, с. 82-88)
Что касается российской истории, то в нашей стране еще не было опыта проведения целенаправленной эффективной политики занятости в условиях, похожих на современные. До революции 1917 г. в стране была сильная переселенческая политика, которая косвенно воздействовала на занятость, т. к. способствовала перемещению избыточных трудовых ресурсов из аграрно-перенаселенных регионов в регионы нового освоения.