Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:45, курсовая работа
Цель работы - проанализировать рынок труда на примере России.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда..........................................................5
1.1. Сущность рынка труда........................................................................................5
1.2. Механизм функционирования рынка труда.....................................................7
1.3. Структура рынка труда.....................................................................................10
1.4. Основные компоненты рынка труда: занятость и безработица....................11
Глава 2. Анализ состояния российского рынка труда...........................................15
2.1. Характеристика российского рынка труда.....................................................15
2.2. Проблемы рынка труда России........................................................................21
Глава 3. Пути решения проблем безработицы в современных условиях............23
3.1. Зарубежный и исторический опыт России.....................................................23
3.2. Основные направления решения проблем занятости в России....................28
Заключение.................................................................................................................31
Список литературы....................................................................................................34
Приложение................................................................................................................36
В советский период были созданы биржи труда, велся учет безработных, проводилась как политика создания новых рабочих мест в ходе индустриализации, так и трудоустройство безработных. Для организации данной работы был создан Наркомат труда. Права на выбор человеком места работы были ограничены. За январь — апрель 1918 г. на 72 действовавших биржах труда были зарегистрированы 342,4 тыс. безработных, при этом спрос поступил на 109,6 тыс. работников, т. е. на 32%. Во второй половине 1918 г. этот процент повысился до 83,5%5. В феврале 1920г. было принято Постановление Совнаркома о всеобщей трудовой повинности и создан Главкомтруд (Главный комитет по всеобщей трудовой повинности). В целом начало 1920-х гг. характеризовалось острой нехваткой рабочих кадров. В политике появились понятия «трудовая мобилизация» и «трудовая армия». В период нэпа принуждение к труду временно ослабло, безработица, напротив, возросла. Среди причин безработицы были сокращение вооруженных сил, приток в города бывших крестьян, периодические чистки в советских учреждениях. Индустриализация впоследствии решила проблему незанятости в большинстве регионов страны.
В РСФСР с 1930-х по 1980-е гг. в целом наблюдался достаточно устойчивый дефицит рабочей силы. Органы по трудоустройству были восстановлены в 1960-е гг. и подчинены Госкомтруду. В числе прочего данные органы занимались оргнабором рабочей силы для переселения в регионы нового освоения. В 1991 г. на их основе была создана современная служба занятости.
Но уже в то время присутствовали гарантии «права на труд» в Конституции СССР и Кодексе законов о труде, регулярно, хотя и в условиях неоправданной секретности, Госкомстатом (ЦСУ) разрабатывались отчетные, а Госпланом СССР — прогностические балансы трудовых ресурсов от 1 года до 5 лет и более. Наиболее долгосрочные прогнозы занятости в 1980-е разрабатывались на 20 лет в рамках «Комплексной программы научно-технического прогресса». В балансах косвенно присутствовало незанятое население, что в 1980-е гг. служило причиной принятия ряда постановлений об ускоренном создании дополнительных рабочих мест в неблагополучных по занятости регионах (уже тогда на территории РСФСР к ним относились республики Северного Кавказа). (19, с. 45 – 53)
Таким образом, в каждой стране есть собственный набор факторов, воздействующих на рынок труда и безработицу. Даже международно признанные экономические закономерности могут по-разному действовать в различных условиях, или не действовать вообще. Политика занятости должна быть адекватна реальному набору факторов конъюнктуры рынка труда, действующих в данной стране в конкретных условиях.
3.2. Основные направления решения проблем занятости в России
Сокращение безработицы как главная цель политики на рынке труда затрагивает интересы миллионов людей и одновременно способствует решению общегосударственных макроэкономических задач.
Направления государственной политики в решении проблем безработица представлены в табл. 1, (3-12)
Таблица 1
Экономическая политика в сфере занятости
№ и наименование проблемы |
Идея (концепт) решения |
Нормативно- правовой акт, организационно-управленческое решение |
1.1. Высокий уровень безработицы, низкий уровень занятости |
• Установление основ политики создания рабочих мест и снижения безработицы в Российской Федерации, включающих меры по «освобождению» части рабочих мест от трудовых мигрантов (, меры по созданию специализированных рабочих мест для инвалидов и другие предложения по различным аспектам социальной политики, осуществлению инвестиционной политики для создания рабочих мест. |
ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». ФЗ «О внесении изменений
в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в |
1.2. Избыточный приток низкоквалифицированных трудовых мигрантов. |
• Создание перечня профессий, требующих высокой квалификации и дефицитных на российском рынке труда и обеспечение приема и адаптации иммигрантов- профессионалов, а также потенциальных инвесторов. • Создание системы управляемой миграции посредством закрепления правил размещения (расселения) прибывающих на территорию Российской Федерации иммигрантов из- за рубежа |
• ФЗ «О миграции». • Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» |
1.3. Структурные диспропорции на рынке труда. 1.4. Недостаток специалистов в сфере высоких технологий. 1.5. Отток высококвалифицированных специалистов |
• Установление основ политики расширения занятости в науке, обрабатывающей промышленности, услугах высокой квалификации (образовании и др. ). • Разработка федеральной программы, направленной на развитие кадрового потенциала в сфере высоких технологий |
• ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание рабочих мест в Российской Федерации». |
1.6. Трудоустройство не по специальности выпускников вузов |
• Трансформация перечня приоритетов государственной образовательной политики, постановка ценностно - ориентированных задач общеобразовательных программ и смена ориентиров содержания образования с индивидуалистических на коллективно-ценностные, введение нацеленности на важность трудовых мотиваций. • Закрепление порядка распределения обучающихся на бюджетной основе выпускников вузов. • Введение новой системы образования (закрепление правовых форм, порядка создания и деятельности образовательных организаций, создаваемых крупными корпорациями). |
• ФЗ «О внесении изменений Закон Российской Федерации «Об образовании». • ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». |
1.7. Отсутствие стимулов у юридических лиц- работодателей по оказанию содействия работникам в обучении и повышении квалификации |
• Установление налоговых льгот для юридических лиц на оплату обучения и переподготовку своих сотрудников |
• ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» |
2. Неэффективность государственной политики в сфере занятости. 2.1. Дефицит четких представлений у органов государственной власти, отвечающих за политику занятости, о причинах (факторах) кризиса на рынке труда. 2.2. Недоучет отрицательных социальных и экономических последствий безработицы 2.3. Отсутствие юридической ответственности органов государственного управления за состояние занятости 2.4. Отсутствие комплексной государственной политики занятости. 2.5. Ориентация политики на социальную поддержку зарегистрированных безработных вместо создания рабочих мест 2.6. Недостаточный уровень государственных инвестиций в создание рабочих мест 2.7. Отсутствие законодательного ограничения на массовое высвобождение работников |
• Установление требования о представлении Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации Национального доклада по проблемам занятости в Российской Федерации, подготавливаемого Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Минэкономразвития России. • Включение в перечень полномочий Минэкономразвития России координации разработки Национального доклада по проблемам занятости, разработку прогнозов и программ, оказывающих влияние на состояние занятости населения. • Закрепление положений
об ответственности органов • Закрепление понятия и основных направлений государственной политики занятости, а также положений об ответственности органов государственной власти за ее проведение. • Установление обязанности Минфина России осуществлять приоритетное финансирование программ по созданию рабочих мест, расширению занятости и минимизации безработицы, приоритетному финансированию демографической политики, здравоохранения, образования, программ минимизации бедности и других наиболее важных социальных программ. • Закрепление понятия и основных направлений государственной политики занятости, включающей в себя специфические аспекты фискальной, инвестиционной, структурной, промышленной политики, оказывающих влияние на занятость населения. • Переориентация государственной экономической политики в сфере занятости на создание рабочих мест Разработка федеральной программы, направленной на развитие кадрового потенциала в сфере высоких технологий. • Разработка программ создания рабочих мест на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований · Создание эффективного механизма финансирования программ создания рабочих мест (создание Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда) · Введение ограничений на массовое высвобождение работников. |
•ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации ». • Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации». • Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации» • ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». • Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации». • Постановление Правительства РФ«О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации» • ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». • Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание рабочих мест в Российской Федерации» |
3. Недостатки государственного управления и государственного регулирования в сфере рынка труда. 3.1. Отсутствие отраслевого министерства в сфере труда и занятости. 3.2. Отсутствие официальных прогнозов отраслевой и профессионально - квалификационной структуры занятости 3.3. Недостаток финансовых ресурсов у службы занятости для эффективного проведения политики содействия занятости 3.4. Недостаток квалифицированных кадров в Федеральной службе по труду и занятости |
• Создание Министерства труда и социального развития РФ с функциями осуществления государственной политики в сфере занятости и безработицы и осуществления нормативно- правового регулирования в данной сфере. • Включение в перечень полномочий Минэкономразвития России координации разработки Национального доклада по проблемам занятости, разработку прогнозов и программ, оказывающих влияние на состояние занятости населения. • Дополнение официальных
прогнозов численности занятых
и безработных • Увеличение финансирования из федерального бюджета расходов на проведение политики создания рабочих мест и снижения безработицы. • Восстановление Государственного фонда занятости населения РФ как государственного внебюджетного социального фонда, осуществляющего функции по обеспечению занятости и сокращению безработицы • Придание статуса государственных служащих работникам Федеральной службы по труду и занятости. • Повышение оплаты труда работникам Федеральной службы по труду и занятости |
• ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» • Указ Президента РФ «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации» • Указ Президента РФ «Об установлении предельной штатной численности Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости». |
Таким образом, в государственной политике выделяют следующие направления:
Во-первых, совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения. Правительство должно сделать такие шаги, как создание рабочих мест в перспективных отраслях экономики, поддержка малого бизнеса и предпринимательства.
Во-вторых, повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации, разработка прогнозов потребности в рабочих и специалистах.
В-третьих, содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального партнерства на социальных рынках.
В-четвертых, для регулирования трудовой миграции необходимо совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы.
В-пятых, повышение эффективности деятельности органов службы занятости (16, с. 88 – 97)
Заключение
Таким образом, рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Основные элементы рынка труда: субъекты рынка труда, правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка труда; систему социальной защиты и др. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Российский рынок труда начал свое становление в начале 90-х годов как один из главных компонентов рыночной экономики и к настоящему времени процесс создания данного рынка в стране завершен. В эволюции российского рынка труда легко различимы два четко очерченных этапа: первый (1991-1998 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, второй (1999-2008 гг.) – энергичного посттрансформационного подъема. Но и на том, и на другом его поведение сохраняло явные признаки "нестандартности". За два последних десятилетия в стране наблюдался рост трудоспособного населения. Прирост составил около 7 млн. человек.
Среди положительных моментов можно отметить рост уровня образования. Однако, качество образования оставляет желать лучшего. Поддержка малого предпринимательства способствует развитию многих сфер деятельности в стране, особенно сферы услуг.
Адаптация рынка труда в России породила следующие проблемы:
Для решения данных проблем разные страны в разное время использовали различные методы. Часто копирование методов, законов, институтов с Западной Европы и США ни к чему хорошему не приводит. В российской практике многие закономерности просто не действуют. Сказывается особый менталитет русского народа и сложившаяся система ценностей в стране. К тому же способы распределения рабочей силы в советское время радикально отличаются от российского рынка труда.
Поэтому, чтобы механизм российского рынка труды действовал наиболее эффективно необходимо определить систему факторов, оказывающих влияние на рынок труда, тогда политика государства будет наиболее эффективной.
Российским правительством было принято множество законов о рынке труда, отвечающих основным требованиям международных документов и направленных на увеличенные уровня занятости и снижение уровня безработицы. Среди них ФЗ «О занятости населения в РФ». Трудовой Кодекс РФ охватывает многие проблемы, но ввиду противоречивости отдельных статей его порой трудно применять на практике. Вывод: необходимо совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения.
Отсюда следует другая проблема государственной политике в сфере рынка труда. Необходимо обеспечить исполнение законов на местах, соблюдение законодательства на уровне предприятий и организаций.
Таким образом, рынок труда
в Российской федерации
Список литературы
Международные нормативные акты:
Нормативные акты Российской Федерации:
Другие источники информации:
Официальные сайты:
статистики.
24. www.kremlin.ru — официальный сайт Президента Российской Федерации.
25. www.rostrud.info — официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда).
26. news.mnl.ru – новости
Приложение 1
Классификация рынка труда
Приложение 2
Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за период январь-сентябрь 2009 года
№ пп |
Показатели |
Январь-сентябрь |
2009 г. в % 2008 г . | |
2009 г. |
2008 г. | |||
1. |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (тыс. человек) |
6273 |
4506 |
139,2 |
2. |
Численность граждан, признанных безработными (тыс. человек) |
3439 |
1871 |
183,8 |
3. |
Численность граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) |
3737 |
3134 |
119,2 |
4. |
Численность граждан, проходивших обучение по направлению органов службы занятости (тыс. человек) |
279 |
205 |
136,1 |
5. |
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на начало отчетного периода (тыс. человек) |
1522 |
1553 |
98,0 |
6. |
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) |
2035 |
1247 |
163,2 |
7. |
Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) |
1104 |
1553 |
71,1 |
8. |
Численность безработных граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах (тыс.чел.) |
1151 |
645 |
178,4 |
8. |
Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) |
2,7 |
1,7 |
- |
9. |
Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию) |
2,1 |
0,9 |
- |
10. |
Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (человек) |
826 |
- |
- |
За август 2009 года: |
||||
1. |
Численность экономически активного населения (млн. чел.) |
76,6 |
76,6 |
100 |
2. |
Численность занятых экономической деятельностью (млн. чел.) |
70,6 |
72,1 |
97,9 |
3. |
Общая численность безработных граждан (МОТ) (млн. чел.) |
6,0 |
4,5 |
133,3 |
4. |
Уровень общей безработицы (%) |
7,8 |
5,6 |
- |