Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:17, курсовая работа
Краткое описание
Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности предприятия как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.
Содержание
Введение 5 1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции 8 1.1 Себестоимость продукции: сущность и классификация 8 1.2 Основные направления анализа себестоимости продукции 13 1.3 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 23 2 Анализ себестоимости продукции и пути её снижения на предприятии ОАО «ДЭП № 164» 29 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 29 2.2 Анализ себестоимости выполненных работна ОАО «ДЭП № 164» 33 2.3 Пути снижения себестоимости по ремонту и содержанию автодорог на ОАО «ДЭП № 164» 41 3 Рекомендации и предложения по снижению себестоимости затрат на ОАО «ДЭП № 164» 45 Заключение 54 Список использованных источников 56
По данным таблицы 8 видно, что
затраты на 1рубль выполненных работ за
2012 год в целом снижены по сравнению с
2010 годом на 0,013 руб.. Это снижение достигнуто
потаким статьям как основная заработная
плата и материалы. В 2012 году затраты на
1 рубль выполненных работ снижены по сравнению
с 2011 годом на 0,015 рублей.
Это снижение достигнуто по
таким статьям как заработная плата, амортизация.
Такие изменения затрат на выполнение
работ заслуживают положительной оценки.
Затраты на дорожно-строительные
материалы, топливо, запасные части составляют
большой удельный вес по текущему содержанию
и ремонту автомобильных дорог.
Величина затрат на материалы,
топливо и запасные части определяются
исходя из видов робот и норм их расхода
на единицу работ, а также расходов, связанных
заготовлением.
Для анализа материальных затрат
в себестоимости выполненных работ 2010
– 2012 гг. приводятся данные таблицы 9.
Таблица 9 – Анализ материальных
затрат 2010 – 2012 гг.
Показатели
сумма, руб.
удельный вес, %
Затраты на 1 руб. выполненных
работ
1
2
3
4
Себестоимость 2010 года
3973670
30,48
3973670/13697623=29,01
Себестоимость 2011 года
4074583
29,05
4074583/14835597=27,46
Себестоимость 2012 года
11671408
50,45
11671408/24877697=46,92
Из таблицы 9 видно, что в 2011
году по сравнению с 2010 годом удельный
вес материалов в себестоимости снизился
на 1,43 пункта (29,0-30,48). Это свидетельствует
о выполнении в 2010 году более материалоемких
объемов работ. В 2012 году удельный вес
материалов в себестоимости самый высокий
– 50,45%, по сравнению с 2010 годом выше на
19,97 пункта (50,45 – 30,48), а по сравнению с
2011 годом на 21,4 пункта (50,45 – 29,05).
Это связано с резким ростом
цен в 2012 году на горюче-смазочные материалы
и выполнении в 2012 году большого объема
материалоемких работ. Затраты на 1 рубль
выполненных работ самые низкие в 2011 году
по сравнению с 2010 и 2012 годами. Это снижение
связано с изменением структуры выполненных
работ.
2.3 Пути снижения снижения себестоимости
по ремонту и содержанию автомобильных
дорог на ОАО «ДЭП № 164»
От уровня себестоимости продукции
во многом зависит эффективность деятельности
предприятия. Чем ниже себестоимость,
тем большую прибыль может получить предприятие.
От решения проблемы снижения издержек
на предприятии во многом зависит устойчивость
его финансового состояния, платежеспособность
и кредитоспособность. Нацеленность на
снижение затрат должна быть атрибутом
хозяйствования. В этой связи необходим
постоянный поиск и максимально быстрая
мобилизация резервов снижения издержек
предприятия.Определенные резервы снижения
себестоимости заложены в устранении
или сокращении затрат, которые не являются
необходимыми при нормальной организации
производственного процесса (сверхнормативный
расход сырья, материалов, топлива, энергии).
В традиционном представлении
важнейшими путями снижения затрат является
экономия всех видов ресурсов потребляемых
в производстве: трудовых и материальных.Выше
проведенный анализ показывает, что значительную
долю в структуре себестоимости работ
по содержанию и текущему ремонту дорог
занимает оплата труда (20% – 28%). Поэтому
одной из важных является снижение трудоемкости
выполненных работ, роста производительности
труда.
Снижение трудоемкости выполняемых
работ, роста производительности труда
можно достичь различными способами. Наиболее
эффективные из них – механизация работ
по ремонту и содержанию автомобильных
дорог, разработки и применение прогрессивных
высокопроизводительных технологий, замена
и модернизация устаревшего оборудования.
Материальные ресурсы занимают
от29% до 50% в структуре затрат «ДЭП № 164»
по содержанию и текущему ремонту автомобильных
дорог. На первый план здесь выступает
применение ресурсосберегающих технологий.
Немаловажен и выбор поставщиков материалов.
Сокращение расходов по амортизации основных
производственных фондов можно достичь
путем оптимального использования этих
фондов, максимальной их загрузки.
Для снижения затрат на выполнение
работ по ремонту и содержанию автомобильных
дорог были разработаны ряд мероприятий,
приведенных в таблице 10.
Таблица 10 – Основные направления
снижения затрат на содержание и текущий
ремонт по «ДЭП № 164»
Зависящие от деятельности
предприятия
Не зависящие от деятельности
предприятия
Применение солей для ликвидации
гололеда на автомобильных дорогах
Стабилизация цен на топливо,
энергию, материалы
Техническое оснащение предприятий
дорожно-хозяйственной техникой
Выделение лимитов на требуемый
объем работ по текущему ремонту
Выбор поставщиков обеспечивающих
продажу материалов по низким ценам
Сокращение затрат за счет повышения
производительности труда
Материальные затраты в текущем
ремонте и содержании автомобильных дорог
занимают большой удельный вес в структуре
себестоимости выполненных работ, поэтому
даже незначительное сбережение сырья,
материалов, топлива и энергии при выполнении
отдельных видов работ в целом по предприятию
дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность
влиять на величину затрат материальных
ресурсов начиная с их заготовки. Сырье
и материалы входят в себестоимость по
цене из приобретения с учетом расходов
на перевозку. Важно обеспечить поступление
материалов от таких поставщиков, которые
находятся на небольшом расстоянии от
предприятия, а также перевозить грузы
дешевым видом транспорта.Работы по содержанию
автомобильной дороги меняются по виду
и характеру из месяца в месяц и для их
выполнения необходимы машины различного
вида. Высокая степень механизации работ
обусловлена еще и тем, что текущий ремонт
и содержание включает работы, меняющие
качество сети дорог, как правило, небольших
объемов, но рассредоточенных на значительном
расстоянии.
Качество работ во многом зависит
от наличия у дорожно-строительных организаций
современной техники. Однако, на сегодняшний
день ситуация такова, что имеющиеся машинные
парки предприятий не отвечают принятым
нормативам. Не хватает современной техники,
которая отвечает требованиям новых технологий,
ускоряет и упрощает работы дорожника.
Зачастую хозяйственники лишены возможности
сделать рациональный выбор при выполнении
тех или иных работ. Там, где нужны машины
малой и средней механизации, используют
мощную технику.
Использование устаревшей техники
повышает стоимость дорожных работ, поскольку
высока себестоимость машиносмены.
При эксплуатации изношенной
техники повышаются затраты на ее техническое
обслуживание и ремонт, на смазочные материалы,
на топливо, увеличивается время простоев
и снижается среднесуточная выработка.
Одним из основных факторов снижения затрат
является высокая техническая культура
производства, применение в нем универсальной,
надежной, конкурентоспособной техники.
Решение задачи эффективной
механизации дорожных работ необходимо
проводить в рамках общей проблемы повышения
эффективности автомобильных дорог, комплексно,
с учетом влияния всех факторов на конечный
результат работы дорожников и автомобильного
транспорта.
Работы по эксплуатации автомобильных
дорог около 100 технологических процессов
и отдельных операций, из которых примерно,
80 % являются специфичными, а остальные
можно отнести к общестроительным.
Применяемые при эксплуатации
автомобильных дорог машины можно разделить
на два типа: специальные, которые имеют
орудия, не отделяемые от базового шасси
в процессе эксплуатации, и со сменным
оборудованием различных типов, устанавливаемых
на шасси на период выполнения каждого
вида работ. Большинство видов работ можно
выполнить машинами обеих типов, однако,
специфика эксплуатации дорог такова,
что годовые объемы работ для каждого
вида невелики и необходимость в них возникает
периодически, сезонно или случайно. Поэтому
в большинстве случаев экономически целесообразно
выполнять работы по содержанию и текущему
ремонту автомобильных дорог набором
сменного оборудования к базовым машинам.
Характерной особенностью работ,
выполняемых «ДЭП № 164» является большое
их разнообразие по видам технологических
процессов и операций, по объемам и условиям
проведения.
Совершенствование методов
анализа себестоимости продукции также
играет важную роль в поиске резервов
снижения себестоимости и осуществлении
контроля за выполнением мероприятий
по сокращению затрат.
3 Рекомендации и предложения
по снижению себестоимости затрат на ОАО
«ДЭП № 164»
Эффективность деятельности
предприятия может быть повышена за счет
проведения мероприятий по различным
направлениям. Одним из таких направлений
является снижение себестоимости продукции,
работ, услуг.
Для снижения себестоимости
можно предложить ряд мер, направленных
на изменение основных её элементов.
Выбор и расчет экономической
эффективности от внедрения химического
метода борьбы с зимней скользкостью.
Осенне-зимний период является
наиболее ответственным в работе дорожно-эксплуатационных
организаций. Сложные условия эксплуатации
дорог (внезапные гололеды и снежные заносы,
короткий световой день, тяжелые условия
труда) затрудняют осуществление комплекса
работ по содержанию автомобильных дорог
в зимний период, и требует больших затрат
на проведение работ по содержанию. Между
тем, от эффективности работы дорожной
службы зависит транспортно-эксплуатационное
состояние дорог, а следовательно, своевременность
доставки различных грузов и качество
обслуживания пассажиров.
Основными природными факторами,
определяющими особенности зимнего содержания
автомобильных дорог, являются: низкие
температуры, наличие снежных осадков
и зимней скользкости.
Зимняя скользкость включает
в себя все виды снежно-ледовых образований
на поверхности дороги, приводящие к снижению
коэффициента сцепления колеса с покрытием,
что приводит к большому увеличению длины
тормозного пути. На обледенелом покрытии
качение колес легко переходит в скольжение.
Вероятность ДТП становится особенно
большой на участках возможного действия
поперечной силы (особенно на кривых) и
в период торможения автомобиля.
Ликвидация гололеда на дороге
становится задачей технико-экономической.
Время ликвидации крайне ограничено и
строго регламентируется. Например, считается,
что целесообразный срок ликвидации гололеда
и удаление снега при интенсивности движения
автомобилей 5 тыс. авт/сутки не должен
превышать один час.
В практике зимнего содержания
для борьбы с зимней скользкостью применяют
фрикционный, химический, физико-химический
и другие комбинированные методы.
На рассматриваемом предприятии
для борьбы с зимней скользкостью в настоящее
время используют фрикционный метод. Суть
его состоит в том, что по поверхности
ледяного или снежно-ледяного слоя рассыпают
песок, мелкий гравий, отходы дробления,
золу или шлак.
Преимущество метода в простоте,
однако, у него много недостатков. Рассыпанный
абразивный материал повышает коэффициент
сцепления до 0,3, но задерживается (не более
0,5 ч), сносится завихрениями после прохода
автомобилей, разбрасывается колесами,
сдувается ветром. Для восстановления
сцепных свойств требуются частые посыпки
и большое количество пескораспределителей.
Одни и те же работы и отдельные
операции могут быть выполнены по различной
технологии с применением разных средств.
Оставляя неизменными общий объем и виды
работ, затраты на эти работы можно свести
к минимуму за счет рационального выбора
технологии и комплексов машин.
Предлагаем внедрить химический
способ борьбы с зимней скользкостью,
который предусматривает использование
в качестве противогололедного материала
химические вещества, обладающие способностью
плавить лед в значительном количестве
при широком диапазоне отрицательных
температур.
По физико-химическим свойствам
и технико-экономическим показателям
наиболее пригодными для борьбы с зимней
скользкостью являются соли хлористого
натрия, кальция и магния, относящиеся
к классу хлоридов.
В таблице рассмотрим варианты
обработки дороги противогололедными
материалами.
Стоимость пескоразбрасывателей
и стоимость их эксплуатации взяты на
предприятии. Стоимость складов, если
они приняты одинаковыми, в таблице можно
не учитывать, так как она не будет влиять
на сравнение вариантов.
Расчет стоимости противогололедных
материалов производится по сметным калькуляциям
стоимости материалов.
Сравнение вариантов производим
по приведенным затратам, которые рассчитываются
по формуле:
Зпр = С + J × Eн
где С – себестоимость работ
по сравниваемым материалам;
J – капитальные вложения
в основные фонды;
Ен – нормативный
коэффициент экономической эффективности
капитальных вложений, 0,12.
Таблица 11 – Выбор способа борьбы
с обледенениями на дорогах
Показатели
Варианты обработки дороги
Поваренная соль
NaCl
Песко-соленая
91 : 9
Смесь
NaCl +CaCl (88:12)
Единовременные затраты, тыс.
руб.
2201,492
7703,684
2201,492
Текущие затраты, тыс. руб.
706,184
724,419
706,787
Себестоимость, тыс. руб.
790,926
811,349
791,61
Приведенные затраты, тыс. руб.
1055,105
1735,791
1055,780
По данным таблицы 11видно, что
наиболее эффективный способ борьбы со
скользкостью – это химический способ.
Экономия затрат при использовании солей
составила 680,686 тыс.руб.
Снижение затрат на заработную
плату всех категорий работников достигается
путем приведения в соответствие фактической
численности кплановой, сокращение затрат
на сверхурочные работы посредством более
четкого планирования выполнения производственных
заданий.