Глава 2. Анализ современного
состояния свободных экономических зон
в Российской Федерации
2.1 Специфика создания
свободных экономических зон
в России
Свободные экономические зоны
в России стали создаваться в начале 90-х
гг. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы
за перераспределение власти и ресурсов
в рамках суверенизации бывших союзных
республик и крупных регионов. В результате
только с июля 1990г. по июнь 1991г. Зеленоград,
Калининградскую, Читинскую, Новгородскую
области, Еврейскую автономную область.
Общая площадь этих территорий Верховный
Совет России официально закрепил статус
свободных экономических зон за 11 регионами,
включая Приморский край, г. Находка,
Алтайский край, г. Санкт - Петербург, Ленинградскую
область, г. Выборг, г. составляла более
1млн км2 (7% территории), население - 18,5млн. человек
(13% населения). Тем самым оказались многократно
перекрытыми совокупные размеры всех
имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.6
Наряду с огромными размерами
создаваемых зон процесс их создания характеризовался
также отсутствие четкого понимания их целей
и задач, массовой раздачей льгот без четких
критериев, стремлением местных властей
к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствием
нормативно-правовой базы для их создания
и функционирования. Принятие в 1991г.
Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях
в РСФСР", в котором была глава о СЭЗ,
несколько упорядочило процесс их образования.
В соответствии с Законом свободные экономические
зоны создавались с целью привлечения
иностранного капитала, передовой зарубежной
технологии, управленческого опыта, развития
экспортного потенциала. В них устанавливался
льготный режим хозяйственной деятельности
для иностранного капитала и предприятий
с иностранными инвестициями.7
В 1992г. отношение к созданию
свободных зон в России значительно изменилось
в связи с преобразованием экономики и
либерализацией хозяйственной жизни.
Принятые в России законы, регулирующие
внешнеэкономическую деятельность, не
предусматривали особый режим хозяйственной
деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие
в зонах льготы и привилегии формально
никто не отменял, финансово-налоговые
службы посчитали их утратившими силу.
Такая неопределенность
в законодательно-правовом положении
свободных экономических зон вызвала
беспокойство у иностранных инвесторов,
расценивших складывавшуюся ситуацию
как отход российского Правительства
от политики создания зон, в дальнейшем
было было подтверждено действие прежних
зональных преференций для иностранных
инвесторов и российских предприятий,
способствовал некоторой стабилизации
обстановки.
Тем не менее, в Правительстве
РФ возобладала линия на закрытие огромных
по территории одиннадцати зон путем урезания
и лишения их многих привилегий. Взамен
предлагалась концепция создания микрозон,
главным образом свободных таможенных
зон и зон экспортного производства. В
основу выборочной стратегии создания
этих видов зон был положен принцип сочетания
их выгодного географического положения
и минимизации затрат на их инфраструктурное
обустройство.
В результате вокруг свободных
экономических зон сложилась атмосфера
неопределенности, а точнее, перспектива
сократиться до небольших экспортных
территорий. Да и эта перспектива была
туманной, так как решение создавать свободные
таможенные зоны и экспортные зоны производственного
типа не получило законодательного оформления.
Для поддержания государственной линии
на формирование преимущественно двух
видов локальных зон российское Правительство
в 1994-1995гг. предприняло ряд шагов по улучшению
инвестиционного климата для иностранных
и отечественных предприятий, действующих
в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление
льгот при налогообложении прибыли предприятий
с иностранными инвестициями; освобождение
от налога на добавленную стоимость и
специального налога на импортированное
технологическое оборудование; отмена
с 1 января 1996г. налога на сверхнормативное
превышение расходов на оплату труда и
другие.
Принятые меры
способствовали тому, что с середины
90-х гг. создание в России свободных экономических
зон несколько активизировалось. Ряд регионов,
не дожидаясь соответствующих законодательных
решений, начал интенсивную работу по
реализации проектов создания локальных
функциональных зон. Первой по такому
пути пошла Администрация СЭЗ "Находка".
Опираясь на правительственные документы
о возможностях создания на своей территории
таможенных зон, а также предоставленный
на эти цели бюджетный кредит, оно образовало
первую подобную зону уже к лету 1995г. В
этом же направлении, но без государственной
федеральной поддержки действовали Правительство
Московской области, Мэрия Санкт - Петербурга,
Администрация Ульяновска, создавшие
свободные таможенные зоны.
Другие
территории активизировали свои усилия,
направленные либо на воссоздание прежних,
либо на получение новых индивидуальных
преференций. Так, Администрация Калининградской
области добилась принятия в ноябре 1995г.
Государственной Думой Федерального закона
"Об особой экономической зоне в Калининградской
области", возвращавшего ей режим таможенной
экстерриториальности. В 1994г. была создана
зона экономического благоприятствования
в Ингушетии, в 1997г. - СЭЗ "Алтай" на
территории Алтайского края, в которой
участники зоны освобождались на пять
лет от налоговых платежей и сборов, а
также получали ряд других льгот.
Большинство из них так и не
стали функционировать в полной степени,
их деятельность во многом нарушало федеральное
законодательство, по причине чего они
и были ликвидированы. Ситуация изменилась
с принятием Федерального закона от 22.07.2005
№116-ФЗ "Об особых экономических зонах
в Российской Федерации", который закрепил
их правовое определение. В соответствии
с положениями Закона особая экономическая
зона - это часть территории Российской
Федерации, на которой действует особый
режим осуществления предпринимательской
деятельности, создаваемая в целях развития
обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных
отраслей, производства новых видов продукции
и развития транспортной инфраструктуры.8
В настоящее время
в основном сформирована нормативная
правовая база, необходимая для создания
и функционирования особых экономических
зон. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых
актов. В целом создана и система управления
данным процессом. Минэкономразвития
России - главный стратегический орган,
осуществляющий нормативно-правовое регулирование
в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными
управлениями) - главный орган исполнительной
власти, организующий и отвечающий за
эту работу. ОАО "Особые экономические
зоны" - ведущая организация, непосредственно
осуществляющая строительство объектов
инфраструктуры в ОЭЗ.9
Особые экономические
зоны, созданные в соответствии с Федеральным
законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005г., призваны
стать новыми точками роста отечественной
экономики. Формирование их в том или ином
регионе зависит от комплекса факторов
- наличия материальных, финансовых и человеческих
ресурсов.
В зависимости
от условий, в которых будет осуществляться
экономическая деятельность, созданные
в России особые зоны делятся на:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие.
Важным элементом
которых являются технопарки - своеобразные "инкубаторы"
для "выращивания" их будущих резидентов.
Ведется создание ОЭЗ еще двух типов -
туристско-рекреационных и торговых.
Под промышленно-производственной
особой экономической зоной следует
понимать участок территории площадью
не более 20 кв. км, на котором ее резидент
вправе осуществлять производство и (или)
переработку товаров (продукции), а также
их реализацию, за исключением добычи
полезных ископаемых и металлургического
производства; переработки полезных ископаемых
и лома черных и цветных металлов; производства
и переработки подакцизных товаров (исключение
составляют легковые автомобили и мотоциклы).
Технико-внедренческой
особой экономической зоной признают
участки территории (количеством не более
двух) общей площадью не более 2 кв. км,
на которых резиденты вправе осуществлять
деятельность по созданию и реализации
научно-технической продукции, доведению
ее до промышленного применения, включая
изготовление, испытание и реализацию
опытных партий, а также по созданию программных
продуктов, систем сбора, обработки и передачи
данных, систем распределенных вычислений
и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию
таких продуктов и систем.
Названные
виды зон различаются по составу резидентов,
которыми являются коммерческие предприятия
или индивидуальные предприниматели,
зарегистрированные в пределах муниципального
образования, на территории которого функционирует
ОЭЗ, и заключившие с органами управления
ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной
или технико-внедренческой деятельности.
В промышленно-производственных зонах
резидентами могут быть только организации,
а в технико-внедренческих - организации
и предприниматели.
Выбору конкретных
территорий под такие зоны предшествовали
глубокий анализ и оценка условий, необходимых
для их эффективного функционирования,
- трудового потенциала, уровня экономического
развития, количества расположенных здесь
высших и средних специальных учебных
заведений, их профильности.
Победителями конкурса,
который проводился МЭРТ и Федеральным
агентством по управлению ОЭЗ, стали:10
- Липецкая область (Грязинский
район - производство бытовой техники
и комплектующих для нее);
- Республика Татарстан (Елабуга
- выпуск автокомпонентов, автобусов, бытовой
техники, а также высокотехнологичное
химическое производство) - ОЭЗ промышленно-производственного
типа;
- Дубна (информационные
и ядерно-физические технологии);
- Томск (промышленная электроника
и биотехнологии);
- Зеленоград (микро- и наноэлектроника);
- Санкт - Петербург (аналитическое
приборостроение) - технико-внедренческие
ОЭЗ.
Работодателям,
которым предстоит вести бизнес в этих
зонах, очень важно тщательно просчитать
все параметры своей деятельности, уделив
особое внимание перспективам развития
такой составляющей, как человеческий
капитал. Для стимулирования притока и
удержания кадров нужных специальностей
и квалификации потребуется разработать
привлекательные системы оценки и оплаты
труда, поощрительных выплат.
Особые условия,
устанавливаемые в СЭЗ, включают снижение
совокупной налоговой нагрузки на бизнес
и предоставление специального - льготного
- таможенного режима для резидентов. В
технико-внедренческих зонах базовая
ставка ЕСН снижена до 14% при уровне доходов
до 280 тыс. руб. на одного человека в год,
при повышении доходов (до 600 тыс. руб. и более),
совокупные ставки понижаются (ст.241 НК
РФ).11 Разрешено применять удвоенную
амортизацию для внеоборотных активов
предприятия-резидента промышленно-производственных
зон (ст.259 НК РФ).12 Убытки, полученные резидентами
СЭЗ, без ограничений переносятся на будущее,
то есть могут покрываться за счет предстоящих
прибылей.
Налоговая
нагрузка на предприятия снижается также
за счет региональных (налог на имущество
организаций, транспортный налог) и местных
(земельный) налогов, от уплаты которых
резиденты всех СЭЗ освобождаются в течение
первых пяти лет, а также законы субъектов
Федерации). Льготный налоговый режим,
устанавливаемый для резидентов СЭЗ по
новому порядку, закрепляется в специальном
соглашении о создании СЭЗ, заключаемом
между Правительством РФ, органами государственной
власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным
органом муниципального образования.
В СЭЗ действует
также режим свободной таможенной зоны,
согласно которому иностранные товары
размещаются и используются в пределах
территории особой зоны без уплаты таможенных
пошлин и НДС.
Налог на фонд
оплаты труда существенно снижен - до уровня
взносов в Пенсионный фонд РФ. Резиденты
СЭЗ, в свою очередь, могут изыскивать
ресурсы для установления уровня заработной
платы более высокой, чем на аналогичных
предприятиях-нерезидентах. Именно комплекс
льгот и преференций, которые государство
вводит в СЭЗ, делают их привлекательными
для бизнеса, позволяют создавать высокооплачиваемые
рабочие места.
Согласно
ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории СЭЗ осуществлять
предпринимательскую деятельность вправе
не только резиденты, но и индивидуальные
предприниматели, а также коммерческие
предприятия - нерезиденты. Подобное положение
предоставляет последним такую льготу
без заключения с органами управления
СЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной
деятельности, что является обязательным
для их резидентов. Согласно ст. 10 Закона
N 116-ФЗ на территории СЭЗ осуществлять
предпринимательскую деятельность вправе
не только резиденты, но и индивидуальные
предприниматели, а также коммерческие
предприятия - нерезиденты. Подобное положение
предоставляет последним такую льготу
без заключения с органами управления
СЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной
деятельности, что является обязательным
для их резидентов.13
Промышленно-производственные
СЭЗ могут занимать площадь не более 20
квадратных километров, а технико-внедренческие
- лишь 2. При этом СЭЗ будут созданы только
на земельных участках, которые находятся
в государственной и муниципальной собственности.
Но они не должны включать в себя полностью
территорию административно-территориального
образования. СЭЗ не могут быть расположены
на территории нескольких муниципальных
образований. Срок существования особых
экономических зон - 20 лет. Продлению он
не подлежит.14
Резиденты промышленно-производственных
зон обязаны вложить в развитие бизнеса
10млн евро. При этом сумма обязательных
инвестиций в течение первого года должна
составлять не менее миллиона евро. Для
резидентов технико-внедренческих зон
минимальная сумма вложений не установлена.
В свою очередь, государство гарантирует
инвесторам защиту от неблагоприятных
изменений в российском законодательстве
о налогах и сборах.