Анализ современного состояния свободных экономических зон в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся:
изучение сущности и видов свободных экономических зон;
рассмотреть характеристику функций СЭЗ России:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика свободных экономических зон России………...6
1.1. Понятие и сущность свободных экономических зон………………....……6
1.2. Функции и виды свободных экономических зон…………………….….....8
Глава 2. Анализ современного состояния свободных экономических зон в России……………………………………………………………………….....12
2.1. Специфика создания свободных экономических зон в России………….12
2.2.Проблемы развития российских свободных экономических зон………28
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список используемых источников…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая русанов.docx

— 92.43 Кб (Скачать файл)

      Технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленными за г. Дубной как наукоградом Российской Федерации Указом Президента РФ от 21 декабря 2001г. № 1472. Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно-физических технологий.

Основными целями технико-внедренческой зоны являются:

  1. увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и в первую очередь в сфере информационных технологий;
  2. создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия;
  3. создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.15

     В качестве отдельных задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

     Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ 20 кв. километров. Это территория, ранее предназначавшаяся для строительства Камского тракторного завода.

Территория Елабужского района и г. Елабуга по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по Республике Татарстан на 42,7%, а среднероссийский уровень - в 3,1 раза.

     Основными отраслями специализации территориальной экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Территория ОЭЗ "Алабуга" разделена на определенное число земельных участков, или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. К каждому модулю подведены все необходимые коммуникации: автодороги, инженерные сети, электричество, теплосеть, газ, вода, канализация, высокоскоростная линия связи и т.д., и резидент получает точку врезки возле своего земельного участка.

    Особая экономическая зона технико-внедренческого типа, созданная в г. Санкт - Петербург, занимает территорию общей площадью 200га в Петродворцовом районе (территория "Нойдорф" - пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт -Петербурга.

Зона создается с целью локализации организаций и наукоемких производств и создания условий для их развития, а также развития сферы услуг в области высоких технологий.

    На территории особой экономической зоны г. Санкт - Петербурга, в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка аналитических приборов и другое.

    Особая экономическая зона Томской области технико-внедренческого типа состоит из двух участков - Академгородок и Томскнефтехим.

     В составе участка Академгородок предусмотрено и запроектировано: административно-выставочный комплекс для размещения административно-делового центра управления ОЭЗ, гостиницы, университет подготовки специалистов высшей квалификации, и службы общего назначения по оказанию полного комплекса услуг (консалтинговых, телекоммуникационных, бухгалтерских, юридических, хозяйственных и т.п.) всем предприятиям-резидентам ОЭЗ. Комплекс зданий для размещения резидентов, работающих в областях нанотехнологий и новых материалов, ИКТ технологий, биотехнологий и резидентов, реализующих прочие проекты.

Реализация второго участка - Томскнефтехим - экономически оправдано ", имеется необходимая инженерно-транспортная инфраструктура (подъездные пути; установки воздухоразделения, водоподготовки и водоснабжения; котельная с выработкой пара и горячей воды, склады приема и хранения химреагентов, сырья и готовой продукции).

   Площадка обеспечена необходимыми площадями зданий и сооружений. В одном из корпусов имеется действующая пилотная установка полимеризации олефинов. Наличие опытного научно-технического и технологического персонала позволит организовать и выполнить работы по реализации проекта.

     Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.16

    В соответствии с Законом Особая экономическая зона в Калининградской области - территория, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

    Создание и функционирование Свободной экономической зоны закреплено Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".17

      Получение свидетельства участника Свободной экономической зоны возможно в соответствии со ст.3 Федерального закона при соблюдении нескольких условий:

  1. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории Особой экономической зоны;
  2. основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области;
  3. на территории Магаданской области должны находиться 75 % основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.18

Основные направления деятельности особой экономической зоны "Зеленоград": 

  1.  Информационно-телекоммуникационные системы;
  2. Программно-аппаратные комплексы передачи, обработки и защиты информации;
  3. Интеллектуальные системы навигации и управления;
  4. Компьютерное моделирование;
  5. Производство программного продукта;
  6. Радио- и акустоэлектроника;
  7. Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии;
  8. Биоинформационные технологии;
  9. Нанотехнологии и наноматериалы;
  10. Биосенсорные технологии;
  11. Технологии противодействия терроризму.

      В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км.19

    Особая экономическая зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции.

    Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями:

  1. срок действия зоны составляет 20 лет;
  2. инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10млн. евро (в течение года с момента заключения соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;
  3. создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;
  4. предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

Особая экономическая зона в Ставропольском крае расположена на 13 участках общей площадью до 17кв.км. Целью проекта является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма.

    На территории особой экономической зоны планируется развивать следующие виды туризма: рекреационный, экологический; деловой; спортивный; познавательный.

      На территории ОЭЗ планируется строительство следующих объектов: гостиничные комплексы международного класса на 17 тыс. мест размещения; всероссийский детский оздоровительный центр; клиника инновационного лечения; SPA-центры; спортивно-реабилитационный и спортивно-оздоровительный комплекс; горнолыжный комплекс; культурно-развлекательные объекты и прочие объекты сферы услуг.

   2016 года объем внебюджетных инвестиций составит 49,0 млрд. руб. Потребность в бюджетных средствах до 2016 года - 3,06 млрд. руб.

   Потенциальными резидентами являются следующие компании: "ЮМАКО", "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", "Мегаполис-Финанс", "Тирэль" (Africa Israel Hotel Investments Ltd.), "АльфаГрупп", "БЬЮТИ ТРЕЙД", "Домашний салон", Ассоциация "БИОТЕХ", Центр спортивной подготовки "Олимп" и другие.

     Решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия было утверждено Постановлением Правительства РФ № 68 от 03.02.07г.20

    В качестве участков первой очереди развития были выбраны "Турка" и "Пески", с выходом на полную мощность которых ожидаемое количество туристических прибытий составит более 180 тыс. человек в год (с учетом однодневных туристов), а количество гостиничных номеров - 350. Отработан список потенциальных резидентов, предполагаемый объем вложений, которых на все участки ОЭЗ превышает 45 млрд. рублей. Ведется дальнейшая работа по привлечению инвестиций.

    Особая экономическая зона в Иркутской области расположена на одном участке площадью до 4 кв. км.

     Целью проекта ОЭЗ является создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии, на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи поселка Листвянка (Иркутский район).

    На территории особой экономической зоны будут развиваться следующие виды туризма: деловой, спортивный, экологический, лыжный, водный, экскурсионный.

    Финансирование ОЭЗ: до 2016г. объем внебюджетных инвестиций составит 10,32 млрд. руб. Потребность в бюджетных средствах до 2016 года - 4,72 млрд. руб. 21

        Потенциальные резиденты ОЭЗ: Ассоциация "Байкальская Виза", ООО "Гранд Байкал", ЗАО "Россо Групп" компания "Наньтун" (КНР), ООО "Импекс", ООО "Реал Групп", "Национальный траст сохранения и развития национальных ландшафтов", компания "Эрлинхот" (КНР) и другие.

 Особая экономическая зона в Краснодарском крае расположена на 1 участке общей площадью 800га.

   Целью проекта ОЭЗ является развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года, доступности отдыха широким слоям граждан.

     На территории ОЭЗ в Краснодарском крае предполагается развивать следующие виды туризма: пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный. До 2016 года объем внебюджетных инвестиций в ОЭЗ составит 147,42 млрд. руб. Потребность в бюджетных средствах до 2016 года - 28,96 млрд. руб.

    Планируется строительство следующих объектов: Гостиничные комплексы общей вместимостью 110 тысяч мест размещения (категории 3 - 5 звезд); Спортивные, физкультурно-оздоровительные и культурно-развлекательные сооружения и центры; Яхт клубы; Аквапарки; Заведения общественного питания; Прочие объекты сферы услуг.

    Потенциальные резиденты ОЭЗ: ООО "Петра - Сочи", "Purchase Center China", ЗАО "Моспромстрой", ООО Инвестиционно-строительная компания "Модус", ООО "Кубаньтелеком", ООО "ВМК недвижимость". (rosez)

    На сегодняшний день на территории уже созданных особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций, которых в этом году составил свыше 5млрд руб.

Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключается в том, что на протяжении 90-х гг. она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов - намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ создавались не на основе федерального закона, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным свободным экономическим зонам.

2.2 Проблемы развития российских свободных экономических зон

    Существующие, в настоящее время, в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны функционируют с 2005 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Поэтому современные ОЭЗ делают только первые шаги, согласно новым разработанным нормативно - правовым актам и Федеральным законам, разработанным с учетом ошибок предшествующего периода.22

     Проблемы свободных экономических зон, созданных в 90-х годах привели к их полной ликвидации. При этом специалисты говорят о следующих проблемах, которые были связанны с функционированием СЭЗ:

Информация о работе Анализ современного состояния свободных экономических зон в России