Анализ современного состояния свободных экономических зон в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:21, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны. К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся: изучение сущности и видов свободных экономических зон; рассмотреть характеристику функций СЭЗ России:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Характеристика свободных экономических зон России………...6 1.1. Понятие и сущность свободных экономических зон………………....……6 1.2. Функции и виды свободных экономических зон…………………….….....8 Глава 2. Анализ современного состояния свободных экономических зон в России……………………………………………………………………….....12 2.1. Специфика создания свободных экономических зон в России………….12 2.2.Проблемы развития российских свободных экономических зон………28 Заключение ……………………………………………………………………..36 Список используемых источников…………………………………………..39
Технико-внедренческая
особая экономическая зона в г. Дубне создается
для привлечения инвесторов и обеспечения
условий для ведения исследований и разработок,
создания опытных образцов и производства
опытных партий высокотехнологичной продукции
в соответствии с приоритетными направлениями
научно-технической и инновационной деятельности,
экспериментальных разработок, испытаний
и подготовки кадров, закрепленными за
г. Дубной как наукоградом Российской
Федерации Указом Президента РФ от 21 декабря
2001г. № 1472. Особое внимание при этом будет
уделено развитию деятельности в сфере
информационных технологий и ядерно-физических
технологий.
Основными целями технико-внедренческой
зоны являются:
увеличение доли России на мировых
рынках высокотехнологичной продукции
и в первую очередь в сфере информационных
технологий;
создание современной российской
модели научно-технологического парка,
включающего Университет, исследовательские
и инженерные центры, инновационные предприятия;
создание в г. Дубне центра развития
и распространения культуры разработки
и реализации программных продуктов.15
В качестве отдельных
задач проекта будут решаться задачи отработки
механизмов ипотеки для обеспечения жильем
привлекаемых специалистов, а также задачи
градостроительства и инженерного обеспечения
современных малых городов.
Особая экономическая
зона промышленно-производственного типа
"Алабуга" размещена на территории
Елабужского района Республики Татарстан.
Площадь ОЭЗ 20 кв. километров. Это территория,
ранее предназначавшаяся для строительства
Камского тракторного завода.
Территория Елабужского района
и г. Елабуга по производству промышленной
продукции на душу населения превосходит
средний показатель по Республике Татарстан
на 42,7%, а среднероссийский уровень - в
3,1 раза.
Основными отраслями
специализации территориальной экономики
являются промышленность, сельское хозяйство,
образование, туризм.
Территория ОЭЗ "Алабуга"
разделена на определенное число земельных
участков, или модулей. Площадь модуля
может составлять 5, 10, 20 и более га. К каждому
модулю подведены все необходимые коммуникации:
автодороги, инженерные сети, электричество,
теплосеть, газ, вода, канализация, высокоскоростная
линия связи и т.д., и резидент получает
точку врезки возле своего земельного
участка.
Особая экономическая
зона технико-внедренческого типа, созданная
в г. Санкт - Петербург, занимает территорию
общей площадью 200га в Петродворцовом
районе (территория "Нойдорф" - пос.
Стрельна) и в Приморском районе (территория
севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт
-Петербурга.
Зона создается с целью локализации
организаций и наукоемких производств
и создания условий для их развития, а
также развития сферы услуг в области
высоких технологий.
На территории особой
экономической зоны г. Санкт - Петербурга,
в соответствии с заявками потенциальных
резидентов ОЭЗ, планируется разработка
программных продуктов; средств связи
различного назначения и бытовой радиоэлектронной
аппаратуры; автоматизированных систем
управления технологическими процессами;
медицинской техники, разработка аналитических
приборов и другое.
Особая экономическая
зона Томской области технико-внедренческого
типа состоит из двух участков - Академгородок
и Томскнефтехим.
В составе участка
Академгородок предусмотрено и запроектировано:
административно-выставочный комплекс
для размещения административно-делового
центра управления ОЭЗ, гостиницы, университет
подготовки специалистов высшей квалификации,
и службы общего назначения по оказанию
полного комплекса услуг (консалтинговых,
телекоммуникационных, бухгалтерских,
юридических, хозяйственных и т.п.) всем
предприятиям-резидентам ОЭЗ. Комплекс
зданий для размещения резидентов, работающих
в областях нанотехнологий и новых материалов,
ИКТ технологий, биотехнологий и резидентов,
реализующих прочие проекты.
Реализация второго участка
- Томскнефтехим - экономически оправдано
", имеется необходимая инженерно-транспортная
инфраструктура (подъездные пути; установки
воздухоразделения, водоподготовки и
водоснабжения; котельная с выработкой
пара и горячей воды, склады приема и хранения
химреагентов, сырья и готовой продукции).
Площадка обеспечена
необходимыми площадями зданий и сооружений.
В одном из корпусов имеется действующая
пилотная установка полимеризации олефинов.
Наличие опытного научно-технического
и технологического персонала позволит
организовать и выполнить работы по реализации
проекта.
Федеральный закон
№ 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической
зоне в Калининградской области и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации" (далее -
Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.16
В соответствии с
Законом Особая экономическая зона в Калининградской
области - территория, на которой действует
специальный правовой режим осуществления
хозяйственной, производственной, инвестиционной
и иной деятельности.
Создание и функционирование
Свободной экономической зоны закреплено
Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ
"Об Особой экономической зоне в Магаданской
области".17
Получение
свидетельства участника Свободной экономической
зоны возможно в соответствии со ст.3 Федерального
закона при соблюдении нескольких условий:
юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель должны быть зарегистрированы
на территории Особой экономической зоны;
основная хозяйственная деятельность
должна осуществляться непосредственно
на территории Магаданской области;
на территории Магаданской
области должны находиться 75 % основных
фондов хозяйствующих субъектов, претендующих
на льготы.18
Основные направления деятельности
особой экономической зоны "Зеленоград":
Информационно-телекоммуникационные системы;
Программно-аппаратные комплексы
передачи, обработки и защиты информации;
Интеллектуальные системы навигации и управления;
Компьютерное моделирование;
Производство программного
продукта;
Радио- и акустоэлектроника;
Лазерные и электронно-ионно-плазменные
технологии;
Биоинформационные технологии;
Нанотехнологии и наноматериалы;
Биосенсорные технологии;
Технологии противодействия терроризму.
В соответствии
с Федеральным законом "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005г.
№ 116-ФЗ, Постановлением Правительства
РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании
на территории Липецкой области особой
экономической зоны промышленно-производственного
типа площадью свыше 10 кв. км.19
Особая экономическая
зона создана в целях развития обрабатывающих
отраслей экономики, высокотехнологических
отраслей и производства новых видов продукции.
Создание особой
экономической зоны регламентируется
следующими основными условиями:
срок действия зоны составляет
20 лет;
инвестиционный проект должен
содержать капитальные вложения в рублях
в сумме, эквивалентной не менее 10млн.
евро (в течение года с момента заключения
соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу
Центрального банка РФ;
создание инженерной, транспортной
и социальной инфраструктуры осуществляется
за счет средств федерального бюджета
и бюджета Липецкой области, а также других
привлеченных источников;
предоставление государственной
поддержки для резидентов особой экономической
зоны.
Особая экономическая зона
в Ставропольском крае расположена на
13 участках общей площадью до 17кв.км. Целью
проекта является создание современного
бальнеологического курорта, улучшение
сервиса, достижение большей гибкости
в оздоровительных программах, формирование
широкого спектра развлекательных возможностей
для отдыхающих и развитие смежных видов
туризма.
На территории особой
экономической зоны планируется развивать
следующие виды туризма: рекреационный,
экологический; деловой; спортивный; познавательный.
На территории
ОЭЗ планируется строительство следующих
объектов: гостиничные комплексы международного
класса на 17 тыс. мест размещения; всероссийский
детский оздоровительный центр; клиника
инновационного лечения; SPA-центры; спортивно-реабилитационный
и спортивно-оздоровительный комплекс;
горнолыжный комплекс; культурно-развлекательные
объекты и прочие объекты сферы услуг.
2016 года объем внебюджетных
инвестиций составит 49,0 млрд. руб. Потребность
в бюджетных средствах до 2016 года - 3,06 млрд.
руб.
Потенциальными резидентами
являются следующие компании: "ЮМАКО",
"Вимм-Билль-Данн Продукты Питания",
"Мегаполис-Финанс", "Тирэль"
(Africa Israel Hotel Investments Ltd.), "АльфаГрупп",
"БЬЮТИ ТРЕЙД", "Домашний салон",
Ассоциация "БИОТЕХ", Центр спортивной
подготовки "Олимп" и другие.
Решение о создании
особой экономической зоны туристско-рекреационного
типа в Республике Бурятия было утверждено
Постановлением Правительства РФ № 68
от 03.02.07г.20
В качестве участков
первой очереди развития были выбраны
"Турка" и "Пески", с выходом
на полную мощность которых ожидаемое
количество туристических прибытий составит
более 180 тыс. человек в год (с учетом однодневных
туристов), а количество гостиничных номеров
- 350. Отработан список потенциальных резидентов,
предполагаемый объем вложений, которых
на все участки ОЭЗ превышает 45 млрд. рублей.
Ведется дальнейшая работа по привлечению
инвестиций.
Особая экономическая
зона в Иркутской области расположена
на одном участке площадью до 4 кв. км.
Целью проекта
ОЭЗ является создание всесезонного курорта
мирового уровня для различных сегментов
туристов из России, стран СНГ, Европы
и Азии, на побережье озера Байкал, а также
горных территориях вблизи поселка Листвянка
(Иркутский район).
На территории особой
экономической зоны будут развиваться
следующие виды туризма: деловой, спортивный,
экологический, лыжный, водный, экскурсионный.
Финансирование ОЭЗ:
до 2016г. объем внебюджетных инвестиций
составит 10,32 млрд. руб. Потребность в бюджетных
средствах до 2016 года - 4,72 млрд. руб. 21
Потенциальные
резиденты ОЭЗ: Ассоциация "Байкальская
Виза", ООО "Гранд Байкал", ЗАО "Россо
Групп" компания "Наньтун" (КНР),
ООО "Импекс", ООО "Реал Групп",
"Национальный траст сохранения и развития
национальных ландшафтов", компания
"Эрлинхот" (КНР) и другие.
Особая экономическая зона
в Краснодарском крае расположена на 1
участке общей площадью 800га.
Целью проекта ОЭЗ является
развитие инженерной и туристской инфраструктуры
высокого мирового уровня, что будет способствовать
перераспределению туристских потоков
по сезонам года, доступности отдыха широким
слоям граждан.
На территории
ОЭЗ в Краснодарском крае предполагается
развивать следующие виды туризма: пляжный,
деловой, оздоровительный, водный, спортивный.
До 2016 года объем внебюджетных инвестиций
в ОЭЗ составит 147,42 млрд. руб. Потребность
в бюджетных средствах до 2016 года - 28,96
млрд. руб.
Планируется строительство
следующих объектов: Гостиничные комплексы
общей вместимостью 110 тысяч мест размещения
(категории 3 - 5 звезд); Спортивные, физкультурно-оздоровительные
и культурно-развлекательные сооружения
и центры; Яхт клубы; Аквапарки; Заведения
общественного питания; Прочие объекты
сферы услуг.
Потенциальные резиденты
ОЭЗ: ООО "Петра - Сочи", "Purchase Center
China", ЗАО "Моспромстрой", ООО Инвестиционно-строительная
компания "Модус", ООО "Кубаньтелеком",
ООО "ВМК недвижимость". (rosez)
На сегодняшний день
на территории уже созданных особых экономических
зон зарегистрировано 54 резидента, объем
инвестиций, которых в этом году составил
свыше 5млрд руб.
Таким образом, специфика политики зонирования
в нашей стране заключается в том, что
на протяжении 90-х гг. она не имела четкой
стратегической направленности, носила
стихийный характер. В стране отсутствовала
основополагающая концепция и соответствующая
правовая база развития СЭЗ. Вопрос об
их создании решался под воздействием
различных факторов - намерений администраций
отдельных регионов, пожеланий иностранных
и отечественных предпринимателей, складывающейся
в стране политической и экономической
ситуации. Российские СЭЗ создавались
не на основе федерального закона, а на
основе отдельных указов и постановлений
исполнительной власти, принимаемых по
отдельным свободным экономическим зонам.
2.2 Проблемы развития
российских свободных экономических зон
Существующие, в настоящее
время, в Российской Федерации свободные
(особые) экономические зоны функционируют
с 2005 года, то есть с момента вступления
в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ
"Об особых экономических зонах в Российской
Федерации". Поэтому современные ОЭЗ
делают только первые шаги, согласно новым
разработанным нормативно - правовым актам
и Федеральным законам, разработанным
с учетом ошибок предшествующего периода.22
Проблемы свободных
экономических зон, созданных в 90-х годах
привели к их полной ликвидации. При этом
специалисты говорят о следующих проблемах,
которые были связанны с функционированием
СЭЗ: