Анализ современного состояния свободных экономических зон в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:21, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны. К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся: изучение сущности и видов свободных экономических зон; рассмотреть характеристику функций СЭЗ России:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Характеристика свободных экономических зон России………...6 1.1. Понятие и сущность свободных экономических зон………………....……6 1.2. Функции и виды свободных экономических зон…………………….….....8 Глава 2. Анализ современного состояния свободных экономических зон в России……………………………………………………………………….....12 2.1. Специфика создания свободных экономических зон в России………….12 2.2.Проблемы развития российских свободных экономических зон………28 Заключение ……………………………………………………………………..36 Список используемых источников…………………………………………..39
-отсутствие государственной
концепции создания СЭЗ;
-отсутствие законодательной
и нормативной базы.
Недостаточность законодательного
обеспечения деятельности иностранного
капитала привела к низкому объему инвестиций
в СЭЗ - в 2004г. 2% от общего объема прямых
иностранных инвестиций в России.
-Организационные проблемы
состоят в том, что отсутствует эффективная
система управления зонами на федеральном
и местном уровнях.
-Социально-экономические проблемы:
2) Разрыв
и перераспределение хозяйственных связей
предприятий;
3) Отсутствие
защиты отечественных товаропроизводителей
на международном рынке со стороны государства;
4)Наличие на
пути развития свободного предпринимательства
препятствий бюрократического характера;
5) Проблема уровня
квалификации российских кадров, как рабочих,
так и управленческих, недостаток опыта;
6) Проблема доверия
к власти.23
Правовое регулирование
создания и функционирования этих зон
проводилось не законами, а подзаконными
актами, что не смогло обеспечить надлежащий
уровень правовой защиты инвестиций. Так,
общие вопросы, касающиеся режима предыдущих
экономических зон, находили отражение
в правительственных распоряжениях и
постановлениях, президентских указах,
международных договорах и других нормативных
актах.
По сути, созданные
в Российской Федерации свободные экономические
зоны трансформировались в оффшоры. Компании
регистрировались на соответствующих
территориях, пользовались предоставляемыми
им привилегиями, а деятельность свою
вели за ее пределами. Большинство из этих
зон так и не стали функционировать в полной
степени, а их деятельность во многом нарушала
федеральное законодательство. Таким
образом, цели, поставленные при создании
этих зон, не были достигнуты, вследствие
чего зоны ликвидировали.
Анализируя предыдущий
этап развития экономических зон, эксперты
отмечали, что общий режим регулирования
хозяйственной деятельности в России,
который отличается неопределенностью
прав собственности, недоступностью или
высокой ценой долгосрочных финансовых
средств для большинства компаний, диспропорционально
высоким налоговым бременем в секторах,
производящих не сырьевую продукцию, продолжает
оставаться неблагоприятным для инноваций.
Поэтому отдельными мерами по их поддержке
обойтись нельзя. Необходимы комплексные
улучшения в законодательной, административной
и регуляторной сферах.
Очевидно, что
современная промышленная политика должна
представлять собой комплекс мер, направленных
на повышение конкурентоспособности национальных
компаний на внутреннем и внешнем рынках
путем создания благоприятных условий
для их динамичного развития и реализации
их фактических и потенциальных конкурентных
преимуществ.
Механизм ОЭЗ предполагает
преференции по трем ключевым для бизнеса
направлениям: налоговые и таможенные
льготы, государственное финансирование
инфраструктуры, снижение административных
барьеров. Именно сочетание этих факторов
делает режим особой экономической зоны
привлекательным для инвесторов, хотя
каждый фактор в отдельности не так уж
велик.24
Для реализации
этих факторов разрабатывался и принимался
в 2005г. указанный Закон об ОЭЗ. Кроме этого
законодательного акта в настоящее время
действуют следующие Федеральные законы,
регулирующие образование и деятельность
ОЭЗ в Российской Федерации:
- от 22 июля 2005г. №117-ФЗ "О
внесении изменений в некоторые
законодательные акты в связи
с принятием Федерального закона
"Об особых экономических зонах
в Российской Федерации";
- от 10 января 2006г. №16-ФЗ "Об
Особой экономической зоне в
Калининградской области и о
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской
Федерации";
- от 17 мая 2007 г. №84-ФЗ "О
внесении изменений в статьи 5
и 23 Федерального закона "Об Особой
экономической зоне в Калининградской
области и о внесении изменений
в некоторые законодательные
акты Российской Федерации", статью
89 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации и статьи
288.1 и 385.1 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации".
По мнению ряда специалистов,
Закон об ОЭЗ действительно учитывает
негативный опыт функционирования экономических
зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено
заключение индивидуальных соглашений,
а установлены единые правила создания
и функционирования зон. Иными словами,
это закон прямого действия, не допускающий
никакого торга вокруг механизмов и льгот.
Тем более что зоны отбираются в результате
конкурсов.
Было разработано три
стратегии по строительству и созданию
ОЭЗ:
- короткая;
- до середины 2008г.
- среднесрочная - до 2010г.
- долгосрочная - до 2012г.
Некоторые эксперты
также считают, что надо стремиться к тому,
чтобы в зонах размещались, прежде всего,
те производства, которые ориентированы
на экспорт продукции или на производство
продукции, не имеющей аналогов на территории
России. Это было бы оптимально с точки
зрения не искажения конкурентной среды
на российском рынке.25
Так, на строительство
внутриплощадочной инфраструктуры ОЭЗ
планируется выделить из федерального
бюджета на три года (2008 - 2010 гг.) более 30млрд
руб., которые вносятся в уставный капитал
ОАО "Особые экономические зоны"
(100% акций ОАО принадлежат государству).
Кроме того, предусмотрено выделение еще
около 40 млрд руб., которые пойдут на строительство
аэропортов, автодорог, объектов водного
хозяйства и т.д. Плюс бюджеты субъектов
Федерации и муниципалитетов за три года
выделят около 38млрд руб. на строительство
инфраструктуры ОЭЗ. Иными словами, серьезным
стимулом для частных инвестиций в ОЭЗ
служат государственные вложения.
Потенциальные зарубежные
инвесторы проявляют все больший интерес
к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся
в России ОЭЗ. Для закрепления положительной
тенденции в данном вопросе необходимо
принимать дальнейшие усилия по улучшению
деятельности не только государственных
структур в этой сфере, но и потенциальных
инвесторов. ОЭЗ хотя и являются эффективным
инструментом привлечения инвестиций
в российскую экономику, они не могут решить
все ее проблемы.
Эти и другие вопросы
создания и функционирования ОЭЗ в целом
подтверждают актуальность дальнейшего
продвижения законодательной базы. Отмечено,
что 14 июня 2007г. Государственной Думой
был принят в первом чтении правительственный
законопроект №424303-4 "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации и другие
нормативные правовые акты Российской
Федерации". Этот проект предусматривает
создание портовых особых экономических
зон.26
Актуальность принятия
законопроекта обусловлена усилением
зависимости темпов экономического роста
в России от степени развитости отечественной
транспортной инфраструктуры, в том числе
портовой. Принятые за последние годы
меры (в том числе по реформе естественных
монополий) оказались недостаточными
для притока инвестиций в эти секторы
экономики. Поэтому одной из возможных
форм привлечения инвестиций и дальнейшего
развития экономического потенциала производственной
деятельности морских, речных портов и
аэропортов может стать создание на их
базе образований с особыми экономическими
условиями функционирования - портовых
особых экономических зон.
Еще одна проблема
состоит в отсутствии четко сформулированных
целей создания зон, не противоречащих
как интересам регионов, так и Федерации
в целом. Руководители регионов видят,
как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную
привлекательную сторону - перспективу
получения льгот по полному или частичному
освобождению от налогов. Многие полагают,
что СЭЗ помогут им избавиться от проблем,
решить которые сами они не в состоянии:
плохого состояния инфраструктуры, развала
производства, безработицы, тяжелой социальной
обстановки, экологических проблем. И
при этом не думают о том, кто же тогда
в такую "свободную зону" придет со
своим капиталом.
На данный момент
наиболее актуальными проблемами являются
оформление земельных участков для застройки
зон. Существуют пробелы в законодательстве,
и пока не отлажены все процедуры предоставления
земельных участков. Но соответствующие
поправки в законы уже подготовлены. Разработаны
подробные планы по всем промышленно-производственным
и технико-внедренческим особым экономическим
зонам. А короткую стратегию (до середины
2008г) превратили в тактический план в виде
заданий министра экономического развития
и торговли Германа Грефа. В них расписаны
сроки проектирования и строительства
объектов, указаны примерные объемы и
источники финансирования. Например, в
промышленно-производственной зоне в
Липецке к 2010 году появится более 5 тысяч
рабочих мест. В нее будет привлечено свыше
40 миллиардов рублей. Зарегистрировано
более 20 резидентов. А всего в шесть зон
к концу 2010 года рассчитывается привлечь
не менее 100 миллиардов рублей частных
инвестиций, зарегистрировать свыше 300
резидентов. Конечно, эти планы достаточно
примерные. Наверняка они еще будут корректироваться
с учетом прихода инвесторов. Эффект от
создания особых экономических зон туристско-рекреационного
типа (к 2016 году):
количество туристов - 10 млн.
в год;
создание рабочих мест - более
155 тыс.;
привлечение частных инвестиций
- более 260 млрд. рублей.27
Свободные экономические зоны
могут стать хорошим стимулом для притока
инвестиций в российскую экономику, а
так же для увеличения темпов экономического
роста страны, посредством продуманных
законопроектов и целенаправленным составлением
и исполнением планов.
В настоящее время
в Российской Федерации СЭЗ находятся
на стадии становления и насколько они
будут успешными можно только предполагать.
Таким образом, ошибки допущенные на практике
в ходе реализации положений нормативно-правовых
актов, регулирующих функционирование
прежних экономических зон, в определенной
мере позволили ускорить переосмысление
условий ведения промышленной политики
страны. Стало очевидным, что эта политика
не должна заключаться в простой раздаче
бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных
производств за счет протекционистских
мер. Экономическая ситуация в России
потребовала выработки иных подходов
к проблеме государственного регулирования
процесса создания особых экономических
зон, основанных на конкретных задачах
реформирования и развития и использующих
накопленный мировой опыт.
Выводы по второй главе:
1) В зависимости от условий,
в которых будет осуществляться экономическая
деятельность, созданные в России особые
зоны делятся на:
- промышленно-производственные;
-технико-внедренческие.
2) современная промышленная
политика должна представлять собой комплекс
мер, направленных на повышение конкурентоспособности
национальных компаний на внутреннем
и внешнем рынках путем создания благоприятных
условий для их динамичного развития и
реализации их фактических и потенциальных
конкурентных преимуществ.
3) Механизм СЭЗ предполагает
преференции по трем ключевым для бизнеса
направлениям:
-налоговые и таможенные льготы;
-государственное финансирование
инфраструктуры;
-снижение административных
барьеров.
4) Проблема СЭЗ состоит
в отсутствии четко сформулированных
целей создания зон, не противоречащих
как интересам регионов, так и
Федерации в целом. Руководители
регионов видят, как правило, в
таких зонах лишь одну сиюминутную
привлекательную сторону - перспективу
получения льгот по полному
или частичному освобождению
от налогов.
Заключение
В данной работе были исследованы и изучены
следующие задачи:
изучение сущности и видов свободных
экономических зон;
рассмотреть характеристику функций СЭЗ России;
ознакомиться со спецификой создания
СЭЗ в России;
рассмотреть проблемы и перспективы
развития СЭЗ в России.
На основании проведенного
анализа свободно экономических зон, их
целей создания и развития, можно сделать
следующие выводы:
Создание свободных экономических
зон - действенное направление развития
экономики отдельных территорий и регионов,
ориентированное, как правило, на решение
конкретных приоритетных экономических
задач, реализацию стратегических программ
и проектов.
Однако в России
механизм особых экономических зон пока
находится в стадии становления и отладки,
поэтому имеются значительные возможности
по его развитию и оптимизации. Можно отметить
следующие основные моменты:
1. Созданные в России
свободных экономических зон - капля
в море - масштабах российской экономики.
2. Текущее жесткое разграничение
СЭЗ по 4 типам представляется не вполне
эффективным. Часто это означает разрыв
логических цепочек, а возможность получения
двух СЭЗ различного типа одним регионам
пока представляется не очень реальным.
Наиболее очевидными представляются возможности
сочетания промышленной и технико-внедренческой
зон, туристской и портовой, портовой и
промышленной. Мировой опыт подтверждает
эффективности комплексных СЭЗ.
3. В существующем законодательстве
сделан явный акцент на создание СЭЗ на
пустой территории. Конечно, это упрощает
задачи госструктур, однако далеко не
всегда бывает эффективно. Это особенно
актуально с учетом имеющихся в России
сложностей с земельными вопросами (сложно
найти крупный целостный участок с государственной
собственностью в привлекательном месте).
В результате, выбранные площадки могут
требовать гигантских затрат в инфраструктуру,
хотя рядом могут находиться значительные
простаивающие мощности.
4. При отборе площадок для особых
экономических зон следовало бы учитывать
не только финансовые возможности субъектов
Российской Федерации, но и наличие на
их территории сложившихся научно-промышленных
комплексов. Закрепление данного предложения
в практике работы конкурных комиссий
позволило бы создать необходимые условия
для максимальной реализации научного,
человеческого и производственного потенциала
депрессивных регионов страны, стимулировать
приток в них инвестиций.