Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа
Цель работы – изучение финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Раскрыть сущность и значимость проведения анализа финансового состояния, дать описание источников информации, необходимых для проведения анализа.
Представить организационно-экономическую характеристику и оценить имущественное положение ООО «Веста» построением аналитического баланса по горизонтали и вертикали.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 6
Сущность и значение анализа финансового состояния 6
Методы финансового анализа 9
Порядок проведения анализа финансового состояния предприятия 11
Имущественное положение 13
Ликвидность и платежеспособность 13
Финансовая устойчивость 14
Прибыль и рентабельность 14
Оценка вероятности банкротства 15
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния ООО «Веста» 17
Краткая характеристика предприятия, анализ имущества и источников его формирования 17
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности предприятия 23
Анализ прибыли и рентабельности предприятия 29
Заключение 33
Список литературных источников 36
Углубленный анализ. Если экспресс-анализ, по сути, сводится лишь к чтению годового отчета, то углубленный анализ предполагает расчет системы аналитических коэффициентов, позволяющей получить представление о следующих сторонах деятельности предприятия: имущественное положение, ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, прибыль и рентабельность, рыночная активность. Помимо этого углубленный анализ предполагает проведение горизонтального и вертикального анализов отчетных форм.
Порядок проведения анализа финансового состояния предприятия
В настоящее время анализ
финансового состояния
Рис. 1.5. Последовательность анализа финансовой отчетности
Имущественное положение
Финансовая оценка имущественного потенциала предприятия представлена в активе баланса. Показатели этого блока позволяют получить представление о «размерах» предприятия, величине средств, находящихся под его контролем, и структуре активов.
Доля основных средств в валюте баланса рассчитывается отнесением итога первого раздела баланса к его валюте. Основные средства представляют собой ядро материально-технической базы предприятия, основной материальный фактор, обусловливающий возможности генерирования прибыли. Этим объясняется значимость аналитической оценки данного актива. Значение показателя существенно варьирует по отраслям; так, в машиностроении доля основных средств в активах существенно выше по сравнению, например, с торговлей или сферой финансовых услуг.
Ликвидность и платежеспособность
Финансовое состояние
предприятия с позиции
Следовательно, говоря о
ликвидности и
Прежде всего заметим,
что ликвидность и
Под ликвидностью какого-либо
актива понимают способность его трансформироваться
в денежные средства в ходе предусмотренного
производственно-
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: (а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; (б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Финансовая устойчивость
Финансовая устойчивость предприятия в основном характеризует состояние его взаимоотношений с кредиторами.
Количественно финансовая устойчивость
оценивается двояко: во-первых, с
позиции структуры источников средств,
во-вторых, с позиции расходов, связанных
с обслуживанием внешних
Уровень финансового левериджа. Этот коэффициент считается одним из основных при характеристике финансовой устойчивости предприятия. Экономическая интерпретация показателя очевидна: сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. Чем выше значение уровня финансового левериджа, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией, и ниже ее резервный заемный потенциал, т. е. способность предприятия при необходимости получить кредит на приемлемых условиях.
Прибыль и рентабельность
Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др.
Показатели рентабельности — это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.
Коэффициенты рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: (а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции; (б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции; (в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции.
Оценивая значения этих показателей, необходимо помнить, что они характеризуют результаты работы за полугодие. Если динамика финансово-хозяйственной деятельности сохранится, то значения коэффициентов рентабельности капитала по результатам года примерно удвоятся.
Оценка вероятности банкротства
Самой простой моделью
диагностики банкротства
Z = -0,3877 -1,0736Ктл + 0,0579Кэс (1.11)
где Кэс – отношение заемных средств к валюте баланса.
Если Z < 0, вероятно, что предприятие останется платежеспособным, при Z > 0 – вероятно банкротство.
Пятифакторная модель Альтмана применяется при оценке вероятности банкротства акционерных предприятий.
Система показателей Бивера приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Показатель |
Расчет |
Значения показателя | ||
Группа I (благополучные компании) |
Группа II (за 5 лет до банкротства) |
Группа III (за 1 год до банкротства) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коэффициент Бивера |
Чистая прибыль + Амортизация Заемный капитал |
0,4+0,45 |
0,17 |
-0.15 |
Коэффициент текущей ликвидности (L4) |
Оборотные активы Текущие обязательства |
2<L4<3.2 |
1<L4<2 |
L4<1 |
Экономическая рентабельность |
Чистая прибыль *100% Баланс |
6+8% |
6+4% |
-22% |
Финансовый леверидж |
Заемный капитал *100% Баланс |
Меньше 37% |
40% +50% |
80% и более |
Коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами |
Собственный – Внеоборотные капитал__________активы Баланс |
0,4 |
0,4+0,3 |
Около 0,06 |
В работе рассмотрены основные действующие методики анализа финансового состояния предприятия, выявлены их положительные и отрицательные стороны. Необходимо отметить, что с точки зрения информационного обеспечения все они ориентированы главным образом на данные бухгалтерского баланса. Методика, представленная В.В. Ковалевым, являясь универсальной, представляется наиболее подходящей для проведения анализа финансового состояния малого коммерческого предприятия, являющегося посредником между производителями запасных частей к автотракторной технике и покупателями.
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния ООО «Веста»
Краткая характеристика предприятия, анализ имущества и источников его формирования
ООО «Веста» создано в июне 2006 года, занимается оптово-розничной торговлей запасными частями к авто- и сельхозтехнике.
Имеет два магазина: один в Новосибирске, второй в НСО в г.Тогучине, зарегистрированный как обособленное подразделение.
Арендует два помещения, каждый площадью более 150 кв.м., в связи с этим деятельность не подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход.
В основные расходы входят: зарплата, аренда, рекламные расходы, услуги банка, транспортные расходы. Фонд оплаты труда в месяц 168000т.р.
В штате 8 человек: директор, коммерческий директор, главный бухгалтер, грузчик, 4 продавца.
Рис. 2.1. Орг.структура предприятия ООО «Веста»
Конкурентное преимущество товаров компании обеспечивается внедрением систем управления качеством и конкурентоспособными ценами. Постоянно отслеживается качество изготовленной продукции.
По данным бухгалтерской отчетности строится аналитический баланс и дается общая оценка финансового положения организации, а также оценивается состояние и использование имущества организации.
Также анализируются данные аналитического баланса по горизонтали и вертикали.
Таблица 2.1. Аналитическая группировка и анализ статей актива и пассива баланса
АКТИВ |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение 2007 к 2008 гг. |
Удельный вес, % |
Изменение уд.веса 2007 от 2008 г., % | |||
тыс. руб. |
% |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||||
Нематериальные активы (110) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Основные средства (120) |
36 |
32 |
27 |
-5 |
-15,6 |
5,3 |
8,02 |
6,0 |
-2,12 |
Незавершенное строительство (130) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие внеоборотные активы (150) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1 (190) |
36 |
32 |
27 |
-5 |
-15,6 |
5,3 |
8,02 |
6,0 |
-2,12 |
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||||
Запасы и затраты (210+220) |
111 |
65 |
176 |
111 |
170,7 |
16,4 |
16,3 |
39,0 |
22,8 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (230) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО МЕДЛЕННОРЕАЛИЗУЕМЫЕ АКТИВЫ (210+220+270) |
111 |
65 |
176 |
111 |
170,7 |
16,4 |
16,2 |
39,0 |
22,8 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) (240) |
180 |
182 |
84 |
-98 |
-53,8 |
25,6 |
45,61 |
18,6 |
-27 |
ИТОГО БЫСТРОРЕАЛИЗУЕМЫХ АКТИВОВ (240) |
180 |
182 |
84 |
-98 |
-53,8 |
25,6 |
45,61 |
18,6 |
-27 |
ИТОГО ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (230+240+270) |
180 |
182 |
84 |
-98 |
-53,8 |
25,6 |
45,61 |
18,6 |
-27 |
Краткосрочные вложения (250) |
10 |
- |
- |
- |
- |
1,5 |
- |
- |
- |
Денежные средства (260) |
339 |
120 |
164 |
44 |
26,8 |
51,2 |
30,07 |
36,4 |
6,33 |
ИТОГО НАИБОЛЕЕ ЛИКВИДНЫЕ АКТИВЫ (250+260) |
349 |
120 |
164 |
44 |
26,8 |
52,7 |
30,07 |
36,4 |
6,33 |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 (290) |
640 |
367 |
424 |
57 |
13,4 |
94,7 |
91,88 |
94,0 |
2,2 |
БАЛАНС (190+290) |
676 |
399 |
451 |
52 |
11,5 |
100 |
100 |
100 |
- |
ПАССИВ |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение 2007 к 2008 гг. |
Удельный вес, % |
Изменение уд.веса 2007 от 2008 гг., % | |||
тыс. руб. |
% |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||
3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||||||||
Уставный капитал (410) |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
1,5 |
2,5 |
2,2 |
-0,3 |
Добавочный капитал и резервный капитал (420+430) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Специальные фонды и целевое финансирование (440+450) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Нераспределенная прибыль (460-465+470-475) |
80 |
96 |
167 |
71 |
42,5 |
11,8 |
24,0 |
37,0 |
13 |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 3 (490) |
90 |
106 |
177 |
71 |
40,1 |
13,3 |
26,5 |
39,3 |
12,8 |
4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||||||
ИТОГО ДОЛГОСРОЧНЫХ ЗАЕМНЫХСРЕДСТВ (590) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (590+630+640+650) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||||||
Займы и кредиты (610) |
180 |
- |
- |
- |
- |
26,6 |
- |
- |
- |
ИТОГО КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (610+660) |
180 |
- |
- |
- |
- |
26,6 |
- |
- |
- |
Кредиторская задолженность (620) |
406 |
293 |
274 |
-19 |
-6,5 |
60,1 |
73,5 |
60,7 |
18,1 |
ИТОГО СРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (620) |
406 |
293 |
274 |
-19 |
-6,5 |
60,1 |
73,5 |
60,7 |
18,1 |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 5 |
586 |
293 |
274 |
-19 |
-6,5 |
86,7 |
73,5 |
60,7 |
18,1 |
ИТОГО ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ (590+690) |
586 |
293 |
274 |
-19 |
-6,5 |
86,7 |
73,5 |
60,7 |
18,1 |
БАЛАНС (490+590+690) |
676 |
399 |
451 |
52 |
11,5 |
100 |
100 |
100 |
- |
Как видно из таблицы 2.1, основными источниками финансовых ресурсов коммерческой организации являются заемные средства (в виде кредиторской задолженности), доля которых снизилась за истекший год на 12,8% и достигла 60,7%. Доля собственных средств, наоборот, повысилась на 12,8% и составила 39,3%, что говорит о положительной динамике развития предприятия. Большая часть финансовых ресурсов организации вложена в оборотные активы, доля которых за истекший период возросла на 13,4% и достигла 94% общей суммы хозяйственных средств. Это произошло в основном за счет снижения дебиторской задолженности на 98 тыс. руб. и повышения денежных средств на 44 тыс. руб. (рис. 2.2).
У предприятия нет долгосрочных финансовых вложений, что свидетельствует об отсутствии инвестиционной деятельности на предприятии.
Из таблицы 2.1 также видно, что общая сумма капитала и резервов выросла на 40,1%, что в сумме составило 71 тыс. руб. Это произошло за счет повышения нераспределенной прибыли. Уставный капитал остался прежним.
За анализируемый период на предприятии не возникло никаких долгосрочных обязательств.
Краткосрочные финансовые вложения снизились на 6,5%, что в сумме составило 19 тыс. руб. Это произошло за счет снижения кредиторской задолженности. Общая сумма заемных средств также уменьшилась на 19 тыс. руб.
По полученным данным видно, что на предприятии идет уменьшение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской, что свидетельствует об увеличении финансовой устойчивости предприятия.
На данном предприятии достаточно высокая доля заемного капитала 60,7%, это свидетельствует о том, что необходимо уменьшать задолженности предприятия.
В общем, подводя итоги, можно сказать, что на предприятии идет улучшение финансового состояния, т.к. доля обязательств уменьшается.
Рис. 2.2. Источники формирования имущества предприятия
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Анализ абсолютной ликвидности
баланса заключается в
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;
А2- быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность и прочие активы;
А3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов);
А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
Информация о работе Анализ финансового состояния на примере предприятия