Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО «ВМП «АВИТЕК»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методик финансового анализа и применение их к оценке финансовой устойчивости в современных условиях на примере ОАО «ВМП «АВИТЕК».
Для достижения поставленной цели последовательно решались следующий задачи:
Изучить теоретические подходы финансового анализа предприятия.
Дать характеристику предприятия ОАО «ВМП «АВИТЕК».
Провести анализ финансового состояния предприятия на материалах ОАО «ВМП «АВИТЕК».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА финансового состояния ОРГАНИЗАЦИИ
4
1.1. Понятие и сущность анализа финансового состояния предприятия
4
1.2. Теоретические основы анализа финансового состояния
5
1.3. Методы и приемы анализа финансового состояния предприятия
12
Вывод
19
ГЛАВА 2. Характеристика деятельности (на примере ОАО «ВМП «АВИТЕК»)
20
2.1. Характеристика деятельности ОАО «ВМП «АВИТЕК»
20
3.1. Анализ внутренней среды ОАО «ВМП «АВИТЕК»
20
3.2. Анализ внешней среды ОАО «ВМП «АВИТЕК»
22
Вывод
24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ финансового состояния предприятия (на примере ОАО «ВМП «АВИТЕК»)
25
3.1. Анализ финансового состояния ОАО «ВМП «АВИТЕК»
25
3.2. Методика анализа оценки финансового состояния, предложенная ФСФО России для проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности
32
Вывод
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_AKhD_Fendel_T_V(1).doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе. [11]

1) Метод  абсолютных величин характеризуют  численность, объем (размер) изучаемого  процесса. Абсолютные величины всегда  имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

2) Относительная  величина вычисляется как отношение  фактического значения показателя  к базе сравнения, т.е. путем деления  одной величины на: другую. Относительная  величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах.

3) Метод  средних величин используется  для обобщения данных. Средняя  величина – это показатель  «середины» или «центра» исследуемых  данных. Она является обобщающей  характеристикой изучаемого признака  в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень места и времени.

4) Метод  сравнения – самый древний, логический  метод анализа. Вопрос сравнения  решается по принципу «лучше  или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено  особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами.

5) Вертикальный  анализ – представление финансового  отчета в виде относительных  показателей. Такое представление  позволяет увидеть удельный вес  каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементам анализа является динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

  • переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
  • относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

6) Горизонтальный  анализ баланса заключается в  построении одной или нескольких  аналитических таблиц, в которых  абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

7) Трендовый  анализ – часть перспективного  анализа, необходим в управлении  для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе  анализа временных рядов следующим  образом: строится график возможного  развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

  • изучить структуру временного ряда, включающую тренд – закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;
  • изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;
  • построить математическую модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения модели простой линейной или нелинейной регрессии.

8) Факторный  анализ – это методика комплексного  и системного изучения и измерения  воздействия факторов на величину  результативных показателей.

9) Финансовые  коэффициенты применяются для  анализа финансового состояния  предприятия и представляют собой  относительные показатели, определяемые  по данным финансовых отчетов, главным образом по данным  отчетного баланса и отчета  о прибылях и убытках.

Применение финансовых коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятия, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла.

Для расчета финансовых коэффициентов, финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемой аналитической.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

  • платежеспособность;
  • прибыльность, или рентабельность;
  • эффективность использования активов;
  • финансовая (рыночная) устойчивость;
  • деловая активность.

Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа. Преимущества метода коэффициентов: возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей; простота и оперативность расчета; возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия; возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий; устранение искажающего влияния инфляции.

10) Экспертные  методы используются в тех  случаях, когда не подходят инструментальные  и при измерениях нельзя опереться  на физические явления или  они пока очень сложны. Экспертные  методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные  начала. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижимости.

11) Метод  детализации представляет собой  один из наиболее распространенных  приемов анализа во многих  областях науки, в том числе  и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет все сторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности, описывающие его показатели, расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центром ответственности или составным частям.

12) Метод  построения дерева решений входит  в систему методов ситуационного  анализа и используется в случаях, когда прогнозируемая ситуация  может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых либо нужно принимать решение с определенной вероятностью (роль аналитика или менеджера активна), либо так же определенной вероятностью наступает некоторое событие (роль аналитика или менеджера пассивна, однако значимы некоторые независящие от его действий обстоятельства). Именно для формализованного описания подобных ситуаций и используется так называемый метод построения дерева решений.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.

Выводы: Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. [12, 24]

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ОАО «ВМП «АВИТЕК»)

 

2.1. Характеристика деятельности  ОАО «ВМП «АВИТЕК»

Полное наименование: открытое акционерное общество «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК».

Сокращенное фирменное наименование: ОАО «ВМП «АВИТЕК»; на английском языке: JSC «VMP «AVITEC» .

Место нахождения Общества: Российская Федерация, г. Киров, Октябрьский пр., д. 1а.

Почтовый адрес Общества: 610047, г. Киров, Октябрьский проспект, д. 1а.

Основными видами деятельности открытого акционерного общества «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК» (далее – ОАО «ВМП «АВИТЕК») являются машиностроение, выполнение опытно- конструкторских и конструкторско-технологических работ в области военной техники, авиационного и общепромышленного производства; производство, разработка и поставка вооружений и военной техники (лицензии №001717 ВВТ-П, №001716 ВВТ-О, №001718 ВВТ-Р от 14.06.2011г., выданы Федеральной службой по оборонному заказу), товаров производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

 

2.2. Анализ внутренней среды ОАО  «ВМП «АВИТЕК»

Общество является коммерческой организацией, целью деятельности получение прибыли.

Целью осуществления деятельности является получение прибыли путем осуществления собственной предпринимательской деятельности.

Основной задачей деятельности ОАО «ВМП «Авитек» является участие в обеспечении обороноспособности и безопасности Российской Федерации, развитии военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Руководство деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором подотчетным Совету директоров и Общему собранию акционеров.

В соответствии с Уставом ОАО «ВМП «АВИТЕК» общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества общим собранием акционеров осуществляется ревизионной комиссией.

Величина уставного капитала ОАО ВМП «АВИТЕК» в 2012 году не изменилась и составила по состоянию на 31.12.2012г. 2 249 756 тыс.руб.

В структуре акционеров в 2012 году изменений не было. По состоянию на 31.12.2012г. акционерами ОАО «ВМП «АВИТЕК» являются:

  • ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» - владеет 2 249 755 акциями, доля в уставном капитале предприятия составляет 99,99996 %.
  • Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, владелец 1 именной обыкновенной бездокументарной акции, доля в уставном капитале составляет 0,00004%.

ОАО «ВМП «Авитек» имеет шесть филиалов (обособленных подразделений): торговый дом «Авитек», Управление капитального строительства, Комбинат общественного питания, Санаторий-профилакторий, Оздоровительный (детский) лагерь «Юность» и Цех железобетонных изделий.

В настоящее время ОАО «ВМП «АВИТЕК» занимает 84,4 га, где построено 293 478 кв. м. площадей, в том числе производственных - 108 245 кв. м.

Предприятие имеет почти 4,5 тысячи единиц различного оборудования. Имеющиеся производственные мощности позволяют осуществлять выпуск в достаточно больших количествах изделий оборонного назначения, в том числе ряд уникальных.

Организационная структура ОАО «ВМП «Авитек» представляет собой типичную линейно-функциональную структуру (Приложение 1). В подчинении директора находятся его заместители, каждый из которых отвечает за определенную функцию. Далее цепочка подчиненности спускается в полном соответствии с канонами построения подобных структур до самого низа, тем самым, образуя типичную пирамиду иерархии, свойственную для многих российских предприятий.

Это форма управления, в которой комбинируется линейное и функциональное управление, позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. Ответственность за производство, сбыт, финансы и другое возлагается на функциональных управляющих, которые подчиняются высшему руководству, линейный персонал может сконцентрировать свое внимание на текущей деятельности.

Важное значение в процессе деятельности занимают трудовые ресурсы. Какие бы технические возможности, организационно-управленческие преимущества ни открывались перед предприятием, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса.

ОАО «ВМП «АВИТЕК» обладает значительной численностью трудовых ресурсов. Так как оно является промышленным предприятием, то большинство работников непосредственно занято в производстве продукции.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО «ВМП «АВИТЕК»)