Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:38, курсовая работа
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает состояние финансовых ресурсов предприятия, при котором есть возможность свободно маневрировать денежными средствами, эффективно их использовать, обеспечивая бесперебойный процесс производства и реализации продукции, учитывать затраты по его расширению и обновлению. Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.
Коэффициент маневренности – отношение оборотного капитала (текущих активов) к собственному капиталу предприятия:
(2)
Коэффициент маневренности показывает долю собственного капитала предприятия, находящегося в такой форме, которая позволяет свободно им маневрировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих изделий, изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное оборудование, осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величине можно судить о финансовой независимости предприятия, то есть о способности предприятия не оказаться в положении банкрота в случае длительного технического перевооружения или трудностей со сбытом. Чем выше данный коэффициент, тем ниже риск, с которым связано владение машинами и оборудованием, быстро устаревающими в условиях научно-технического прогресса.
Показатели платёжеспособности. Платёжеспособность предприятия - его способность выполнять внешние краткосрочные и долгосрочные обязательства, используя свои активы. Показатель измеряет финансовый риск, то есть вероятность банкротства. В общем случае предприятия считается платежеспособным, если его общие активы превышают внешние обязательства. Таким образом, чем больше активы превышают внешние обязательства, тем выше платежеспособность.
Для измерения платежеспособности используют специальный коэффициент платежеспособности, показывающий долю собственного (акционерного) каптала предприятия в его общих обязательствах:
(3)
Высокий коэффициент платежеспособности свидетельствует о минимальном финансовом риске и хороших возможностях для привлечения средств со стороны. Изменения коэффициента платежеспособности могут говорить также о расширении или сокращении деятельности предприятия.
При определении платежеспособности всегда необходимо анализировать финансовую структуру источников средств, то есть решать вопросы о том, из каких средств финансируются активы. Показатель, отражающий состояние финансовых средств предприятия, получил название финансового отношения (ФО) и определяется путем деления величины собственного капитала на размер внешних обязательств:
(4)
финансовый устойчивость платежеспособность заемный
Теоретически нормальное
соотношение собственного капитала
и внешних обязательств, равное 2:1,
при котором 33% общего финансирования
осуществляется из заемных средств.
Частный вариант финансового
отношения – отношение
(5)
Высокое значение данного
показателя характеризует низкий риск
банкротства и хорошую
Уровень возврата долгосрочных обязательств – отношение операционной прибыли к суммы выплачиваемых за год процентов:
(6)
Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредита и низкую вероятность банкротства.
Показатели прибыльности (рентабельности). Виды прибыли, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, являются самыми общими показателями прибыльности предприятия. Однако при проведении финансового анализа важно знать, насколько эффективно использовались все средства, обеспечившие получение конкретного дохода. Для эффективного комплексного измерения прибыльности используются следующие показатели.
Прибыль на общие инвестиции – отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплачиваемых процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям (долгосрочные обязательства и собственный капитал), в %.
Коэффициент показывает, насколько эффективно используются инвестированные средства, то есть какой доход получает предприятие на денежную единицу инвестированных средств:
(7)
Этот показатель также
характеризует эффективность
Прибыль на собственный капитал (Пск) – отношение чистой прибыли к собственному капиталу:
(8)
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно используется собственный капитал, то есть какой доход получило предприятие на денежную единицу собственных средств. Данный показатель особенно важен для акционеров, так как характеризует эффективность использования вложенных ими средств, а также служит основным критерием при оценке уровня биржевых котировок акций данного предприятия.
Прибыль на общие активы (Поа) – отношение чистой прибыли к общей сумме активов (в процентах):
(9)
Показатель измеряет фондоотдачу, то есть эффективность использования всех активов предприятия, показывая, какой доход получен на денежную единицу активов. Следует отметить, что если прибыль на активы меньше процентной ставки по долгосрочным кредитам, то ситуация должна рассматриваться как неблагополучная.
Коэффициент валовой прибыли (Коп) – отношение разности между объемом продаж и их себестоимостью к объему продаж:
(10)
Коэффициент показывает предел прибыли, то есть долю валовой прибыли, приходящуюся на денежную единицу продаж реализованной продукции. На его основе можно определить величину чистой прибыли, остающейся после вычета из стоимости реализованной продукции расходов на выплату налогов и процентов за кредит, покрытие операционных расходов. Определив данный показатель, можно легко найти долю себестоимости продукции, приходящуюся на денежную единицу продаж. Коэффициент валовой прибыли отражает взаимодействие нескольких факторов, таких как цены, объем производства и стоимость. Его повышение может быть следствием снижения себестоимости продукции, либо свидетельствовать о благоприятной конъюнктуре рынка.
Прибыль на операционные расходы (Пор) – отношение операционной прибыли к объему продаж:
(11)
Это показатель величины операционных расходов, приходящихся на денежную единицу продаж.
Прибыль на продажи (Пп) – отношение чистой прибыли к объему продаж:
(12)
Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на денежную единицу реализованной продукции.
Показатели эффективности
Оборачиваемость материальных запасов (Омз) – отношение объёма продаж к величине материальных запасов, или число оборотов, совершаемых материальными запасами в год:
(13)
Высокое значение показателя
считается признаком
Иногда финансовые аналитики предпочитают использовать в числителе формулы показатель себестоимости продаж вместо показателя объема продаж. Резон такого подхода в том, что себестоимость продаж и уровень запасов измеряются в оптовых ценах (то есть не включают продажных и налоговых надбавок и наценок, в то время как объем продаж содержит их). При таком подходе приведенная формула будет иметь следующий вид:
(14)
Коэффициент эффективности использования текущих активов (Эта) – отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам):
(15)
Коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на денежную единицу текущих активов. Коэффициент использования чистого оборотного капитала (Эчок) – отношение объёма продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства):
(16)
Коэффициент эффективности использования основных средств (Эос) – отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества. Он показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на денежную единицу основных средств:
(17)
Величина коэффициента может составлять 100 – 700% и зависит от капиталоемкости производства.
Коэффициент эффективности использования общих активов (Эоа) – отношение объёма продаж к общим активам предприятия:
(18)
Чем выше значения двух последних коэффициентов, тем интенсивнее, а следовательно, и эффективнее используются оборудование и другие активы.
Общий уровень финансово-
- благоприятное;
- удовлетворительное;
- неудовлетворительное;
- критическое.
Для качественной оценки основных позиций можно использовать такие характеристики, как высокий, нормальный и низкий уровень. Значения коэффициентов оцениваются, например, интервальным способом: попадающие в интервал считаются нормальными, а оказывающиеся за пределами интервала – высокими или низкими. Базу для выбора интервала определяют среднеотраслевые, а также лучшие и худшие показатели отрасли.
Финансовое состояние предприятия анализируется с помощью совокупности методов и рабочих приемов, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи основных показателей (табл. 1.4.).
Таблица 1.2 Основные методики анализа финансовой отчетности, проводимого в рамках анализа финансового состояния
Наименование |
Содержание |
Значение |
Анализ абсолютных показателей |
Оценка важнейших |
Позволяет оценить статьи отчетности в статике и динамике |
Горизонтальный (временной) анализ |
Сравнение каждого значения отчетности с предыдущим годом, расчет темпов роста показателей (индексный анализ) |
Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей (групп статей) отчетности |
Вертикальный (структурный, процентный) анализ |
Расчет структуры обобщающих итоговых статей отчетности и составление динамических рядов (процентный анализ) |
Позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе источников средств и направлениях их использования |
Анализ финансовых коэффициентов (относительных показателей) |
Расчет соотношений отдельных статей отчетности компании определение взаимосвязей показателей |
Позволяет проводить сравнительный анализ эффективности: - с предшествующими (удачными) годами; - с запланированными |
Анализ абсолютных показателей представляет собой изучение данных бухгалтерской отчетности: определяются состав имущества предприятия, структура финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, оценивается размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и так далее. Предполагается чтение отчетности, а также оценка статей исходного баланса на начало и конец периода: оценка их изменений в абсолютных величинах, оценка удельных весов статей баланса (структурных характеристик), оценка динамики структурных изменений (удельных весов), оценка изменений в процентах к величинам на начало периода (тем роста статьи баланса).
Горизонтальный (временной) анализ предполагает сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом отчетности, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста (прироста). Этот анализ основан на сравнении динамики развития всех статей баланса или отчета о прибылях и убытках по сравнению с базисным годом, финансовые показатели по которому берутся за 100%. В результате получаются таблицы отчетности в индексной форме, и появляется возможность глубокого анализа динамики показателей и определения темпов прироста статей отчетности.
Вертикальный (структурный, процентный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, то есть выявления удельного веса отдельный статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом). Позволяет получить представление о структуре важнейших итоговых сумм финансовой отчетности. Так, сумма актива берется равной 100% и рассчитываются удельные веса каждой статьи актива по отношению к итогу. Аналогично поступают с пассивом. При вертикальном анализе отчета о прибылях и убытках за 100% берется выручка от продаж. Более глубокие выводы можно получить, составив таблицу данных отчетности в процентной форме за ряд лет – это позволяет проследить динамику структурных изменений.
Ведущим методом анализа финансового состояния является расчет финансовых (аналитических коэффициентов), необходимый различным группам пользователей: акционерами, аналитикам, менеджерам, кредиторам и др. Анализ подобных относительных показателей – это расчет соотношения отдельных позиций отчета или позиций разных форм отчетности, определение их взаимосвязей. Финансовые коэффициенты представляют собой отношение одного бухгалтерского показателя к другому. Анализ финансового состояния при помощи финансовых коэффициентов представляет собой сопоставление показателей компании за текущий год с аналогичными показателями за прошедшие годы, а также определение тенденций развития компании (прогнозные оценки) по каждому коэффициенту. При разработке форм, подлежащих заполнению для осуществления управленческого учета, каждое предприятие имеет право отобрать для аналитической работы собственный набор коэффициентов, поскольку их число не ограничено и увеличивается при расширении исходной информации. Тем не менее, принято рассчитывать четыре группы показателей: ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности.
Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия