Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность, типы и показатели инфляции
1.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационных ожиданий
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика РК.docx

— 97.99 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические  последствия инфляции

Социально-экономические  последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных  субъектов прогнозировать инфляцию.

Главное последствие инфляции – это перераспределение  доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированный  законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически  уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится  на более бедных людей.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов  индивидов. При прогрессивной системе  налогообложения они вынуждены  уплачивать налоги по более высоким  ставкам. В то же время, поскольку  существует временной лаг между  начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений  снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления  государством экономической и социальной политики.

Обесцениваются  амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и  уменьшаются их инвестиционные возможности.

Перераспределение доходов в пользу государства  осуществляется также путем государственной  эмиссии денег. Доход от эмиссии  денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь  защититься от «инфляционного налога»  и ожидая дальнейшего повышения  цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров  длительного пользования, вложить  их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены  и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен  и перераспределение доходов  между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые «издержки  меню» - расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку  счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики  в целом. У производителей снижаются  стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается  заинтересованность в выпуске товаров  высокого качества, растет выпуск низкокачественных  товаров. Вместе с тем сокращается  производство относительно дешевых  товаров. У работников снижаются  стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В реальной действительности население не в  состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется  доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено  различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение  доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися  деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При  низких процентных ставках и высокой  инфляции правительство может сократить  реальный размер неоплаченной части  государственного долга, так как  фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных  активов чаще выступают пожилые  люди. В результате происходит перераспределение  доходов от старших к более  молодым группам общества.

Происходит  снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые  получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники  бюджетной сферы). В то же время  могут увеличить свой реальный доход  получатели нефиксированных доходов  – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке. [3,C.9]

Обесцениваются  сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

Происходит  снижение эффективности государственных  социальных программ, поскольку снижаются  реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием  подавленной инфляции является появление  черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев  населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая  атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается  политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания  и революции XIX – XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.

1.2 Взаимосвязь  инфляции и безработицы. Кривая  Филипса. Механизм адаптационных  ожиданий

Экономисты  отмечали связь темпов инфляции с  уровнем безработицы. Эта зависимость  наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А.Филлипса (1914-1975). Он исследовал статистические данные по Великобритании за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когда безработица превышала 3%-ный уровень, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название «кривой Филлипса».

Позднее в его модели П.Самуэльсон и Р.Солоу заменили темп прироста заработной платы на показатель инфляции. «Кривая Филипса» показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, «компромисса» (по выражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса.

В ходе глубокого экономического кризиса 1974-75 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие  темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы. В 80-е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе. [4,С.10]

Анализ  кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому. (Рис№.4.) 

Рис.№.4. Кривая Филипса в краткосрочном  и долгосрочном периоде

При обосновании  долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики.

Адаптивные  ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической  инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что  экономические агенты в своих  прогнозах учитывают всю имеющуюся  информацию о будущих ценах и  в среднем не ошибаются в своих  расчетах. 

Рис.№.5. Кривая Филипса в теории адаптивных ожиданий

Долгосрочная  кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.№.5. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. [5] Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.

Согласно  теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов  совпадают с фактической инфляцией  в будущем (рис.№.6). Если правительство  пытается применить стимулирующую  политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень  цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста  совокупного предложения даже в  краткосрочном периоде. Экономическая  система сразу перемещается из точки  А1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен. 

Рис.№.6. Кривая Филипса в теории рациональных ожиданий

Исследование  долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства  добиться расширения производства в  условиях полной занятости путем  стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для  управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.

Концепция рациональных ожиданий является одним  из самых молодых направлений  современной экономической теории. Вследствие использования методологических принципов классической экономики  теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика».Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности. Другим основным положением ТРО является идея о том , что рынки товаров и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан

Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.[13]Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор. В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции. Налогово-бюджетная политика и инфляция. Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Предотвращение прогнозируемой инфляции. Экономическая система какое-то время находится в состоянии равновесия в точке Е1 (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат. Без принятия неотложных мер такое положение вещей сдвинет экономическую систему вправо - вверх (т.е. вызовет движение вдоль кривой совокупного предложения АS1 к точке Е2). Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – в состоянии стабильности. Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно. Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит. Проблемы фискальной политики: Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.[14,C.32]Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен. Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике). Кредитно-денежная политика. В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом: Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков. Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания. Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной политики. Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической системе, называют передаточным механизмом. Первоначально рынок денег, модель которого изображена в части а рисунка 5 находится в состоянии равновесия в точке Е1. Кривая предложения денег занимает положение МS1, а кривая спроса на деньги находится в положении МD1; следовательно, равновесное значение номинальной нормы процента равно R1. При этом значении будут осуществлены реальные плановые инвестиции в объеме, обозначенном в части б рисунка символом I1. Данный уровень плановых инвестиций, наряду с заданными условиями, касающимися объемов потребления, государственных закупок и чистого экспорта, учитывается в качестве структурообразующего элемента при построении кривой совокупного спроса АD1 в части в. Таким образом, точка е1, в которой пересекаются кривые совокупного спроса АD1 и совокупного предложения АS, является точкой первоначального равновесия экономической системы. Уровень равновесия реального объема производства обозначен символом у1, а Р1 соответствует равновесному уровню цен. Фиксируя в качестве исходного положения экономической системы точку Е2 (рынок денег), центральный банк пересматривает тактическую цель своей денежно-кредитной политики и уменьшает количество денег в обращении. Графически это можно интерпретировать в виде сдвига кривой предложения денег влево. Растущая норма процента вызывает сокращение объема плановых инвестиций. Оно с свою очередь, сдвигает кривую совокупного спроса влево, заставляя снижаться уровни цен и реального объема производства. Это означает уменьшение величины номинального дохода, что заставляет кривую спроса на деньги также сдвинуться влево, но не настолько, чтобы избежать некоторого повышения нормы процента. Новое равновесие на краткосрочном временном интервале устанавливается тогда, когда рынок денег возвращается в состояние Е1, а экономическая система в целом вновь оказывается в точке е1. Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: Повышение нормы процента. Уменьшение уровня реального объема производства. Понижение уровня цен. Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции , мы обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция ( политика дорогих денег – более высокая процентная ставка – ( возросший спрос на национальную валюту за границей ( стоимость национальной валюты повышается ( чистый экспорт сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса. Монетаризм Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

Информация о работе Антиинфляционная политика