Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:51, реферат

Краткое описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых она неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В Х1Х веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции.

Содержание

Введение…………………………………………………….…… стр., 3
Причины инфляции……………………………………………… стр., 4-6
Виды инфляции………………………………………………….. стр., 7-9
Социально-экономические последствияинфляции…………………………………………… стр., 10
Кривая Филипса……………………………………………….… стр., 11-12
Антиинфляционная политика…………………………………… стр.,13-16
Заключение……………………………………………………..… стр.,17
Список литературы…………………………………………….… стр., 18

Вложенные файлы: 1 файл

инфляция.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

               3.Социально-экономические последствия инфляции              

Эти последствия сложны и разнообразны. Наибольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством роста цен и нормы прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное препятствие для производства  и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики.  Также неравномерный рост цен  усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации

товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы налогом на население, а как следствие – отставание доходов населения от беспрерывно растущих цен.

                             4. Кривая Филипса                             

На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит так называемая компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции  взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на так называемую теорию естественного уровня безработицы

    

Кривая Филипса иллюстрирует соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы. Она изображена на рис.

Видно, что снижение уровня безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы. Чем круче кривая Филипса, тем больше коэффициент взаимообратимости.

Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5-10 лет) она становится вертикальной, ибо в длительный период времени даже низкий

Безработные, %


 

уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей

генерируют такие монополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное

повышение заработной платы и товарных цен. Более того, наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих

графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически

превращают кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и

практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы. Естественным называют такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы.

Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклической безработицы.

Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм смены фаз подъема и кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного вмешательства. Остановимся на механизме достижения естественного уровня. При падении безработицы ниже естественного уровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в результате растет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции увеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается в контрактах. Соответственно усиливается темп инерционной инфляции. Затем, после бума, акселераторы, как элементы государственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данное торможение превышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не снижается, ибо определенное время остается инерционной.

В случае экономического спада безработица падает ниже естественного уровня, и события развиваются в обратной последовательности. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен после достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т. е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потрясения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естественного уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.

Зададимся вопросом: какую цену платит общество за снижение уровня инфляции?

Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо удается существенно

сократить темп инфляции за счет более скромного снижения занятости.

Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального продукта на 4% от потенциального.

Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждают, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и

получить в итоге большее количество продукта.

                        5.Антиинфляционная политика.                       

     Одним из  сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям.

Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

В целом в развитых странах темп инфляционного роста (после периода военной специализации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два тип экономической политики:

1.Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,

определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий нефтяного шока, ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г.

они снизились до 4% спустя примерно 3 года – в 1982 г.[1]. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию весьма сложно с помощью одних лишь организационных мер. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и методов зависят от постановки правильного диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения, связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы.

Инфляция может носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданное снятие ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а

комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с

инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно

уточняются и корректируются. Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что в Казахстане расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось чрезвычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. Применительно к Казахстану, попавшей в инфляционную полосу в начале реформ, и не сумевшей разработать единую линию антиинфляционной политики, можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие

конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые диспропорции  не устранены в ходе либерализации  цен.

Свободные цены не стали ценами равновесия и не работали на улучшение

производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате

непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны

непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая,

машиностроение.

3. Сокращение внешнего долга, резко сужающего маневры валютными

ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды – материальные и

финансовые.Результативность антиинфляционной  политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой.

Преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

                              

 

 

 

 

 

 

 Заключение                               

Таким образом, в настоящее время инфляция – один из самых болезненных и

опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и

экономическую системы в целом. Инфляция не только означает снижение

покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер. В странах

с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

                       

 

 

 

 

 

 

 Список литературы                        

1.      Борисов  Е.Ф. «Основы экономической теории». М.: Наука, 1998.     

2.      Борисов  Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Справочник. М.:

Экономика, 1997.

3.      Мостовая. Экономическая теория. М.: Экономика, 1998.

4.      Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: 1998.

5.      Экономическая  теория / под ред. В.Д. Камаева, М.: 1998.

Информация о работе Антиинфляционная политика