Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция. Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 13
2.1 Макроэкономические показатели Республики Беларусь 13
2.2 Инфляция в Республике Беларусь 18
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 317.60 Кб (Скачать файл)

С начала кардинальных экономических  преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в  ее развитии отчетливо прослеживаются 5 периодов, имеющие качественные характеристики: [11, С.72]

1) 1991—1994 гг. — снижение  всех макроэкономических показателей  (1992—1994 гг. — гиперинфляция с  выраженным инфляционным скачком  цен);

2) 1995 —1996 гг. — период  высокой инфляции, но уже с  наметившейся тенденцией снижения  ее темпов (приостановление обвального  спада производства, снижение уровня  дефицита госбюджета, а к концу  периода — проявление положительной  динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);м

3)1997— 1999 гг. — новый  виток раскручивания инфляции  и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

4) 2000—2001 гг. — период снижения  темпов инфляции и их относительная  стабилизация с замедлением темпов  социально-экономического развития  страны в начале периода (прирост  ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).

5) 2002 – 2009 гг. Следующий этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции.

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию  денег в наличной и безналичной  формах, расширение масштабов банковского  кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства.

Ограничение конкуренции. Монополия  крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают  цену на рынке и определяют собственные  издержки. В Беларуси очень много  монополистических предприятий, как  в добывающей отрасли (например: "Белоруськалий"), так и в остальных производствах (ОАО "Атлант", РУПП "Витязь", ОАО "Белтрансгаз", ОАО "Амкодор" и т.д.).

Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс  замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей  или меньшей степени выполняют  все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население  Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем  продало.

Мировой кризис. Мировой  финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую  экономику и на каждую страну в  отдельности по разному. Глубина  поражения экономики у каждого  государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например, в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Вышеперечисленные причины  являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие  повышения цен на импортируемые  товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так  называемые "инфляционные ожидания", когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, тем самым желая  себя обезопасить. Да и внешние долги  не снижают инфляции, так по состоянию  на 1 января 2010 года долг составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете  на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Таким образом, совокупность всех этих экономических факторов в  большей или меньшей степени  влияет на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен  в стране вырастет не более чем  на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году.

В настоящее время Министерство экономики устанавливает фиксированные  цены на нефть и продукты из белорусской  нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные  предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и  багажа железнодорожным транспортом  в местном сообщении.

В настоящее время в  перечень социально значимых продовольственных  товаров включены семь групп продуктов  питания:

- мука (для хлебопечения);

- хлеб и хлебобулочные  изделия;

- молоко, кефир, сметана  и творог;

- мясо (говядина, свинина);

- молочные смеси, мясные  консервы для детского питания;

- сахар, заменители сахара  для больных сахарным диабетом;

- картофель и плодоовощная  продукция.

С учетом значительного влияния  сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения  тарифы на них утверждаются ниже, чем  затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению  жилищно-коммунальных услуг возмещаются  за счет бюджетных дотаций, средств  целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного  фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.

В Беларуси процесс реформирования экономики не завершен. До настоящего времени сохраняется галопирующий рост цен и опасность возникновения  новых гиперинфляционных всплесков.

В настоящее время проводится более жесткая денежно-кредитная  политика, повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, сокращается список социально-значимых товаров и услуг. И в то же время сохраняются некоторые принципы проинфляционной политики: по-прежнему регулируются цены на ряд социально значимых товаров, субсидируются убыточные предприятия и целые отрасли, прежде всего АПК. Кроме того, правительство стремится сохранить объемы производства и отложить критический момент его спада путем безресурсной денежной эмиссии. Еще одним последствием расширения денежной массы является чрезмерный рост номинальной заработной платы. Так, номинальная заработная плата в 2001 г. увеличилась почти в 600 раз по сравнению с 1994 г., а реальная – только в 2 раза. 

Сложившаяся практика не способствует избранной стратегии перехода к  рыночной экономике. Кроме увеличения инфляционного давления вследствие переполнения каналов денежного  обращения, эта экономическая политика приводит к искажению производственных пропорций и постоянному снижению эффективности производства. 

Беларусь добилась определенных успехов в преодолении инфляции. Но без проведения серьезных преобразований, реформирующих саму структуру экономики, борьба с инфляцией будет напоминать сражение с гидрой – на месте  одной отрубленной головы тут  же вырастут две новые. 

Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная  процентная ставка по депозитам населения  сохраняется, в Национальном банке  понимают, что кредитные ресурсы  для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования. Стратегической задачей Нацбанка является выравнивание темпов инфляции в Беларуси до темпов инфляции в России. Планируется, что Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать  эти планы будет непросто, ибо  бюджету придется изыскивать источники, которые могли бы стать заменой  кредитам Нацбанка. Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического продолжения в реальном секторе экономики. Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности. Постоянные валютные интервенции привели, в свою очередь, к заметному снижению размера чистых иностранных активов органов финансового регулирования. Эти активы удалось пополнить только благодаря продаже пакета акций «Славнефти». С целью финансирования бюджетных расходов правительство не только увеличило свой рублевый долг перед центральным банком на 21,8 млрд. руб., но и снизило собственный валютный депозит в нем более чем на 60 млн. USD.

Оно также активно заимствовало денежные средства у банков, превратившись  из кредитора банковской системы  в дебитора. Очевидно, что нынешняя экономическая политика не позволяет  белорусскому правительству найти  общий язык с международными финансовыми  организациями и привлечь кредитные  ресурсы для выхода из кризиса. Поэтому  перспективы таковы: либо правительство  отказывается от поддержки рубля, либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован  системный кризис банковской системы, в результате чего все обязательства  банков перед домашними хозяйствами  и предприятиями будут фактически аннулированы. У этого сценария есть одна альтернатива — продажа наиболее ликвидной государственной собственности. Это позволит сохранить нынешнюю денежную политику еще на 3-4 года. В  стране отсутствуют мотивы для бизнеса, лишь единицы предприятий, прошедшие  этап формальной приватизации, смогли приступить к реструктуризации, большинство акционированных предприятий не являются бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль. Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь прозрачные результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Украину, Польшу, Россию. 

Таким образом, можем сделать  выводы, что в условиях реформирования централизованной экономики развитие инфляционных процессов происходит под воздействием ряда специфических  факторов: унаследованного и сохраняющегося «рынка продавца», накопленного ранее  избыточного спроса, чрезмерного  роста номинальных денежных доходов  и т.д. Принимая это во внимание, разработка антиинфляционной политики должна включать в себя комплекс мер по устранению негативных последствий длительного  нахождения в условиях плановой экономики  – демонополизацию экономики. 

Необходимо также установить стратегию дальнейшего развития и четко ее придерживаться. В системе  государственного регулирования инфляции должны преобладать мероприятия, направленные не на решение краткосрочных коньюнктурных  задач, а на решение задач долгосрочного  развития.

В Беларуси используется проинфляционная  экспансионистская концепция государственного регулирования, характеризующаяся  мягкой денежно-кредитной и бюджетной  политикой. Для снижения темпов инфляции необходимо ограничить денежную эмиссию, снизить расходы правительства  и ужесточить политику кредитования. Не следует также забывать и о  том, что расширение денежной массы  можно использовать в качестве стимула  развития производства, но только в  том случае, если оно сопровождается опережающим ростом ВВП. Для этого  следует поддерживать эффективно работающие предприятия. В этом случае эффект краткосрочного повышения инфляции будет нейтрализован снижением ее активности в среднесрочной и долгосрочной перспективе в результате роста национального производства и расширенного предложения отечественных товаров.

По данным Белстата, потребительские цены в сравнении с июнем в июле текущего года увеличились лишь на 1,3%, а с началом года – на 12%. В июне рост цен составил 1,8%, что является минимальным показателем в месячном выражении. Заметим, что в месячном выражении цены росли минимально не только в этом, но и в прошлом году.

Благодаря действиям правительства и Нацбанка, главного банка Беларуси, темпы инфляции сократились. Сделать это удалось с помощью снижения темпов увеличения цен на непродовольственные товары. Так, за месяц они подорожали всего лишь на 0,2%, а в целом с начала 2012 года – на 7,1%. Интересный факт: основная часть непродовольственных товаров, о которых Национальный статистический комитет предоставляет сведения, выросла в цене больше, чем на 0,2%.  

Письменные принадлежности подорожали на 3,7%, посуда – на 1,1%, а  стройматериалы – на 0,7%. При этом остались прежними цены на бензин, а  вот обувь и бытовые электроприборы подешевели на 0,4% и 0,2% соответственно. 

Продовольственные товары в июне увеличились в цене на 1,8%, а в июле – уже на 2,1%.  

Рост цен вызвало подорожание спиртных напитков и табачных изделий (на 6,3% и 3,4% соответственно). 

В июле резко подорожал картофель (на 53%). С начала этого года он стал стоить на 95,5% больше. Хлеб и хлебобулочные изделия за месяц существенно выросли в цене – на 6,9%. 

В то же время некоторые факторы поспособствовали снижению темпов роста цен на продовольствие. Например, сезонное удешевление фруктов (на 2%) и овощей (на 10,3%).  

Цены на услуги в июле росли медленнее потребительских цен, составив 1,2%. Однако с начала года услуги стали дороже на 15,9%. 

В июле произошло резкое подорожание железнодорожного транспорта. Цены на пригородные маршруты выросли на 20%, на внутриреспубликанские – на 18,9%, на международные – на 5,1%. 

Что касается сферы санаторно-оздоровительных услуг, то тут цены в июле возросли на 7,9%, а вообще с начала года – на 75,7%. Это увеличение стало рекордным среди всех видов непродовольственных товаров и услуг. В большей степени с начала текущего года цены выросли только на картофель (на 94,5%).

На графиках мы можем проследить инфляцию в Республике Беларусь 2009-2012 гг. [Приложение Б]  

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Развитие инфляционного  процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься  специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в  условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые  в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь