Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция. Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 13
2.1 Макроэкономические показатели Республики Беларусь 13
2.2 Инфляция в Республике Беларусь 18
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 317.60 Кб (Скачать файл)

Государство при выборе методов  макроэкономического регулирования  может рассматривать различные  системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики [13, c.56].

Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная  политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить  инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость  дальнейшего снижения инфляции и  установления полного контроля над  инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся  в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно  считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

В контексте детализации  системных причин инфляция и стратегического  курса на их подавление целесообразно  выделить ряд факторов:

  • Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
  • Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
  • Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
  • Повышение взимаемых налогов на производство в одной отрасли или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
  • Снижение обменного курса национальной валюты;

Удорожание отечественной  продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами [13, c. 85].

Перечень системных факторов инфляции в республике указывает  на то, что для борьбы с ней  в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о  невозможности перенесения опыта  применения антиинфляционных мер в  странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой  еще не имеют законченных форм.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных  экономических реформ необходимо разработать  в условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее  деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в  долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного  механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.

Основы долгосрочного  безинфляционного развития экономики  закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие  способное адекватно реагировать  на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время  действующие предприятия и производства испытывают большие экономические  трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций  на фоне низкой покупательной способности  населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения  в структуре оборотных средств  свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы  в функционировании производства. Поэтому  представляется важным оздоровление финансового  состояния предприятий и скорейшее  решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового  состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового  рынка и т. п. В определенной степени  можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося  принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [10, с.71-77].

Развитие инфляционного  процесса зависит также и от реализуемой  государством валютной политики. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение  о девальвации, государство допускает  появление в экономике дополнительного  инфляционного импульса, который  в первую очередь проявляется  в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых  взаимосвязей переносится и на стоимость  отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие [13, c. 215]. Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляции.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим  образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и  др.), глобальные (состояние мировых  финансовых рынков); политические —  внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия  населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива  возможно при регулировании остальных  факторов, которые можно свести к  трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимосвязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

В период действия указанной  схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход  к ДКП на основе метода целевой  инфляции будет эффективным в  постстабилизационный период.

Основным направлением решения  проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике [10, С.76].

Инфляция представляет собой  комплексную проблему. Для ее решения  необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений  и смягчением проблемы неплатежей. Необходимый комплекс мер должен приниматься не в одночасье, а  последовательно и согласованно друг с другом.

1. Единственный способ  остановить инфляцию - переход к  выдаче новых кредитов исключительно  за счет возврата старых. Так  работают все безинфляционные  банковские системы мира. Это  возможно только в том случае, если при невозможности возврата  кредита неотвратимо и эффективно  начинает действовать процедура  банкротства. Без решения проблемы  демонтажа устаревших и неэффективных  производственных мощностей перейти  к безэмиссионной политике не  удастся.

Поэтому первейшая задача - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в  условиях уменьшающейся инфляции будет  непросто), в том числе и за счет банкротства, санации или продажи  эффективному собственнику отдельных  предприятий.

2. Неукоснительный возврат  касается и заимствований государства  посредством облигаций. Главная  проблема рынка ГКО - недоверие  государству, подкрепляемое заявлениями  и действиями Министерства финансов. Стабильное функционирование рынка  ГКО - предпосылка стабильности  белорусского рубля.

Поэтому вторая задача - восстановление доверия к облигациям государства. Для этого нужно добиться неукоснительного погашения точно в срок каждого  тиража, кроме того, целесообразны  публичные аргументированные заверения  министра финансов о невозможности  обвалов на этом рынке.

3. Поддержание стабильных  цен снизит доходность банковского  сектора, что создаст значительные  проблемы с банковской ликвидностью.

Поэтому третья задача - консолидация банковского капитала путем слияния  и привлечения новых акционеров. Вместе с тем, главный стимул для  акционеров - рост индекса акций  того или иного банка. Нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы банковских акций.

4. Анализ обнаруживает  большую зависимость производственной  сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой  является реальный курс обмена, который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. Поэтому очень важно Национальному банку объявлять планируемую траекторию обменного курса и инфляции и добиваться их максимального выполнения.

5. Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным  является только спрос на узкие  деньги (М0, М1), спрос же на широкие деньги МЗ, М4 устойчивым назвать нельзя. Поэтому монетарное таргетирование, применявшееся в отношении совокупной рублевой массы МЗ на представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по М1.

6. Поощрение конкуренции  и отмена правил, ограничивающих  развитие рынков. Моделирование  инфляции с помощью моделей  Леонтьева в условиях ограниченной  конкуренции показывает, что внутренняя  солидарность отрасли существенно  влияет на цены.

7. Стабильный единый курс  и наибольшая (по белорусским  меркам) инфляция выровняет условия  хозяйствования для всех и  покажет истинную рентабельность  предприятий. Некоторые из них  окажутся в критическом положении,  поэтому нужны будут быстрые  и жесткие методы по их санации  или банкротству. Это требует  эффективно действующего законодательства, наличия профессиональных антикризисных  управляющих. Вместе с тем,  поддерживать такие предприятия  за счет льгот по налогам,  безвозвратных кредитов разумно  только в крайне редких случаях  (градообразующее предприятие, временные  затруднения), ибо каждое из таких  предприятий ложится бременем на всю экономику и вносит свой вклад в инфляцию [2, с. 2-7., c. 3-5; 27, c. 34-35, 37; 28, c. 21-23; 29, c. 9-10; 30, c. 45-46; 32, c. 30-35; 33, с. 9-10]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении  этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности  денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения. Анализ белорусского опыта  антиинфляционной политики в контексте  международных сопоставлений позволяет  сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного  регулирования в Беларуси, которые  в самом общем виде сводятся к  следующим.

1. С учетом финансовой  и экономической ситуации в  стране, размеров золотовалютных  резервов банковской системы  наиболее приемлемым методом  антиинфляционной политики для  Беларуси является прямое инфляционное  таргетирование, при котором все  денежно-кредитные и другие инструменты  направлены на реализацию целевых  показателей инфляции.

2. При осуществлении таргетирования  инфляции главенствующее значение  имеет обоснование целевого значения  уровня инфляции на прогнозный  период. Поскольку снижение инфляции  не является самоцелью, то целевое  значение инфляции должно согласовываться  с другими целями социально-экономического  развития. Чрезмерно быстрое снижение  темпов роста цен может создать  трудности в снятии инфляционных  навесов и ценовых перекосов,  через ужесточение бюджетных  ограничений может привести к  закрытию предприятий, увеличению  безработицы, уменьшению доходов  бюджета, т.е. должен быть выбран  наиболее оптимальный уровень  инфляции (динамика) в контексте  и программ социально- экономического  развития страны.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь