Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть сущность инфляции, его виды, формы, типы.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Резкое изменение объема денежной массы может наступить в результате эмиссии, вызванной возникновением бюджетного дефицита.

  Эмиссия - это выпуск в обращение дополнительно отпечатанных и отчеканенных денежных знаков - банкнот и монет.

   Бюджетный дефицит - это превышение государственных расходов над государственными доходами, получаемыми от сбора налогов и неналоговых платежей. Превышение доходов над расходами государства называется профицитом.

   В случае если цены на отдельные товары превысят свой равновесный уровень (так называемые равновесные цены, т.е. цены, равные уровню платежеспособного спроса), то для выравнивания товарно-денежного равновесия придется вновь вводить в обращение дополнительную денежную массу, которая вновь спровоцирует ценовой скачок. Такое скачкообразное изменение цен и называется галопирующей инфляцией.

   Такие внешние факторы, как изменение мировой конъюнктуры (например, изменение цен на импортируемые товары), также приводят к галопирующей инфляции.

    Гиперинфляция - это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и не равномерным) темпом роста цен, как правило, выше 50% в месяц. Гиперинфляция - это явление, относящееся к разряду кризисных, и для ее устранения используются несколько иные методы, чем при обычной инфляции.

   Примером гиперинфляции может служить состояние денежного обращения после войны. В Германии после первой мировой войны цены в 1923 г. возросли в 1,3 трлн. раз (при проведении денежной реформы в 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн. старых марок).

В Венгрии в 1946 г. один довоенный форинт приравнивался к 829 октильонов форинтов. Октильон равен единице с 22 нулями.

Грань между приведенными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.

   Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накопления с целью приобретение товаров не только длительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары.

    В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также характерно для современной России.

    По способу возникновения инфляция подразделяется на: импортируемую - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

  • индуцированную - инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;
  • кредитную - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;
  • непредвиденная инфляция - уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;
  • открытую - инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;
  • подавленную (скрытую) - инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит "вымывание" товаров на открытых рынках и переток их на теневые, "черные" рынки, где цены растут;
  • ожидаемую - предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.
  • административную.

    Административная инфляция - это инфляция, порождаемая "административно" управляемыми ценами. Представим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг равна "(с учетом скорости оборота) сумме обращающихся денег, правительство решит сделать цены на отдельные товары "социально низкими", к примеру на товары Д, И и К, снизив их соответственно до 20, 10 и 5 руб. за единицу. Теперь таблица будет выглядеть следующим образом (табл. 1) 1

 

Таблица 1.

   Административное изменение (в сторону уменьшения) отдельных цен на товары приведет к понижению общей стоимости валового внутреннего продукта, который будет теперь стоить не 27 000, а 24 800 руб. В этом случае в финансовой системе образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к стоимости товарной массы, который называется ростом платежеспособного спроса.

    Платежеспособный спрос - это спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами их покупателей.

   В результате административного снижения цен на отдельные группы товаров и контроля за ними возникнет товарный дефицит, так как в годовом исчислении весь ВВП будет стоить 24 800 руб., а годовой объем денежной массы (с учетом нескольких оборотов) составит 27 000 руб. Следовательно, административное понижение цен приведет к нарушению товарно-денежного равновесия, и теперь необходимо уменьшить объем денежной массы в обращении. Разделив 24 800 руб. на 10 оборотов, получим необходимый объем денежной массы для обращения - 2480 руб., т.е. необходимо будет изъять из обращения 220 руб. В случае, если изъятия излишней денежной массы из сферы обращения не произойдет, тоща через некоторое время наступит либо скрытое, либо явное повышение цен на отдельные товары и услуги. Инфляционные последствия, наступившие в результате такого "административного" управления ценами, и называются административной инфляцией. Уровень такой инфляции в приведенном примере рассчитать несложно. Поскольку объем обращающейся денежной массы превышает уровень необходимой примерно на 9%, то на столько же поднимутся и цены.

 

1.2 Характеристика антиинфляционной  политики государства.

 

    Антиинфляционная политика государства представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

    Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

   Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

   Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного  уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

   Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

    Методы фискальной политики: 

  • Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.  
  • Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно. 
  • Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит. 
  • Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении.     При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

    В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом: 

  1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков. 
  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. 
  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

    Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Они периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

    На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: повышение нормы процента, уменьшение уровня реального объема производства и понижение уровня цен.

   Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция → политика дорогих денег – более высокая процентная ставка → возросший спрос на национальную валюту за границей → стоимость национальной валюты повышается → чистый экспорт сокращается → сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

    Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

MV = PQ,

где М – предложение денег,

V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;

Информация о работе Антиинфляционная политика государства