Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть сущность инфляции, его виды, формы, типы.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

P – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

Q – физический объем производимых товаров и услуг.

    Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

1. Теория  адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный  вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

2. Теория  рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентны и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые она может вызвать в соотношении уровня цен – реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимул к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

    Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор». Он является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

 

 

Глава 2. Анализ антиинфляционной политики России в 2008-2011 гг.

 

2.1. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях.

    Антиинфляционная политика России в 2010 году проводилась неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов.

  По мнению ведущих российских специалистов, российскую экономику в ближайшее время ожидает период стагнации, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне, то в ближайшие несколько лет экономика России будет расти очень медленными темпами, что вызовет недовольство большинства россиян.

    Фактически, антиинфляционная политика России в 2010 году не разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздать инфляцию. По прогнозам правительства, инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5 - 7 % , но данные пределы не удастся достигнуть по целому ряду причин.

    Одной из основных причин является рост цен на продовольственные товары, который вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны.

   Государство старается обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается (рис. 1). Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - начале 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям.

Рис.1.Индекс потребительских цен в 2009-2010 гг. 2

 

    Одной из антиинфляционных мер, которая была предпринята правительством России в 2010 году, стала некоторая девальвация рубля, которая позволила сделать российские товары конкурентоспособными, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

    Основными приемами антиинфляционной политики России в 2010 году были снижение ставки рефинансирования, снижение государственных расходов, льготные банковские кредиты предпринимателям, ограничение импорта некоторых продовольственных товаров, а также государственное регулирование цен на лекарства, продукты и услуги ЖКХ.

    Сохранение высокой инфляции в 2010 году эксперты объясняют ростом бюджетных расходов, вливанием ликвидности, монополизмом, а также удорожанием импорта из-за плавного ослабления рубля.

«Уже в 2011 году инфляция должна выйти на однозначные значения, а к 2012 году - снизиться до 7%», - сообщается в опубликованных вчера Основных направлениях деятельности правительства до 2012 года. Ранее власти неоднократно обещали снизить инфляцию до однозначного уровня уже в 2010 году. В частности, вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе заявил, что ориентируется на прогноз инфляции в 2010 году в 8%.

    По действующему официальному прогнозу, который одобрен правительством в августе, инфляция в стране должна была снизиться до 5,5-7% в 2011 году, а в 2012 году - до 5,5-6,8%. Теперь планы по достижению инфляции в 7% перенесены на два года - до 2012-го. Уточненный макроэкономический прогноз на 2009-2012 годы, в котором будут учтены объявленные ориентиры, ведомства планируют согласовать в декабре».

    Антиинфляционная политика государства в 2011 году использует следующие инструменты:

  • таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  • продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться они будут до конца июня 2011 года);
  • ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  • повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  • ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  • регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  • снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  • заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  • расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  • прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
  • повышение ставки рефинансирования;
  • сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  • сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юр. лицам и ипотечным программам);

   В 2011 году подавление роста потребительских цен планируется достигать в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%).     Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

   Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

  • снижение ставок таможенных пошлин;
  • изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  • регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  • ужесточение контроля над ценами;
  • дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  • создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);
  • в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  • ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  • для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
  • введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам.

 

2.2.Основные направления антиинфляционного регулирования в России.

 

   Основным направлениям российской антиинфляционной политики является регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы.

    Наиболее существенное значение, на мой взгляд, имеют те две группы гетеродоксальных мер, которые применялись в послевоенных «шоковых» вариантах западногерманского и особенно японского образца и которые в основном обеспечили их положительный результат, — восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и государственное транспортных тарифов, сельскохозяйственной продукции регулирование изменений цен (в форме «политики доходов» или в других формах) товаров и услуг, имеющих огромное экономическое и социальное значение (энергоресурсов, и др.).

    Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами.

    Цель предлагаемой антиинфляционной модели — не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.

    Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

                                         Общеэкономические меры:

    Во-первых, следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений;

    Во-вторых, необходима смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

  В-третьих, первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах.

  В-четвертых, традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции.

    Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечение прямых иностранных инвестиций.

   Сдерживание финансовых факторов инфляции должно осуществляться следующими методами:

1. Ключевое место в  антиинфляционной стратегии занимает  оздоровление бюджетов всех уровней  и преодоление специфических  форм проявления бюджетного кризиса в России:

Информация о работе Антиинфляционная политика государства