Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 07:37, реферат
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных положений антимонопольной политики в России и перспектив ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
) Рассмотрение основных видов монополий.
) Определение особенностей российского монополизма.
) Изучение функций, задач и принципов антимонопольной политики.
Не имея самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.
Деятельность
советских предприятий-
Капиталистические монополии возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в неестественных условиях.
Монополистом
в капиталистических странах
чаще всего становилось предприятие-
Капиталистические
монополии, участвуя в международном
разделении труда, вынуждены для
повышение
Такое последствие
монополизации, как х-неэффективность
проявлялось исключительно
Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, зачастую не являлись главными для советских предприятий. Если завод выполнял план, то его руководство мало заботилось о прибыльности предприятия как таковой, что стимулировало расточительность производства.
Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условиях фактического отсутствия выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет.
Советская экономика была значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким образом монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, на ставшие таковыми на сократившейся территории.
Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную политику.
1. Антимонопольная политика государства
Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.
Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.
Антимонопольная политика – комплекс
мер государственной власти, направленных
на предупреждение, ограничение и
пресечение монополистической
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:
запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;
формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.
В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.
1. Подход, связанный с правилом
per se, согласно которому
2. Подход, который на
основе правила
Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).
Закон Шермана был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.
Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.
В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.
Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как:
охрана и поощрение конкуренции;
контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
контроль над ценами;
защита интересов потребителей;
защита среднего и малого бизнеса.
В соответствии с ними разрабатываются определенные меры воздействия.
Конечной целью любого
антимонопольного законодательства является
эффективное противодействие
Основной задачей
Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии. Как и в случае конкретных рынков, издержки естественных монополий должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек.
Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству регулируемых фирм и потребовать увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. А потому, в основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:
цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;
прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;
производство должно быть эффективным.
В качестве инструментов
антимонопольного регулирования естественных
монополий можно назвать
двухкомпонентный тариф – система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;
разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;
система стимулов для снижения издержек;
меры регулирования нормы прибыли и др.
Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.
В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.
Предметом антимонопольного
законодательства является как поведение
фирм на рынке, так и структура
рынка. В настоящее время антимонополь
Кроме запрещения и ограничения
определенных форм поведения фирмы,
антимонопольное
Один из элементов
в любой системе
распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
получение, использование,
разглашение научно-
самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.
В 2006 году в РФ на политическом и законодательном уровне может быть закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона – о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.
В РФ наибольшую долю среди
случаев нарушений