Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:21, курсовая работа
Целью работы является изучение видов монополий, рассмотрение принципов антимонопольной политики, а так же ее реализации в условиях современной России.
Введение ……………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. «История возникновения монополий в России. Конкуренция, как часть монополии .Формы и виды монополий.»
1.1. Возникновение и развитие монополий в России…………………………………4
1.2. Конкуренция. как часть монополии. Виды и формы конкуренции…………………………………………………………………………5
1.3. Формы и виды монополий ………………………………………………………...9
1.4. Основные направления современной антимонопольной политики……………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. «Антимонопольная политика в России. Цели и задачи. Методы. Проблемы и перспективы.»
2.1. Антимонопольная политика. Принципы и цели антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………………….15
2.2. Методы антимонопольного регулирования в России…………………………...19
2.3. Недостатки и перспективы развития антимонопольной политики в РФ.……....21
2.4 Нарушения антимонопольного законодательства…………………………………………………………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………………..29
Список литературы ………………………………………………………………………..30
Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.
Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 14.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема (в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем), которая позволит получить максимальную прибыль.
Монополист максимизирует
MR=MC.
В отличие от рынка современной конкуренции, цена монополиста превышает MC
P>MC=MR.
Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно Pm Pk – величина монопольной власти(L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене
.
График 4. Максимизация прибыли фирмой-монополистом
То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm> Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.
В соответствии с федеральным законом РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:
По форме собственности можно выделить два типа монополий: частную и государственную.
Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных условий для деятельности в перспективе.
Особенность государственной монополии заключается в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.
По территориальному характеру можно выделить следующие типы монополии: экстерриториальную, национальную, региональную и местную (локальную).
Также можно выделить следующие монополии:
Национальные монополии осуществляют деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «Алроса», Газпром, автомобильный концерн АВТОВАЗ и др.
Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких
административно-
Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. К местным монополиям в основном относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как в своей основе эти рынки достаточно закрыты.
Структура рынка, в которой отдельно взятая фирма имеет возможность исказить эффективное распределение ресурсов, может существовать не только в условиях наличия продавца, но и покупателя.
Монопсония — ситуация на рынке, когда существует один покупатель, полностью контролирующий спрос на определенный товар или услуг.
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое её поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.
Схема 1. Антимонопольное законодательство в России
Конечно же, в каждой стране
антимонопольное
В России такими направлениями
занимается Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке
• Предупреждение, ограничение и
пресечение монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции.
• Содействие формированию рыночных отношений
на основе развития конкуренции и предпринимательства.
• Осуществление контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства.
• Проведение государственной политики
поддержки предпринимательства.
Антимонопольный контроль предполагает
представление в
- создание, слияния и присоединение коммерческих
организаций;
- ликвидацию и разделение (выделение)
государственных и муниципальных унитарных
предприятий;
- приобретение лицом (группой лиц) акций
(долей) с правом голоса в уставном капитале
хозяйственного общества, при котором
такое лицо (группа лиц) получает право
распоряжаться более чем 20% указанных
акций (долей);
- получение в собственность или пользование
одним хозяйствующим субъектом (группой
лиц) основных производственных средств
или нематериальных активов другого хозяйствующего
субъекта;
- приобретение лицом (группой лиц) прав,
позволяющих определять условия ведения
хозяйствующим субъектом его предпринимательской
деятельности либо осуществлять функции
его исполнительного органа;
- участие физического лица в исполнительных
органах, советах директоров двух и более
хозяйствующих субъектов.
ГЛАВА 2. «Антимонопольная политика в России. Цели и задачи. Методы. Проблемы и перспективы.»
2.1. Антимонопольная политика. Принципы и цели антимонопольной политики в России.
Антимонопольная политика является одной из основных проблем, требующих скорейшего разрешения.
Цель государственной антимонопольной политики — демонополизация экономики, развитие конкуренции и повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Схема 2. Антимонопольное законодательство в России.
Цели антимонопольной политики можно раскрыть с помощью схемы.
Схема 3. Экономические цели политики антимонопольного регулирования
В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Она предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность субъектов рынка.
Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции.
Достижение целей предполагает:
В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:
Последовательное проведение государством антимонопольной политики — важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет существенное значение для развития России.
Принцип |
Метод |
Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства |
Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных и других барьеров) Поддержка малого предпринимательства Проведение политики демонополизации производства и обращения Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них Контроль за проведением конкурсных процедур и торгов Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий |
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции |
Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции Пресечение недобросовестной конкуренции |
Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка |
Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов Контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи |
Разумный подход при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции |
Исследование структуры рынка,
анализ поведения и оценка результата
Приоритет положительного эффекта
в социально-экономической |
Законность, гласность и публичность в дейс |
Верховенство законов над други Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил Адвокатирование конкуренции |