Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:50, доклад

Краткое описание

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства1.docx

— 22.90 Кб (Скачать файл)

Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика государства - экономическая  политика государства, опирающаяся  на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная  политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической  деятельности участников рыночных отношений  и образованию монополий на рынке.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики государства.  Хорошо продуманные меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию  экономики в целом.

Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в  вопросах, связанных с антимонопольной  политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой  монополии.

 Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Монополия – это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии  субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Так же можно привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
      • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
      • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
      • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
      • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
      • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, по моему  мнению, является определение простой  монополии, то есть монополии, которая  в каждый конкретный момент времени  продаёт свой продукт по одной  и той же цене своим покупателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценова́я дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками[1].

Разновидности ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация первого  рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Ценовая дискриминация  второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда  у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей.

Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам  и студентам. Или, например, продажа  товара, мало отличающегося по своим  потребительским свойствам, по значительно  отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

 

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА

(price war) Конкуренция между двумя или более фирмами одной отрасли, стремящимися повысить свою рыночную долю путем снижения цен на собственную продукцию. Хотя в результате ценовой войны в определенных условиях один из ее участников может получить кратковременное преимущество, в долгосрочном плане в этой войне победителей нет. Во избежание риска продажи товаров в убыток с целью нанести поражение конкурентам в большинстве отраслей запрещено снижать цены ниже определенного уровня. Тем самым акцент переносится на другие методы конкуренции – рекламу, улучшение упаковки и пр.

 

 

Существуют археологические  находки подтверждающие, что слитки серебра ходили уже в Древнем  Вавилоне в 3-2 тыс. до н.э. В Египте в 4 тыс. до н.э. деньгами были небольшие слитки золота весом около 14 гр. с клеймом фараона Менеса. Известна древнейшая лидийская монета 7 века до н.э. - золотой статер (именно ее чаще всего считают первой монетой). Родиной первой монеты называют и древнегреческий остров Эгин во владениях аргосского царя Фейдона, где монеты появились около 748 г. до н.э.

Металлические деньги являются действительными деньгами, т.е. деньгами у которых номинальная стоимость  соответствует реальной стоимости  или стоимости металла, из которого они изготовлены.

Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) позволили перейти  от товарно-счетного всеобщего эквивалента  к товарно-весовому.

Бумажные деньги являются знаками, представителями полноценных  денег, их количество в обращении  определяется стоимостью золотого запаса государства. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения  и появились в обороте как  заменители ранее находившихся в  обращении серебряных и золотых  монет

 

 

 

 

Историки доказали, что  еще 2300 лет до нашей эры у халдеев  не только велась

активная торговля, но и  были торговые компании, которые на ряду с выполнением

своих непосредственных функций  выдавали также ссуды то есть выполняли одну из

задач, присущих банкам даже в нашем современном понимании. Впрочем, как

утверждают исследователи, обособленные "кредитные операции" возникли позже:

они относятся к VI веку до нашей эры.

Слово "банк" происходит от итальянского "banco", означающее "стол". Такие

столы – banco устанавливались на многолюдных, шумных площадях, где

происходила оживленная торговля товарами.

 

 

Роль денег тесно связана  с их функциями. Если функция денег - это их конкретная «работа» относительно обслуживания движения стоимости на определенном этапе процесса воспроизведения, то роль денег - конечный результат  этой «работы», ее следствие для  общества.

Роль кредита характеризуется  результатами его применения для  экономики, государства и населения, а также особенностями методов, с помощью которых эти результаты достигаются. Что касается методов, то они в значительной мере обусловливаются  возвратностью кредита и как правило, платным предоставлением средств. Это повышает ответственность и усиливает заинтересованность участников кредитных операций, побуждая их к целесообразному предоставлению и использованию заемных средств.

Роль кредита проявляется  в результатах складывающихся при осуществлении различных видов его отношений, возникающих при коммерческом, банковском, потребительском, государственном и ипотечном кредитах. По каждому направлению влияния кредита доминирующее место занимает какой-либо вид кредитных отношений. Так, при реализации товаров с отсрочкой платежа основную роль играет коммерческий кредит. Напротив, при предоставлении взаймы денежных средств первостепенное значение имеет банковский кредит, занимающий ведущее место среди других форм кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Августовский путч 1991г

Часть высшего партийнл-государственного руководства, недовольная политикой Горбачева последних лет перестройки, восприняла приближающееся подписание нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и себе лично, так как имелась информация о серьезных кадровых изменениях после 20 августа 1991г. И началась активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения(ГКЧП). Горбачев, находившийся в отпуске в Крыму, был изолирован в своей резиденции в Форосе. В ночь на 19 августа 1991г был создан Гос комитет по чрезвычайному положению, в который вошли вице-президент СССР янаев , премьер-министр Павлов, министр обороны Язов и др. она объявили о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В Москву были введены войска.

Руководство РСФСР расценило  действия ГКЧП как гос переворот и объявило их незаконным. По призыву Президента России Ельцина тысячи моквичей  встали на защиту здания Верховного Совета республики. Заговорщики не решались отдать приказ об аресте лидеров России и штурме «Белого дома». Они бездействовали

21 августа депутатская  группа во главе с вице-президентом  России Руцким вылетела в Крым  и освободила Горбачева из  изоляции. В тот же день он  вернулся в Москву, а лидер  КГЧП были аристованы. Августовский путч провалился.

Существует и другая трактовка  августовских событий. В соответствии с ней черезвычайные меры готовились с согласием Горбачева, и навести порядок в стране нужно было во время его отсутствия в Москве. Но не были просчитаны действия российских властей и поведение москвичей, выступивших против Гэкачепистов.

Информация о работе Антимонопольная политика государства