В отличие от
американского антимонопольного законодательства,
ставящего своей целью, как правило,
следование букве закона, для европейских
стран решающим в антимонопольной политике
государства является принцип "здравого
смысла". Главной целью антимонопольной
политики большинства стран Европы является
улучшение качества продукции за счет
широкого развития конкуренции. В Англии
основными органами, осуществляющими
антимонопольную политику, являются Управление
по соблюдению правил торговли и Комиссия
по монополиям и слияниям. Их функции —
осуществление общего надзора. В поле
их зрения могут попадать компании, контролирующие
более 25 % рынка. Так как основной целью
антимонопольной политики в Англии является
стимулирование конкуренции, то прямые
административные методы (типа запрещения
процессов слияния) применяются в ограниченных
масштабах.
Великобритания,
в которой сложились две системы
контроля за монополиями. В первой из них, основанной
на законах о добросовестной торговле
и о конкуренции, ключевую роль играют
Ведомство по добросовестной торговле,
Комиссия по монополиям, государственный
секретарь торговли и промышленности.
Вторая система контроля, предусмотренная
законодательством об ограничительной
торговой практике, ключевую роль отводит
Суду по ограничительной практике. В целом
законодательство либеральнее американского
антитрестовского, так как следует традиционной
британской политике свободы торговли
и минимизации прямого государственного
вмешательства в хозяйственную деятельность
предпринимателей. В функции Ведомства
входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях
господствующим положением, передача
дел о монопольной ситуации в какой-либо
отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление
контроля за предполагаемыми слияниями
предприятий, передача дел о картельных
договорах в суд по ограничительной практике,
возбуждение дел по поводу установления
и поддержания перепродажных цен. Основная
задача Комиссии по монополиями слияниям
заключается в проведении расследования
и составления докладов по поводу наличия
(или возможности возникновения) монопольной
ситуации либо осуществления слияния
предприятий. В случае если Комиссия по
монополиям придет к заключению о нарушении
публичных интересов, государственный
секретарь имеет широкие полномочия по
применению различных мер воздействия
на правонарушителя: вынесение постановлений
о прекращении действия договора, о запретах
в поставке товаров, связывающих сделок,
дискриминации, о запрете или ограничении
слияний, о разделении предприятий путем
продажи каких-либо их частей или каким-то
иным способом.
Во Франции
антимонопольное законодательство
действует с 1953 г. Однако активные действия против
монополий начали осуществляться с 70-х
гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная
политика может повредить недостаточно
мощной отечественной промышленности.
В вопросе контроля процессов
слияния более жесткую позицию
антимонопольное законодательство занимает
в отношении горизонтальных слияний. Если
при вертикальном слиянии максимальная
квота компании на рынке устанавливается
в пределах до 40 %, то при горизонтальном
слиянии не допускается объединение компаний
при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений
по ограничению монополистической деятельности французское законодательство
осуществляет путем административных
процедур, а не через суд. В настоящее время
во Франции имеется около 3 тыс. государственных
контролеров по ценам. Их основная задача
контроль за государственной дисциплиной
цен. Контроль за монополистической деятельностью
возложен на Совет по вопросам конкуренции,
Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
Совет по вопросам
конкуренции считается независимым
административным органом, на решения которого
министр экономики не может налагать “вето”.
Он выполняет консультативные функции
по заказу различных учреждений и организаций,
а также может применять следующие санкции:
предписать предприятию или лицу прекратить
инкриминируемую деятельность в течение
определенного срока; наложить на предприятие
или лицо денежный штраф, максимальная
величина которого составляет 5% торгового
оборота предприятия нарушителя; потребовать
от нарушителя опубликовать приговор
Совета в определенных журналах. Если
предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной
политики, потребует возмещение ущерба,
то оно должно обратиться с этой просьбой
в суд.
В ФРГ государственным
регулированием рыночных отношений, которое
ведет к смягчению отрицательных
последствий чрезмерной монополизации,
занимаются так называемые органы
по делам картелей. К этим органам относятся
Федеральное ведомство по делам картелей,
Федеральный министр экономики и высшие
органы земель. К ним примыкает Комиссия
по монополиям, созданная для предоставления
заключений о концентрации предприятий
в ФРГ. Как указывалось выше, антимонопольное
законодательство ФРГ занимает промежуточное
положение между двумя системами антимонопольного
законодательства. Значительным импульсом
в развитии антимонопольного законодательства
в ФРГ стало утверждение там свободной
рыночной экономики в послевоенное время.
В 1949 г. были разработаны два законопроекта:
об обеспечении конкуренции путем повышения
эффективности и о ведомстве по монополиям.
Работа в этом направлении была продолжена
и завершилась принятием в 1957 г. Закона
против ограничений конкуренции, который
в обиходе получил сокращенное название
Картельного закона, что не совсем точно
отражает его содержание, поскольку он
призван регламентировать ограничения
конкуренции не только в форме картелей.
В настоящее время Закон действует в редакции
1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он
так теперь и датируется. Следует отметить,
что Картельный закон ФРГ покоится на
двух принципах: принципе запрещения и
принципе контроля и регулирования монополистической
деятельности. Как и в США, он запрещает
определенную категорию соглашений, например
картельные договоры и картельные постановления.
Однако эти запреты сопровождаются многочисленными
исключениями, которые в значительной
степени нейтрализуют принцип запрещения
монопольной практики. Так, если Закон
Шермана объявляет незаконным заключение
любого договора, ограничивающего торговлю,
то Картельный закон ФРГ признает недействительным
исполнение картельных договоров или
постановлений. Кроме того, в отличие от
горизонтальных конкурентных ограничений,
вертикальные ограничения формально не
запрещаются. Они подлежат административному
контролю с целью предупреждения антиконкурентной
практики. [9, c. 213-219]
Из европейских
стран наиболее поздно антимонопольное
законодательство было принято в Италии
— в 1990 г. Итальянское антимонопольное
законодательство считается одним из
наиболее либеральных в Европе. Не регулируются
даже квоты продаж отдельных фирм.
В последние
годы контроль за деятельностью монополий
введен на общеевропейском уровне. При ЕС
создана Комиссия по контролю слияний.
Комиссия может контролировать слияния
в том случае, если мировой оборот транснациональной
компании страны, входящей в ЕС, превышает
5,0 млрд. экю.
Достаточно
либеральным считается антимонопольное
законодательство Японии. Там признается доминирующим
положением одной компании, которая контролирует
50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы
для фирм, осуществляющих НИОКР.
Решение спорных
вопросов обычно осуществляется ни судебным
и ни административным путем, а только через переговоры.
Таким образом,
на Западе антимонопольная политика
– это гибкая система постоянно действующих,
мобильно перестраивающихся мер и санкций,
носящих запретительный, ограничительный
или поощрительный характер. [6, c.49-53]
3 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Роль государства
как регулирующего органа, сдерживающего
монополистические тенденции и поощряющего
конкурентные отношения, состоит не в
запрете монополий как таковых, а в создании
системы мер, поощряющих состязательность
на рынке, стимулирующих деловую активность,
поддерживающих соблюдение принципа равных
возможностей.
Проведение
эффективной антимонопольной политики
невозможно без соответствующей
правовой базы. В Республике Беларусь
10 декабря 1992 г. Верховным Советом был принят закон «О противодействии
монополистической деятельности и развитии
конкуренции», который введен в действие
с 1 марта 1993 г.[5, c.176]
Закон определяет
организационные и правовые основы
предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции в целях обеспечения необходимых
условий для создания и эффективного функционирования
товарных рынков, содействия и развития
добросовестной конкуренции, защиты прав
и законных интересов потребителей. В
целях реализации Закона создана и постоянно
совершенствуется правовая база антимонопольного
контроля и регулирования, регламентирующая
следующие основополагающие вопросы:
- определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
- порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
- правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
- порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
- порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
- порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
- порядок выявления монопольных цен;
- порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
- порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
- порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.[10]
В Законе определены
цели, объекты и методы антимонопольного
регулирования, а также задачи, функции
и полномочия образованного с этой целью
Государственного комитета РБ по антимонопольной
политике - в настоящее время он называется
Департаментом антимонопольной и ценовой
политики Министерства экономики.
В Законе дается
определение понятий «доминирующее
положение» и «государственная монополия».
Доминирующее
положение на товарном рынке (доминирующее положение) -
исключительное положение хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих
субъектов на рынке товара, не имеющего
заменителей либо взаимозаменяемых товаров,
дающее ему (им) возможность оказывать
решающее влияние на общие условия обращения
товара на соответствующем товарном рынке
или затруднять доступ на него другим
хозяйствующим субъектам.
Государственная
монополия – система общественных отношений,
при которой исключительное право осуществлять
отдельные виды деятельности имеет государство
в лице определённых государственных
органов.
Законом запрещается
деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее
положение на товарном рынке, если она
имеет или может иметь своим результатом
ограничение конкуренции либо причинение
вреда правам, свободам и законным интересам
других хозяйствующих субъектов или потребителей
посредством:
- создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
- изъятие товаров из обращения, ограничения производства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
- установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
- заключения и (или) исполнения договора, в котором навязываются невыгодные, не относящиеся к предмету договора условия для контрагента;
- заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами;
- заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
- включение в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и др.
Государство в
лице уполномоченных органов осуществляет
меры по предупреждению, ограничению
и пресечению монополистической деятельности
хозяйствующих субъектов, государственных
органов, а также по финансовому, информационному
и иному обеспечению условий для развития
конкуренции и товарных рынков посредством:
- осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и др.
В случае, когда
положение на товарном рынке хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих
субъектов признается доминирующим,
устанавливается специальный государственный
контроль за объемом производства и качеством
товаров, уровнем цен и тарифов, иными
показателями деятельности данного хозяйствующего
субъекта с целью установления факта злоупотребления
таким положением.
Принятие мер
для осуществления реорганизации
хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение на товарном рынке, осуществляется
с учетом одного или нескольких условий:
- возможности организационного обособления предприятий или их структурных единиц;
- отс<