Арбитражный управляющий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

При осуществлении всех процедур банкротства одним из главных действующих лиц является временный, административный, внешний и конкурсный управляющие, которые объединяются понятием арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий - это особый субъект, от деятельности которого зависит в конечном итоге судьба должника.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВ РЕГУЛ БАНКР..docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

2. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

       Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

       Своеобразным гарантом профессиональной этики являются ассоциации (профессиональные) арбитражных управляющих, которые в Законе о банкротстве 2002 г. именуются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (ст. 21). Как показывает международная практика, в некоторых зарубежных странах большинство арбитражных управляющих объединены в партнерства, насчитывающие от 2 до 50 партнеров, делящих между собой доходы, расходы и людские ресурсы. В некоторых случаях такие партнерства входят в более крупные объединения, к примеру ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы.

       По данным Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, на начало 2004 г. было зарегистрировано более 40

саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В настоящее время сохраняется тенденция к увеличению их количества.

       Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - СРО) является новеллой Закона о банкротстве 2002 г. Правовой статус данная организация приобретает с момента включения сведений о ней в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

       Порядок ведения реестра СРО регламентирован Положением о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

      Закон о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 21) устанавливает ряд условий для включения некоммерческой организации (по своей организационно-правовой форме СРО являются некоммерческими организациями) в единый государственный реестр:

- наличие не менее  чем 100 членов, каждый из которых  соответствует требованиям, предъявляемым  законом к арбитражным управляющим;

- участие ее членов  не менее чем в 100 процедурах  банкротства (в совокупности), учитывая  и незавершенные;

- наличие компенсационного  фонда или имущества у общества  взаимного страхования, формируемых  за счет денежных средств в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена.

       Функции саморегулируемой организации в отношении ее членов весьма разнообразны. Это как защита прав и законных интересов ее членов, повышение уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих, так и применение к ним мер ответственности за нарушение правил профессиональной деятельности.

       Одной из важнейших функций СРО является отбор кандидатур из своих членов, которые представляются арбитражным судам для утверждения в качестве арбитражного управляющего.

       Правовая регламентация утверждения арбитражного управляющего в настоящее время существенно изменилась. По мнению М.В. Телюкиной, "Закон 1998 г. ставил решение этого вопроса в зависимость от воли кредиторов, определяя способы выдвижения, обсуждения кандидатуры, представления ее арбитражному суду. Закон 2002 г. лишил кредиторов возможности повлиять на назначение конкретной кандидатуры, передав соответствующие возможности саморегулируемым организациям арбитражных управляющих".

       Заметим, что арбитражный суд, принимая заявление о признании должника банкротом, выносит определение, в котором указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой впоследствии и будет утвержден арбитражный управляющий.

       После получения запроса СРО составляет список своих членов, изъявивших желание быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и удовлетворяющих в наибольшей степени требованиям к такой кандидатуре, содержащимся в данном запросе. В список включаются три кандидата, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств. Не позднее пяти дней с даты получения такого запроса СРО направляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом. Если стороны не воспользовались правом отвода, то арбитражный суд самостоятельно утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке представленных кандидатур (ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

       Следует заметить, что при наличии отвода кандидатура не может быть утверждена. Отводы заявляются в процессе судебного заседания при рассмотрении вопроса об утверждении управляющего; об отводах должно быть указано в протоколе судебного заседания.

       Определенный научный и практический интерес представляет структура управления СРО, отличающаяся следующими особенностями:

- наряду с исполнительным  органом образуется постоянно  действующий коллегиальный орган  управления в составе не менее  чем семь человек;

- не более 25% членов  данного коллегиального органа  управления должны составлять  лица, не являющиеся членами СРО;

- в состав органов  управления не могут входить  государственные и муниципальные  служащие.

Помимо вышеназванных органов управления в составе СРО формируются следующие структурные подразделения:

- по контролю за деятельностью членов в качестве арбитражных управляющих;

- по рассмотрению  дел о наложении на членов  СРО мер ответственности;

- по отбору кандидатур  своих членов для их представления  арбитражным судам с целью  последующего утверждения.

       Заметим, что основания и порядок проведения СРО проверки деятельности своих членов указаны в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 366 "Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов".

3. Права и обязанности  арбитражного управляющего

        Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен достаточно широким кругом прав и обязанностей.

Он, в частности, имеет право:

- обращаться в  арбитражный суд в случаях, предусмотренных  Законом о банкротстве 2002 г.;

- привлекать на  договорной основе экспертов, независимого  оценщика и иных лиц с оплатой  их деятельности из средств  должника;

- созывать собрание  и комитет кредиторов;

- получать вознаграждение  и др.

       Так, Законом о банкротстве 2002 г. определено право арбитражного управляющего на вознаграждение за выполнение им своих полномочий. Следует признать, что право на вознаграждение было предусмотрено и ранее действовавшими законами о банкротстве, однако Закон о банкротстве 1992 г. не закреплял при этом ни порядок выплат, ни порядок установления минимального и максимального размеров вознаграждения арбитражного управляющего.

       В соответствии с действующим законодательством (ст. 26 Закона о банкротстве 2002 г.) вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, и должно составлять не менее чем 10 тыс. руб.

       Вознаграждение арбитражного управляющего является его правом. Поскольку деятельность арбитражного управляющего признается Законом о банкротстве 2002 г. индивидуальной предпринимательской деятельностью, арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, следовательно, он имеет право получать за выполнение своих функций вознаграждение, а не заработную плату.

       Что касается дополнительного вознаграждения, то оно устанавливается по результатам деятельности арбитражного управляющего конкурсными кредиторами (собранием кредиторов) или уполномоченным органом.

       Следует заметить, что Закон о банкротстве 1998 г. в качестве дополнительной гарантии деятельности арбитражного управляющего рассматривал его право на заключение договора со специализированным фондом при государственном органе по финансовому оздоровлению и банкротству. За счет средств данного фонда гарантировалось получение арбитражным управляющим минимального вознаграждения. Однако этот фонд так и не был создан. Закон о банкротстве 2002 г. положения о данном фонде не содержит.

       К числу обязанностей арбитражного управляющего Закон о банкротстве 2002 г. относит, в частности:

- принятие мер  по защите должника;

- анализ финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности  должника, его положения на товарном  рынке (такой анализ необходим  при осуществлении всех процедур  банкротства);

- рассмотрение заявленных  требований кредиторов;

- ведение реестра  требований кредиторов, внесение  в него записей и исключение  записей;

- сохранение конфиденциальности  сведений, охраняемых законодательством;

- осуществление  иных функций.

       Так, одной из важных обязанностей арбитражного управляющего с точки зрения защиты прав и законных интересов должника и кредиторов является ведение реестра требований кредиторов. В реестре должны содержаться сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также об очередности удовлетворения каждого требования. От полноты, точности и объективности данных сведений зависят два важных обстоятельства: во-первых, определение участников собрания кредиторов, во-вторых, порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов.

4. Ответственность  арбитражного управляющего

       В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает для него различные правовые последствия в зависимости от наличия или отсутствия убытков, причиненных его действиями или бездействием, у должника или кредиторов.

       Контрольными функциями за деятельностью арбитражного управляющего обладают собрание (комитет) кредиторов, арбитражный суд, саморегулируемая организация арбитражных управляющих. Все эти органы могут изучать его деятельность и делать выводы об исполнении управляющим своих обязанностей.                             В случае выявления нарушений законодательства, неэффективной деятельности или неисполнения управляющим обязанностей каждый из вышеназванных органов может по-своему на него воздействовать. Отсутствие убытков при ненадлежащем исполнении обязанностей арбитражным управляющим влечет за собой его отстранение от управления должником.

       Так, арбитражный суд может отстранить временного управляющего от исполнения обязанностей:

- в связи с  удовлетворением жалобы лица, участвующего  в деле о банкротстве, на неисполнение  или ненадлежащее исполнение  управляющим своих обязанностей  при условии, что такое недобросовестное  исполнение нарушило права или  законные интересы заявителя, а  также повлекло или могло повлечь  за собой убытки должника или  его кредиторов;

- в случае выявления  обстоятельств, которые препятствовали  утверждению лица управляющим  и др. (п. 3 ст. 65 Закона о банкротстве 2002 г.).

       Общие основания для отстранения арбитражного управляющего содержатся в ст. 25 Закона о банкротстве 2002 г. Законодатель говорит о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных для арбитражного управляющего, во-первых, правилами, утвержденными Правительством РФ, и, во-вторых, правилами, утвержденными СРО, членом которой является управляющий.

       При нарушении правил, установленных постановлениями Правительства РФ, арбитражный управляющий отстраняется определением суда, но отмена этого определения в силу абз. 2 п. 1 ст. 25 Закона о банкротстве 2002 г. влечет восстановление арбитражного управляющего в рамках той процедуры банкротства, в которой он был отстранен от профессиональной деятельности.

Информация о работе Арбитражный управляющий