Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа
Чтобы не затеряться на современном международном рынке, нужно обладать конкурентоспособностью. Для этого компаниям необходимо привлекать инвесторов, вкладчиков, повышать эффективность работы и сводить издержки к минимуму. В последнее время многие применяют такую модель бизнеса, как аутсорсинг, то есть, передают часть бизнес-процессов другим компаниям. Итак, под термином аутсорсинг понимают передачу какой-либо компанией по заключенному договору какой-либо работы или обязанностей другой компании, которая специализируется в данной области и имеет более совершенные для исполнения этой работы технические средства, опыт и прочее.(1). Данный термин происходит от трех английских слов: «outer», «source», «using» и дословно переводится как «использование внешнего ресурса».
Чтобы не затеряться на современном международном рынке, нужно обладать конкурентоспособностью. Для этого компаниям необходимо привлекать инвесторов, вкладчиков, повышать эффективность работы и сводить издержки к минимуму. В последнее время многие применяют такую модель бизнеса, как аутсорсинг, то есть, передают часть бизнес-процессов другим компаниям. Итак, под термином аутсорсинг понимают передачу какой-либо компанией по заключенному договору какой-либо работы или обязанностей другой компании, которая специализируется в данной области и имеет более совершенные для исполнения этой работы технические средства, опыт и прочее.(1). Данный термин происходит от трех английских слов: «outer», «source», «using» и дословно переводится как «использование внешнего ресурса».
Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций в области информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспечения персоналом и даже производства. Компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций, сконцентрироваться на тех функциях, которые свойственны именно ей, на своей специфике. В отличие от субподряда, аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.
В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.(7)
Применение аутсорсинга во многих компаниях обусловлено необходимостью сконцентрировать главные усилия на основной деятельности предприятия и достичь конкурентных преимуществ за счет снижения издержек при увеличении эффективности производства. Так, по данным исследовательской компанией "Plant Maintenance Resource Center", важнейшими причинами применения аутсорсинга являются стремление к увеличению производительности труда при уменьшении затрат и желание сфокусироваться на основной деятельности. Кроме того, аутсорсинг позволяет ускорить сроки выполнения работ, а также облегчает доступ к новым технологиям и к специальному оборудованию.(3)
В общем виде рынок аутсорсинга подразделяется на два основных сегмента: аутсорсинг интеллектуальных услуг (обработка информации; исследования, разработка проектов, программирование и др. технические работы) и промышленный аутсорсинг. Промышленный аутсорсинг - это производство и поставка заготовок, метизов и комплектующих изделий, а, с другой стороны, - это выполнение некоторых вспомогательных функций и операций по обеспечению производства продукции (учет, складирование, ремонт и обслуживание оборудования, реклама, уборка помещений, логистика и др.). Одним из факторов, способствующих развитию аутсорсинга, является наличие современной высокоэффективной коммуникационной среды (связь, компьютеризация и транспорт), обеспечивающей быстрый и надежный обмен финансовыми, материальными и информационными потоками, наряду с высоким уровнем специализации различных предприятий в сфере производства и услуг.(3)
Принятие решения об использовании аутсорсинга представляет собой сложную комплексную задачу, затрагивающую стратегические интересы, поэтому оно находится в компетенции высшего менеджмента компании. Фактически это решение означает выбор между собственным производст вом и приобретением услуг «на стороне» и связано с анализом как настоящего положения дел в компании, так и возможных рисков аутсорсинг-проектов.
Отправной точкой принятия
решения о собственном
При принятии решения о целесообразности использования аутсорсинга для конкретного предприятия менеджменту необходимо осуществить следующие мероприятия:
Выделить бизнес-процессы, которые можно передать на аутсорсинг. При этом оправданность передачи определяется возможностью снизить накладные расходы следующих подразделений:
с неполной или сезонной загрузкой;
производящих продукцию или услуги, которые можно купить на рынке по сопоставимой цене;
подразделений, требующих 100% модернизации дорогого специализированного оборудования при условии существования на рынке предприятий, уже имеющих подобный налаженный бизнес. Это дает возможность объединить средства и направить их на развитие основного производства.
Произвести расчет себестоимости услуг намеченных к передаче на аутсорсинг подразделений и сравнить его с предложениями аутсорсинговых компаний.
Упорядочить и описать организацию бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг, стем чтобы в случае заключения контракта с аутсорсинговой компанией подробно прописать в нем взаимные ожидания и договоренности об исполнении услуг.
Определить подразделение, ответственное за поддержание регулярных контактов иосуществление контроля за качеством и сроками оказания услуг аутсорсинговой компанией.
Сомнения по поводу использования аутсорсинга полностью отпадут только тогда, когда вопросы конкурентоспособности и прибыльности предприятия станут зависеть не только от сокращения издержек, но и от эффективности выполнения конкретных бизнес-процессов. В этот ключевой момент предприятия должны будут сформулировать четкие требования к предоставляемым по аутсорсингу услугам, а аутсорсинговые компании – повысить качество услуг и завоевать доверие заказчиков. (10)
1.2.Виды и формы аутсорсинга
Некоторые западные компании стали передавать ведение бухгалтерского учета специалистам, имеющим частную практику, или специализированным компаниям еще в начале ХХ века. Окончательно же концепция аутсорсинга как стратегии управления сформировалась в 60-х годах, когда одна небольшая компания взяла на себя управление информационными потоками другой, более крупной, и это помогло сэкономить немалые деньги. С тех пор различают аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) и аутсорсинг бизнес-процессов (АБП).( 2)
IT-аутсорсинг – лидер нынешнего рынка этого вида услуг. Этот вид аутсорсинга получил распространение в связи с развитием информационных технологий в конце ХХ века. Большинству компаний, как мелких, так и крупных целесообразно поручить дело обеспечения своей работы ИТ- поддержкой специализированным компаниям. Это экономит время и средства. Следует отметить что ИТ-аутсорсинг наиболее используемый вид аутсорсинга во всем мире в силу высоких темпов развития компьютерных технологий. В этот вид аутсорсинга может включаться поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, веб-сервера и сайта, хостинг, защита информации, администрирование компьютерных сетей, разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов, техническая поддержка и так далее.
В отрасли аутсорсинга термин "аутсорсинг бизнес-процессов" характеризует комплекс второстепенных технологических процессов, состав которого постоянно меняется. Обычно в этот комплекс входят финансы и бухгалтерия, трудовые ресурсы, снабжение, начисление и учет заработной платы, внутренний аудит, исчисление налогооблажения, центры обслуживания потребителей и ряд специфических процессов, характерных для данной отрасли.
Аутсорсинг бизнес-процессов представляет собой передачу сторонней компании отдельных бизнес-процессов, не являющихся для компании основными, например, управление персоналом, бухгалтерия и другие функции. Положительной стороной данного вида аутсорсинга является то, что, передав дополнительные функции другим компаниям, специалистам ,предприятие может полностью сосредоточиться на своей основной задаче. Все силы направлены на развитие главного направления бизнеса. Что приведет к более эффективной работа и быстрому росту.
Аутсорсинг персонала
Одной из разновидностей аутсорсинга является аутсорсинг персонала, или, как его еще называют, лизинг персонала. Суть его заключается в следующем. Предприятие «А» – работодатель набирает в штат работников определенной категории, начисляет им заработную плату, начисляет больничные, пособия и т.п. Предприятие «А» предоставляет указанный персонал предприятию «Б» для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством.
Расходы на
услуги по предоставлению
Соглашения о предоставлении
персонала следует отличать от
соглашений по оказанию услуг
или подбору персонала. По
Документом, подтверждающим
фактическое выполнение
Каждая компания, в частности руководитель, определяет также форму аутсорсинга, которая будет являтся наиболее подходящей при определенных условиях. Классифицировать формы можно следущим образом:
1. Полный (максимальный) аутсорсинг
Этот термин используется для обозначения договора, по которому штат сотрудников, а возможно и активы, относящиеся к основной деятельности предприятия (в действительности к 90 % такой деятельности), такие как информационные технологии или финансы, передаются поставщику услуг на время действия контракта.
2. Частичный (выборочный) аутсорсинг
Данная форма аутсорсинга может проявляться только при изготовлении различной дорогостоящей продукции (например, бытовая техника).
Кроме того, частичный аутсорсинг может включать в себя переадресацию конкретного пакета функций другой фирме или созданной для этой цели дочерней компании, поскольку опыт, который накопился ими в определенных областях производства, позволяет получить из этого какую-никакую выгоду.
Использование возможностей аутсорсинга позволяет фирмам устранить традиционную рыночную конкуренцию, в частности ценовую, а также потенциальную угрозу инноваций и других форм конкуренции со стороны третьих фирм.
В соответствии с таким соглашением, значительная часть функций подразделения остается в ведении клиента.
3. Совместный аутсорсинг
Термин «совместный аутсорсинг»
4. Промежуточный аутсорсинг
Этот вид аутсорсинга имеет место, когда организация передает управление своими системами и платформами третьей стороне, полагая, что ее собственные специалисты по ИТ способны разработать новые системы. Организация, планирующая осуществить промежуточный аутсорсинг, как правило демонстрирует высокий уровень доверия к способностям своих специалистов по ИТ.
5. Трансформационный аутсорсинг
В отличие от промежуточного аутсорсинга, организация приглашает поставщика услуг, который полностью реорганизует работу подразделения, разрабатывая новые системы и создавая надежную базу знаний и навыков, которую затем передает клиенту. Трансформационный аутсорсинг отличается от полного лишь тем, что переход сотрудников и активов не окончателен - по завершении проекта клиент вновь обретает полный контроль и вступает в свои обязанности. Для многих это звучит как обычные услуги консультанта. Различие лишь в том, что при трансформационном аутсорсинге поставщик обычно действует достаточно независимо от персонала клиента. Поэтому неудивительно, что существует лишь небольшое число реальных примеров трансформационного аутсорсинга.
6. Аутсорсинг совместных предприятий
Аутсорсинг совместного предприятия подразумевает создание новой компании для использования будущих деловых возможностей. Персонал и активы клиента будут затем переданы этому совместному предприятию, а не поставщику услуг. Целью будет не только повышение качества работы переведенного подразделения, но, что еще важнее, разработка товаров и услуг, которые могут быть проданы третьей стороне. Затем заказчик и поставщик услуг разделят прибыль, заработанную новой компанией. Таким образом, поставщик услуг сможет полностью использовать свои возможности по созданию систем, а клиент разделит с ним расходы на разработку нового программного обеспечения. Совместное предприятие получает преимущества, пользуясь специализированными знаниями клиента о своем рынке. Некоторые товары и услуги совместного предприятия будут разработаны с использованием возможностей, возникших благодаря заключению соглашений по полному аутсорсингу.(5)