Безработица, ее причины, виды и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что эта тема довольно актуальна для любого современного государства. Ведь безработица представляет собой огромную макроэкономическую проблему, влияющую на жизнь каждого человека. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Потеря работы для большинства означает, прежде всего, снижение жизненного уровня. Экономисты изучают этот вопрос не только для определения причин безработицы, но и для совершенствования государственной политики, которая в силах, так или иначе, влиять на занятость населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Экономическое содержание безработицы
1.2. Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ
1.3. Показатели уровня безработицы
1.4. Виды безработицы
1.5. Формы безработицы
1.6. Социально – экономические последствия безработицы
Глава 2. Безработица в России и методы борьбы с ней
2.1 Анализ безработицы в России (структура, количество)
2.2. Методы борьбы государства, направленные на увеличение количества занятых и сокращения безработных
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.docx

— 165.41 Кб (Скачать файл)

Причин, почему в России ситуация с безработицей выглядит относительно благополучно (в среднем по рейтингу уровень безработицы в Европе в 1.5 раза выше) несколько, и не все  из них оптимистичны. Во многом, причины  низкой безработицы в России определяются не только позитивной динамикой развития экономики после прошедшего кризиса (этот фактор, как и высокая емкость рынка труда, несомненно, один из ключевых), но и рядом других факторов.

 В России, в отличие  от многих стран Европы, уровень  социальных гарантий для безработных  крайне низкий, что является одним  из основных экономических мотивов  для поиска работы. Поэтому россияне  зачастую соглашаются на очень  низкую оплату или не соответствующие  своим способностям параметры  труда. Этим мы отличаемся от  многих стран западной Европы, где иногда социальные льготы  безработным в реальном выражении  превышают уровень оплаты труда  отдельных профессий, что позволяет  существовать на пособие, не  активизируя процесс поиска работы.

Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2011 года.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2011г. составила 75,7 млн.человек, или более 53% от общей  численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,0 млн.человек  классифицировались как занятые  экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные с  применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).4

Уровень безработицы в  ноябре 2011г. составил 6,3% (без исключения сезонного фактора).5

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения обследуемого возраста) в  ноябре 2011г. составил 64,0%.

По сравнению с октябрем 2011г. численность занятого населения  увеличилась на 142 тыс.человек, или  на 0,2%, численность безработных за этот период уменьшилась на 39 тыс.человек, или на 0,8%. По сравнению с ноябрем 2010г. численность занятого населения  выросла на 525 тыс.человек, или на 0,8%, численность безработных сократилась  на 213 тыс.человек, или на 4,3% (в сопоставимой методологии).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,9 раза превысила  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  ноября 2011г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1223 тыс.человек.

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости в ноябре, 68,3% безработных  искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в ноябре 2011г. составила 28,9%, среди безработных женщин - 35,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.6

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в ноябре 2011г. составила 46,4%, доля городских жителей - 62,2%.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В ноябре 2011г. это превышение составляло 1,8 раза.7

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население 

Сельское население

2011г

         

Январь

7.8

8.4

7.1

6.5

11.4

Февраль

7.6

8.3

6.8

6.3

11.2

Март

7.1

7.9

6.3

6.2

10.0

Апрель

7.2

7.9

6.5

5.9

11.0

Май

6.4

6.6

6.2

5.3

9.5

Июнь

6.1

6.4

5.7

5.2

8.5

Июль

6.5

6.9

6.2

5.6

9.2

Август

6.1

6.2

6.0

5.2

8.9

Сентябрь

6.0

6.5

5.5

5.1

8.7

Октябрь

6.4

6.6

6.1

5.5

9.0

Ноябрь

6.3

6.6

6.0

5.2

9.5


 

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в ноябре 2011г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,0% (в октябре 2011г. - 26,6%), в том  числе в возрасте 15-19 лет - 6,1%, 20-24 лет - 19,9%. Высокий уровень безработицы  отмечался в возрастной группе 15-19 лет (34,1%) и 20-24 лет (12,2%). По сравнению  с октябрем 2011г. уровень безработицы  в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,5 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет снизился на 0,6 процентного  пункта.8

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в ноябре 2011г. составил 14,4%, в том  числе среди городского населения - 12,7%, среди сельского населения - 18,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 лет  по сравнению с уровнем безработицы  взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том  числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.9

По итогам отчетного периода 2011г. безработных насчиталось 4,8 млн  человек. Они квалифицировались  в соответствии с критериями Международной  организации труда (МОТ), то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.

 

 

 

 

 

2.2 Методы борьбы государства, направленные на увеличение количества занятых и сокращения безработных.

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

Существуют разные методы активного влияния на рынок  труда, вот некоторые из них:

1. Создание новых рабочих  мест. Этот метод считается основным  методом борьбы с безработицей  и предполагает создание условий  для массового строительства,  развития большого и малого  предпринимательства, создание новых  рабочих мест государством и  тому подобное. Вот некоторые  способы создать рабочие места:

-Стимулирование малого  предпринимательства позволяет  относительно быстро создать  новые рабочие места. Основным  источником стимулирования малого  бизнеса является банковская  система. Чаще всего применяется  субсидирование процентных ставок  по кредиту и снижение налогов.

— Создание государством рабочих  мест, для выполнения работ в интересах  общества. Это, например, работа в области  охраны окружающей среды, строительства  автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных опера­ций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора. Одним из примеров использования такой политики является эксперимент по «отмене» безработицы, проведённый бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.

— Принятие мер по перераспределению  имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием  новых рабочих мест. Склонить предприятие  к такой политике можно только путём субсидирования. Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы. Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты.

  2. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.

3. Улучшение обеспечения  рынка труда информацией о  существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет  этой информацией, он не сможет  устроиться на работу. Для решения  этой проблемы создаются биржи  труда, центры занятости и другие  подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда.

Кроме того, проводятся различные  ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.

4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

Существует тенденция  миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и  там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать  усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше.

5. Монетарные, или фискальные  меры, направленные на повышение  спроса и регулирование цен  путём борьбы с инфляцией. Такая  политика, позволяя уменьшить инфляцию  и улучшить сальдо торгового  баланса, мало влияет на уровень безработицы. Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты с этим согласны.

6. Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

1. Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.

2. Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

3. Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

Такие субсидии начисляются  определённым категориям лиц, а не по географическому признаку.

 7. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

Методы борьбы с различными типами безработицы

Общие для всех типов безработицы меры:

  • создание новых рабочих мест
  • создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

усовершенствование системы  информационного обеспечения рынка  труда;

создание специальных  служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

Информация о работе Безработица, ее причины, виды и методы борьбы с ней