Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:20, курсовая работа
Я считаю, что эта тема довольно актуальна для любого современного государства. Ведь безработица представляет собой огромную макроэкономическую проблему, влияющую на жизнь каждого человека. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Потеря работы для большинства означает, прежде всего, снижение жизненного уровня. Экономисты изучают этот вопрос не только для определения причин безработицы, но и для совершенствования государственной политики, которая в силах, так или иначе, влиять на занятость населения.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Экономическое содержание безработицы
1.2. Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ
1.3. Показатели уровня безработицы
1.4. Виды безработицы
1.5. Формы безработицы
1.6. Социально – экономические последствия безработицы
Глава 2. Безработица в России и методы борьбы с ней
2.1 Анализ безработицы в России (структура, количество)
2.2. Методы борьбы государства, направленные на увеличение количества занятых и сокращения безработных
Заключение
Список используемой литературы
Причин, почему в России ситуация с безработицей выглядит относительно благополучно (в среднем по рейтингу уровень безработицы в Европе в 1.5 раза выше) несколько, и не все из них оптимистичны. Во многом, причины низкой безработицы в России определяются не только позитивной динамикой развития экономики после прошедшего кризиса (этот фактор, как и высокая емкость рынка труда, несомненно, один из ключевых), но и рядом других факторов.
В России, в отличие
от многих стран Европы, уровень
социальных гарантий для
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2011 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2011г. составила 75,7 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).4
Уровень безработицы в ноябре 2011г. составил 6,3% (без исключения сезонного фактора).5
Уровень занятости населения
(отношение численности
По сравнению с октябрем
2011г. численность занятого населения
увеличилась на 142 тыс.человек, или
на 0,2%, численность безработных за
этот период уменьшилась на 39 тыс.человек,
или на 0,8%. По сравнению с ноябрем
2010г. численность занятого населения
выросла на 525 тыс.человек, или на
0,8%, численность безработных
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце ноября 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1223 тыс.человек.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в ноябре, 68,3% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в ноябре 2011г. составила 28,9%, среди безработных женщин - 35,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.6
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в ноябре 2011г. составила 46,4%, доля городских жителей - 62,2%.
Безработица городского и
сельского населения
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское население | |
2011г |
|||||
Январь |
7.8 |
8.4 |
7.1 |
6.5 |
11.4 |
Февраль |
7.6 |
8.3 |
6.8 |
6.3 |
11.2 |
Март |
7.1 |
7.9 |
6.3 |
6.2 |
10.0 |
Апрель |
7.2 |
7.9 |
6.5 |
5.9 |
11.0 |
Май |
6.4 |
6.6 |
6.2 |
5.3 |
9.5 |
Июнь |
6.1 |
6.4 |
5.7 |
5.2 |
8.5 |
Июль |
6.5 |
6.9 |
6.2 |
5.6 |
9.2 |
Август |
6.1 |
6.2 |
6.0 |
5.2 |
8.9 |
Сентябрь |
6.0 |
6.5 |
5.5 |
5.1 |
8.7 |
Октябрь |
6.4 |
6.6 |
6.1 |
5.5 |
9.0 |
Ноябрь |
6.3 |
6.6 |
6.0 |
5.2 |
9.5 |
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в ноябре 2011г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,0% (в октябре 2011г. - 26,6%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,1%, 20-24 лет - 19,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (34,1%) и 20-24 лет (12,2%). По сравнению с октябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,5 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет снизился на 0,6 процентного пункта.8
В среднем среди молодежи
в возрасте 15-24 лет уровень безработицы
в ноябре 2011г. составил 14,4%, в том
числе среди городского населения
- 12,7%, среди сельского населения
- 18,2%. Коэффициент превышения уровня
безработицы среди молодежи в
среднем по возрастной группе 15-24 лет
по сравнению с уровнем
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.9
По итогам отчетного периода 2011г. безработных насчиталось 4,8 млн человек. Они квалифицировались в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ), то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.
2.2 Методы борьбы государства, направленные на увеличение количества занятых и сокращения безработных.
Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.
Существуют разные методы активного влияния на рынок труда, вот некоторые из них:
1. Создание новых рабочих
мест. Этот метод считается основным
методом борьбы с безработицей
и предполагает создание
-Стимулирование малого
предпринимательства позволяет
относительно быстро создать
новые рабочие места. Основным
источником стимулирования
— Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных операций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора. Одним из примеров использования такой политики является эксперимент по «отмене» безработицы, проведённый бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.
— Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования. Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы. Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты.
2. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.
3. Улучшение обеспечения
рынка труда информацией о
существующих вакансиях.
Кроме того, проводятся различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.
4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.
Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше.
5. Монетарные, или фискальные
меры, направленные на повышение
спроса и регулирование цен
путём борьбы с инфляцией.
6. Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:
1. Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
2. Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
3. Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.
Такие субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку.
7. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.
Методы борьбы с различными типами безработицы
Общие для всех типов безработицы меры:
Меры для борьбы с фрикционной безработицей:
усовершенствование системы
информационного обеспечения
создание специальных служб для этого.
Меры для борьбы со структурной безработицей:
Информация о работе Безработица, ее причины, виды и методы борьбы с ней