Источник: http://www.russobras.ru/international-trade-relations.
php [7]
Бразилия остается одним из самых больших
в мире экспортеров сельскохозяйственных
продуктов, хотя экспорт товаров промышленного
назначения увеличился в еще большей степени,
и экспорт самолетов, стали, электроники
практически сравнялся с сельхозпродукцией.
В некоторых отраслях бразильские импортеры
и экспортеры обязаны получать определенные
разрешения, но большинство импорта в
Бразилию не подлежит лицензированию,
в то время как экспорт вообще освобожден
от налогов. Бразильские валютные инструкции
все еще играют существенную роль в вопросах
осуществления сделок импорта-экспорта
- валюта обменивается по специальным
контрактам, связанным с импортом, а экспорт
связан с федеральными налогами и таможенной
системой. Штрафы могут быть наложены
в случае, если бразильский импортер или
экспортер не в состоянии выполнить такие
контракты в назначенное время [7].
Торговые компании в Бразилии играют
очень важную роль в импорте и экспорте
товаров, так как они обладают практическим
опытом и знаниями в данных областях. Торговые
компании могут выступать как таможенные
брокеры, готовя сделки по импорту, оформлять
экспортные и таможенные разрешения, а
также импортировать продукты от имени
бразильских компаний.
2.2 Участие Бразилии в интеграционном
процессе
Одним из важнейших элементов
политики Бразилии, направленной на расширение
внешнеэкономических связей, является
её участи в международных и региональных
интеграционных объединениях. И на сегодняшний
день страна принимает участие более чем
в 60 международных политических и экономических
организациях.
1 января 1995 г. Бразилия
была принята в состав Всемирной
торговой организации (ВТО). Пребывание
в составе данной организации
позволило Бразилии существенно
увеличить свой внешнеторговый
оборот во второй половине 1990-х
гг. Особенно это относится к
торговле со странами, находящимися
в "Старом Свете": был увеличен
экспорт бразильских с/х и промышленных
товаров в страны Европы и
Азии. Следует сказать, что вступление
республики в ВТО наложило
и обязательства, которые пришлось
выполнить Бразилии, проведя некоторые
преобразования в сфере своей
внешней торговли. Экономика страны
стала боле открытой, - повысился
импорт, как в стоимостном выражении,
так и в физическом объёме.
Правительство страны было вынуждено
оказывать меньшую финансовую
поддержку ведущим экспортёрам,
главным образом, в с/х. Эти преобразования
совпали с периодом приватизации
государственных промышленных предприятий
и резким увеличением доли
частного сектора в бразильской
экономике. Начиная с 2000-х гг. Бразилия
продолжила либерализацию внешнеэкономической
деятельности. Тем не менее, составители
доклада ВТО "Обзор торговой
политики Бразилии в 2004 г." указывают
на то, что тарифные ограничения
на импорт товаров с высокой
долей добавленной стоимости
и субсидирование экспорта высокотехнологичных
отраслей бразильской промышленности
продолжают в значительной степени присутствовать
в торговой политике страны.
Действительно, сейчас Бразилия
придерживается курса, направленного
на дальнейшее усиление своих позиций
в Латинской Америке и экономическую интеграцию
со странами этого региона. Одним из наглядных
проявлений данной политики Бразилии
является её роль в создании и участии
в южноамериканских экономических (а уже
сегодня и политических) интеграционных
объединениях. Основными среди них являются:
· Южноамериканский общий
рынок (MERCOSUR).
Сегодня в состав этой интеграционной
группировки, помимо Бразилии, входят
Аргентина, Венесуэла, Парагвай и Уругвай.
Первым шагом к созданию южноамериканского
общего рынка послужило соглашение о свободной
торговле, подписанное между Бразилией
и Аргентиной в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению
присоединились Парагвай и Уругвай. В
это время Меркосур представлял собой
зону свободной торговли. С 1 января 1995
г. Меркосур перешёл на более высокий интеграционный
уровень: от зоны свободной торговли к
таможенному союзу. По данным ЭКЛАК, товарооборот
Бразилии со странами Меркосур составил
в 2006 г.13,95 млрд. долл., увеличившись по
сравнению с предыдущим годом на 20%, а по
сравнению с 2004 г. - на 56,5%. При этом большая
доля товарооборота Бразилии внутри Меркосур
приходится на Аргентину (80% -90%). Аргентина
- один из основных торговых партнёров
Бразилии не только в Латинской Америке,
но и в мире.
В 2006 г. Венесуэла подписала
соглашение о своём вступлении в Меркосур.
Но вступление Венесуэлы в состав Меркосур
произойдёт тогда, когда данное соглашение
будет подписано парламентами Бразилии
и Парагвая. Вхождение Венесуэлы в Меркосур
придаст новый толчок процессу экономической,
политической и инфраструктурной интеграции,
а также устранит дисбаланс в принятии
решений по вопросам Меркосур в пользу
Парагвая и Уругвая которые серьезно обеспокоены
"гегемонией" Бразилии в регионе.
Ещё одним из условий вхождения Венесуэлы
в состав Меркосур является принятие Венесуэлой
Общего внешнего тарифа, который необходим
для избежания двойного налогообложения
при транзите товаров внутри Меркосур.
Было принято решение об открытии бразильского
рынка для венесуэльской продукции в течение
2 лет. Бразильские экспортеры получат
беспрепятственный допуск на венесуэльский
рынок через 14 лет на 63% ввозимой продукции.
· Латиноамериканская ассоциация
интеграции (LAIA).
Латиноамериканская ассоциация
интеграция была основана в 1980 г. в Монтевидео.
Основная цель данной ассоциации - содействие
развитию единого экономического пространства
между всеми странами Латинской Америки.
Механизмами достижения поставленной
цели, утверждёнными ЛАИ, являются: а) становление
преференций во внешней торговле между
латиноамериканскими странами и единая
тарифная политика по отношению к третьим
странам; б) региональная интеграция; в)
заключение между странами региона двух
- и многосторонних договоров и соглашений,
касающихся внешнеэкономических связей
и не нарушающих интересов тех латиноамериканских
стран, которые не принимают в них участие.
Сегодня в составе ассоциации присутствует
большинство стран Латинской Америки,
среди них: Бразилия, Уругвай, Аргентина,
Парагвай, Чили, Перу, Боливия, Эквадор,
Колумбия, Венесуэла, Мексика и Куба.
· Союз южноамериканских
наций (также известен под названием "Декларация
Куско").
Союз южноамериканских наций
представляет собой региональную экономическую
и политическую организацию государств
Южной Америки. Подписание декларации
о создании новой организации состоялось
9 декабря 2004 г. на саммите 12 государств
в городе Куско (Перу). В состав союза вошли
страны Меркосур (Бразилия, Аргентина,
Парагвай, Уругвай), Сообщества Анд (Боливия,
Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), а
также Чили, Гайана и Суринам. В декларации
указано, что она отражает стремление
народов Латинской Америки к интеграции,
единству и строительству общего будущего.
Основная задача организации в течение
15 лет или более добиться интеграции экономик
и создания зоны свободной торговли на
территории Южной Америки. Планируется,
что Южноамериканский союз будет развиваться
путем политической координации действий
стран-участниц, а в будущем должны быть
созданы общие южноамериканские институты
- Совет министров, Южноамериканский парламент
и Суд Правосудия. Но это мероприятия скорее
планируемые в долгосрочной перспективе.
Основная задача, стоящая перед Союзом
южноамериканских наций, - это соединить
Меркосур и Сообщество Анд в одну интеграционную
группировку как начальный этап более
продолжительной интеграции всей Южной
Америки. В целом, модель планируемое развитие
данной организации схоже с формирование
ЕС. Легко предположить, что именно Бразилия
будет сохранять за собой лидирующие позиции
в новом союзе.
2.3 Место Бразилии в международном
движении капитала
Важную роль в системе мирохозяйственных
связей Бразилии, как и любой страны со
значительными предпосылками экономического
развития, занимает приток иностранного
капитала. С 1950-х гг. Бразилия проводила
благоприятную экономическую политику
для привлечения инвестиций из-за рубежа,
в частности, освобождала от налогообложения
поступления иностранного капитала в
страну, а также перевод дивидендов за
границу. Она стала одной из самых привлекательных
для иностранного капитала развивающихся
стран. И к настоящему времени, Согласно
докладу ЮНКТАД, Бразилия занимает 5 место
в рейтинге стран, имеющих наиболее привлекательный
инвестиционный климат.
Объём прямых иностранных
инвестиций (ПИИ) в экономику Бразилии
в 2006 г. составил 18,78 млрд. долл., что на
25% больше объёма ПИИ в 2005 г. и примерно
равно уровню 2004 г., но существенно меньше
этого показателя в 1997-2001 гг. Более того,
за период 2000-2006 гг. среднегодовое снижение
объёма ПИИ в экономике Бразилии составляло
около 8% [24].
Это, прежде всего, объясняется
последствиями экономического кризиса
в Южной Америке, подорвавших доверие
иностранных инвесторов к странам в этом
регионе. Хотя потоки иностранных прямых
инвестиций в Бразилию снизились с 22,46
млрд. долл. в 2001 г. до 16,59 млрд. долл. в 2002
году, это падение для Бразилии на 26% было
более умеренным по сравнению с соседними
странами. В Аргентине это падение составило
69%, в Чили 64%, а в Венесуэле - почти 60%. С
2004 г. наблюдается оживление инвестиционной
активности в Бразилии.
Бразилия как страна с развивающейся
экономикой представляет огромные возможности
для инвестиций. ПИИ являются наиболее
оптимальным путем выхода на бразильский
рынок, объем которых в эту латиноамериканскую
страну достиг 3% от прямых общемировых
инвестиций. В 2005 г. в Бразилии 50% всех международных
денежных операций были связаны с прямыми
иностранными капиталовложениями. Также
правительство не прекращает своё содействие
в этом вопросе. Так, оно освободило иностранных
инвесторов от уплаты налога на прирост
капитала по федеральным облигациям, для
того чтобы увеличить приток иностранного
капитала и получить возможность привлекать
больше средств и на более длительные
периоды. К 2006 г. бразильское правительство
разработало и запустило программу "Партнерство
между государством и деловыми структурами".
В рамках данной программы планируется
привлекать инвестиции как внутренние,
так и иностранные для вложения инфраструктурный
комплекс страны: электроэнергетика, авто
- и железнодорожные сети, инфраструктура
портов, ирригация и развитие городского
хозяйства. Основным механизмом, поддерживающим
функционирование программы специальный
федеральный страховой фонд для защиты
инвесторов участвующих в данной программе.
По объёмам накопленных прямых
иностранных инвестиций в экономике Бразилии
на 2005 г. лидируют США - 24,5 млрд. долл. (24%
всего объёма накопленных инвестиций).
Растущий интерес американских компаний
к инвестированию в Бразилию объясняется
огромными потенциальными возможностями
бразильского рынка в условиях экономической
и социальной стабильности. Прогнозируется,
что объём инвестиций из США будет продолжать
расти именно за счёт капиталовложений
со стороны транснациональных корпораций
(ТНК) этой страны. Но, несмотря на то, что
американский инвестиционный капитал
широко представлен на бразильском рынке,
только 2 компании из США входят в список
30 крупнейших фирм Бразилии - Cargill и AES.
Из 10 крупнейших импортеров в Бразилии
4 представляют иностранный капитал - Nokia,
Motorola, Bunge и Ford Motors, а среди экспортеров
числятся - Bimge, Volkswagen, Cargill, General Motors, Ford
Motors и Halliburton.
За США следуют Голландия
- 10,7 млрд. долл. (11%), Испания - 12,2 млрд. долл.
(11,9%), а также Франция, Португалия и Германия.
Инвестиции с Каймановых островов начали
расти в страну с 1995 г. и в целом представляют
репатриацию национального капитала.
Участие Португалии и Испании в значительной
степени ограничено телекоммуникациями
и банковским сектором. Общий объем прямых
инвестиций без учета репатриации капиталов
с 2000 г. по конец 2005 г. достиг 87 млрд. долл.
(до 2000г. общий объем составил - 103 млрд.
долл.) [24].
Большая часть инвестиций
в экономике Бразилии приходится следующие
отрасли: с/х и пищевая промышленность,
коммуникации и транспорт, ТЭК и машиностроение.
В 2006 г. был отмечен резкий
скачок прямых инвестиций бразильских
компаний за рубеж. В указанный год поток
ПИИ Бразилии в зарубежные страны равнялся
28,2 млрд. долл., и это притом, что накопленный
бразильский капитал (в виде ПИИ) за рубежом
составляет в общей сложности чуть более
87 млрд. долл. Данное астрономическое увеличение
Бразилией своих ПИИ за рубеж заключается
в увеличении доходов от внешнеторговой
деятельности. В 2006 г. положительное сальдо
торгового баланса составило 46,1 млрд.
долл., увеличились и доходы бразильских
компаний от экспорта. Структура внешней
торговли Бразилии является олигопольной,
то есть менее сотни крупнейших компаний
получают большую часть экспортных доходов.
Подорожавший валютный обмен и желание
бразильских компаний вкладывать свои
избыточные объемы денежных средств в
инвестиционные проекты за границу обусловили
то, что переводы прибылей и дивидендов
бразильских компаний-олигополистов за
рубеж достигли 16,4 млрд. долл. Таким образом,
в 2006 г. в Бразилии наблюдался чистый отток
прямых инвестиций в 9,42 млрд. долл., который,
в свою очередь, позволял удерживать равновесие
платёжного баланса страны в условиях
профицита по счёту текущих операций и
сохранять тем самым относительно стабильный
курс реала.
Проводимая с середины 90гг.
банковская политика (только 10 крупнейших
банков страны контролируют 65% финансового
рынка) и регулирование фондовых рынков
(многие мелкие фондовые биржи были ликвидированы
или объединились) позволила создать условия
для привлечения и портфельных инвестиций.
Бразильские фондовые биржи продолжают
в основном использоваться только национальными
компаниями, включая Фондовую биржу в
Сан-Паулу ("Bovespa"), которая претендует
на региональное значение. Число компаний
зарегистрированных на Фондовой бирже
в Сан-Паулу возросло до 382 на конец 2005
г. по сравнению с 361 компанией в 2004 г. (в
2002 г. - 399, а в 2001 г. - 428). Общий оборот торговли
ценными бумагами достиг 430 млрд. долл.,
при этом капитализация рынка составила
482 млн. долл. На 10 биржах было сконцентрировано
50% оборота всего фондового рынка. На всемирной
нью-йоркской фондовой бирже NYSE проводятся
торги акциями 71 крупнейшей компании Бразилии,
включая Petrobras, Embraer, Banco Itau, Cvrd, Brasil Telecom
и Ambev. Торговля же государственными ценными
бумагами в основном сконцентрирована
в Рио-де-Жанейро.
Общая сумма запасов фонда
иностранных портфельных инвестиций в
Бразилии к концу 2006 г. составила 100 млрд.
долл. или 12% ВВП страны. Ускорившееся в
2005-2007 гг. движение портфельных инвестиций
в Бразилию дало возможность правительству
республики сократить свой внешний долг
и в 2006 г. расплатиться с МВФ по всем обязательствам.
Но самое главное то, что существенно изменилось
соотношение резерва иностранной валюты
Бразилии к запасам иностранных портфельных
инвестиций. В 2004 г. резервы иностранной
валюты Бразилии составляли 52 млрд. долл.,
а запасы иностранных портфельных инвестиций
составляли 35 млрд. долл. В конце 2005 г. инвестиционные
резервы выросли до 54 млрд. долл., а накопленные
портфельные инвестиции до - 65 млрд. долл.
К концу 2006 г. - в начале 2007 г. иностранные
валютные резервы оценивались в 57 млрд.
долл., а запасы иностранных портфельных
инвестиций выросли до 100 млрд. долл. [24].