Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Становление рыночных принципов и условий хозяйствования предусматривает равноправное развитие различных форм собственности и видов деятельности. Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству. Малый бизнес призван стать важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития страны, поскольку именно в малом предпринимательстве сокрыт неисчерпаемый запас идей, накоплен человеческий потенциал, которые позволят внести определенный вклад в рост благосостояния населения страны. Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических преобразований, гарантом политической стабильности и обеспечения демократических реформ.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
1 Субъекты малого предпринимательства: понятие и критерии отнесения…………………….………………………………………….
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства……………….
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу……………
2 Особенности документооборота на предприятиях малого бизнеса..
2.1 Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях………….
2.2 Особенности формирования рабочего плана счетов на малых предприятиях……………………………………………………….
2.3 Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства………………………………………………
3 Методические основы ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса………………………………………..
3.1 Бухгалтерский учет операций по движению материалов………………………………………………………….
3.2 Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и страховым взносам…………………………………………………
3.3 Учет выпуска, реализации готовой продукции и сводный учет финансовых результатов…………………………………………..
3.4 Особенности бухгалтерского учета операций, связанных с оказанием услуг и торговой деятельностью……………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по БФУ. Булгакова Т.Ю. ЭК-31м.docx

— 75.39 Кб (Скачать файл)

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 44 «Расходы на продажу», учитываются на счете 20 «Основное производство».

Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», рекомендуется вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде:  по дебету – возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту – возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской. [12, с.109]

Учетная политика организации должна обеспечивать: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Поэтому при разработке рабочего плана счетов в аналитическом учете целесообразно закреплять только те перечни, состав которых не претерпевает частых изменений. В отношении тех синтетических счетов, аналитические счета которых меняются часто, предпочтительнее указать в плане счетов только аналитические разрезы, которые должны поддерживаться. [13, с.44]

 

    1. Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства

 

Отчетность субъектов малого предпринимательства – это набор, как правило, регламентированных показателей, представленных в специальных бланках, подлежащих предъявлению в налоговые, статистические органы и соответствующие фонды. [10, с.137]

Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

Для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующим формы:

  1. Бухгалтерский баланс (форма №1)
  2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках составляются:

  1. Отчет об изменениях капитала (форма №3)
  2. Отчет о движении денежных средств (форма №4)
  3. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)
  4. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). [8, с.215]

Бухгалтерский баланс является главной отчетной формой для любых субъектов предпринимательства, который обобщает и отражает количественную характеристику важнейших элементов финансовой отчетности. В нём содержатся показатели, раскрывающие информацию об активах, капитале, обязательствах организации, что позволяет оценить эффективность размещения капитала субъекта, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

Для обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен соблюдать следующие принципы:

  • нейтральности;
  • целостности;
  • последовательности;
  • сопоставимости;
  • соблюдения отчетного периода.

Малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае оно должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В представляемых формах могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

  • наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;
  • указание отчетной даты, по состоянию на которую сформирована бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
  • наименование организации;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • вид деятельности;
  • организационно-правовая форма /  форма собственности;
  • единица измерения числовых показателей;
  • местонахождение (адрес);
  • дата утверждения;
  • дата отправки / принятия. [10, с.216]

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД. Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения. [9]

В настоящее время идёт работа по подготовке международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий. В результате небольшие предприятия, у которых нет ценных бумаг, обращающихся на открытом рынке, получат упрощенный, но самодостаточный комплект стандартов, что обеспечит их отчетности международное признание. Это довольно существенный момент, поскольку малые компании привлекают инвесторов, имеют иностранных поставщиков и нередко получают финансовую поддержку от разного рода структур. [11, с.32]

Согласно приказу №66-н от 02.07.2010г  «О формах бухгалтерской отчетности организации» начиная с годовой отчетности за 2011г, действуют следующие изменения:

  1. Утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
  2. Утверждены формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
    • форма отчета об изменениях капитала;
    • форма отчета о движении основных средств;
    • форма отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
  1. Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
    • в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
    • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможно оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.

 

 

 

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
    1. Бухгалтерский учет операций по движению материалов

 

Материалы представляют собой важную составляющую материально-производственных запасов субъектов малого предпринимательства. Порядок бухгалтерского учета этих запасов регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Согласно ПБУ 5/01 в бухгалтерском учете материально-производственными запасами считаются активы:

  1. используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);
  2. предназначенные для продажи;
  3. используемые для управленческих нужд организации;

В представленной классификации материалы включены в первую группу.

Нормативными документами предусмотрена возможность использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». Однако малые предприятия в целях минимизации учетных процедур эти возможности, как правило, не используют, ограничиваясь счетом 10 «Материалы». [13, с. 40]

Такие счета, как 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорее всего малому предприятию не понадобятся. Счёт 11 исключается при условии, что малое предприятие не занимается сельскохозяйственной деятельностью. Счёт 19 исключается по той причине, что при применении УСНО малые предприятия освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную границу. Но в связи с тем, что в перечне признаваемых расходов по УСН НДС по приобретаемому товару для перепродажи выделен отдельной статьёй, то, может быть, стоит оставить счет 19 в части покупки товаров. [10, с. 114]

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом составляются следующие бухгалтерские проводки:

  1. Оприходованы поступившие на склад материалы:

Дт 10  Кт 60

  1. Учтен НДС по приобретенным ценностям:

Дт 19  Кт 60

  1. Произведена оплата за материалы с расчетного счета:

Дт 60  Кт 51.

Определение фактической себестоимости материалов, списанных в производство, разрешено производить следующими методами: по себестоимости каждой единицы; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по средней себестоимости.

По каждой группе запасов организация вправе выбрать один из названных методов, зафиксировав его в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Однако, принимая во внимание специфику малого бизнеса, малочисленность бухгалтерских служб, а в ряде случаев их недостаточную техническую оснащенность, предполагается применять наиболее простой из названных методов – метод оценки запасов по средней себестоимости. При его использовании считается, что себестоимость запасов равна средней стоимости запасов, имевшихся на начало учетного периода, и всех запасов, закупленных в этом периоде. [8, с. 148]

Субъект малого предпринимательства может принять решение об отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов кассовым методом. В этом случае на счета учета затрат (20, 25, 26) будут списываться лишь материальные ресурсы.

 

    1. Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и страховым взносам

 

Заработная плата сотрудникам малого предприятия может начисляться в различных формах. Для оплаты труда управленческого персонала (генеральный директор, его заместитель, главный бухгалтер), как правило, используются должностные оклады. Начальники цехов чаще всего находятся на повременной форме оплаты труда, которая рассчитывается исходя из установленной почасовой тарифной ставки. Такая форма оплаты применяется с тем, чтобы увязать начисленную заработную плату с количеством времени, фактически отработанным начальниками цехов; размер заработной платы зависит от количества рабочих дней в месяце. [8, с. 152]

При сдельной форме оплаты труда заработная плата определяется из установленного размера оплаты труда за каждую изготовленную единицу продукции, выполненных работ (сдельных расценок) и количества произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ). Сдельно оплачивается труд производственных рабочих малого предприятия.

Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В случае небольшого числа хозяйственных операций субъект малого предпринимательства может вести лишь один затратный калькуляционный счет 20 «Основное производство». В этом случае вся сумма заработной платы, начисленная в организации, будет отражаться записью:

Информация о работе Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса