Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:58, реферат

Краткое описание

Бюджет – это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утвержденным соответствующим представительным органом в правовой форме.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

1) единого социального налога (взноса);

2) добровольных взносов  физических и юридических лиц; 

3) других доходов, предусмотренных  законодательством.

Согласно ст.144 БК РФ современная  финансовая система в качестве отдельного элемента включает четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ.

Кроме этих внебюджетных фондов, в  финансовой системе российской Федерации функционируют и иные внебюджетные фонды, образованные в соответствии с федеральным законодательством или подзаконными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Финансовые системы субъектов РФ и муниципальных образований могут содержать иные внебюджетные фонды, предусмотренные правовыми актами соответствующего уровня.

Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утвержденного отдельно для  каждого фонда. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами федерального казначейства Министерства финансов РФ.

К внебюджетным фондам относятся:

Пенсионный фонд РФ образован  в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в российской Федерации.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, особенность финансово –правового статуса которого заключается в наличии права выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством РФ о банках и банковской деятельности.

Основное предназначение Пенсионного  фонда РФ заключается в финансовом обеспечении выплат государственных  пенсий, пособий по уходу за ребенком старше полутора лет, а также в  оказании органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым  и инвалидам.

Фонд социального страхования  РФ образован в соответствии с  Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 822 « О фонде социального  страхования Российской Федерации» и действует на основании Положения  о Фонде социального страхования  Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. № 101 « О Фонде социального страхования Российской Федерации» с последующими изменениями.

Фонд социального страхования, является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве РФ и управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Основными задачами фонда, для исполнения которых аккумулируются внебюджетные денежные средства, являются: пособия  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторное – курортное обслуживание работников и их детей.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан для выполнения Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 « О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования граждан.

Правовой базой формирования фонда  является постановление Верховного Совета РФ от 25 декабря 1992 г. № 4231-1 «  О порядке введения в действие Закона Российской Федерации « О  страховых тарифах взносов в  Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование граждан на первый квартал 1993 года».

Фонд имеет статус самостоятельного государственного некоммерческого  финансово-кредитного учреждения, подотчетен Правительству РФ.

Положением о Федеральном фонде  обязательного медицинского страхования  установлено, что страховые взносы предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности не учитываются в доходах соответствующих бюджетов и направляются на обязательное медицинское страхование граждан сверх ассигнований, утвержденных на здравоохранение.

Основными задачами фонда являются участие в разработке и осуществлении  государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования, а также разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.

Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования подлежит внутреннему  контролю со стороны ревизионной  комиссии, а также внешнему аудиторскому контролю, осуществляемому не реже одного раза в год. Отчет о результатах аудиторской проверки представляется на рассмотрение Правительства РФ.

 

Государственный долг.

 

Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла  пристальное  внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных.

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Обязательства государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных  займов и процентов.

  Как  правило,  из текущих бюджетных доходов  не удается полностью выплачивать  проценты и в срок погашать  государственные займы. Поэтому  правительства, постоянно нуждаясь  в средствах, прибегают к новым  займам, покрывая старые долги, они делают еще большие новые. В результате государственные долги растут в разных странах различными темпами.

   Превышение государственного  долга над ВВП более чем  в 2,5 раза считается опасным  для стабильности экономики, особенно  для устойчивого денежного обращения.

   Виды государственного долга. Государственный долг подразделяется на внутренний  и внешний, а также на краткосрочный  (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами.

  Государственные  органы стараются консолидировать  краткосрочную и среднесрочную  задолженность, т.е. превратить  ее в долгосрочные долги, отложив  на длительный срок выплату  основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением  и консолидацией старых долгов, а также привлечением новых заемных средств.

   Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг-это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Как государственный  долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном  долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения.

Может ли большой государственный  долг каким-то образом привести к  банкротству правительства? Конечно  же, нет. Во-первых, нужно отметить, что  нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.

Что касается второй опасности, то государственный долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое  бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

Возникает необходимость  управления долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственных  займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа.

 

Используемая литература

 

Ю.А. Крохина « Финансовое право России» издательство НОРМА Москва, 2004

К.С. Бельский. Финансовое право, Москва, 1994

Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова Финансовое право, ЮРИСТЪ Москва, 2001


Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг