Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:03, реферат
Присоединение России к ВТО – это вопрос стратегического развития страны в целом. Значительная часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что большая их часть всё ещё не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций. Серьёзные проблемы могут возникнуть в регионах на предприятиях местной промышленности, которая традиционно недофинансировалась и в советский период. С учётом этой ситуации хотелось бы проанализировать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях и высказать ряд соображений относительно тактики и стратегии присоединения.
I. Введение……………………………………………………………………….3
II.Основная часть………………………………………………………………...5
1. 1 ВТО и Россия: «правила игры» и условия вступления………………......6
1.2 Всемирная торговая организация: функции, проблемы, перспективы….6
1.3 Интересы участников переговоров и их противоречия……………….…8
1.4 Последствия присоединения России к ВТО……………………………....10
III.Заключение……………………………………………………………………12IV.Список литературы………………………………………………………….13
По этому вопросу до сих пор нет единого мнения. Наиболее критичная позиция, как уже отмечалось, у региональных властей. Вступление в ВТО дает новому члену дополнительные возможности выхода на международные рынки, но и накладывает существенные ограничения на способы и механизм государственного регулирования национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. К сожалению, все плюсы как правило содержат минусы. Чего будет больше – зависит от конкретных условий. Россия – очень большая и очень диверсифицированная страна. Представляется боле правомерным анализ последствий начинать с регионов и от этих результатов переходить к обобщению на страну в целом, а не наоборот.
В общем виде можно отметить следующие плюсы:
Вступление должно способствовать расширению товарооборота – росту импорта и увеличению экспорта. Следует помнить, однако, что главным условием продвижения наших товаров является их конкурентоспособность, а не членство в ВТо. Вероятное расширение потоков импорта требует серьезного анализа как на национальном, так и на региональном уровнях. Оно может привести не только к снижению цен в результате роста конкуренции и насыщения рынка товарами и услугами, но и к серьезным отрицательным последствиям: крушению местного производства, снижению налоговых поступлений в бюджет. Росту безработицы, обострению социальных проблем и др. В условиях огромной дифференциации структуры
10
производства и уровней экономического развития регионов эта проблема требует особого внимания.
Возрастают возможности производственной кооперации и использования других форм международного взаимодействия, что должно способствовать росту концентрации, повышению технического уровня производства, использованию современных методов организации и управления. Такого рода процессы, как правило. Приводят к росту безработицы, если не будет соответствующего расширения производства. О чем, по-видимому, следует позаботиться заранее. Нелишне вспомнить и опыт структурной перестройки ведущих капиталистических стран в 70-е годы прошлого столетия и масштабные кризисы, которые ее сопровождали.
Увеличение притока иностранного капитала на наши рынки, а к нам придут, как правило, мощные международные корпорации, должно способствовать процессу укрупнения и модернизации отечественных предприятий – тех из них, которые выдержат конкуренцию. Следует иметь в
виду, что предприятия, ушедшие под иностранный капитал, могут быть закрыты, перестроены на выпуск другой продукции или выведены за рубеж, для того, чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример – Польша. После вступления в ВТО в 1999 г. темпы экономического развития в той стране существенно сократились, тяжелая промышленность в основной своей части ушла под иностранный капитал, резко выросла безработица.
Росси получит доступ к квазисудебной системе ВТО и своего представителя в ее структурах, т.е. возможность отстаивать на равных с торговыми партнерами свои права в случаях нарушения правил эффективной и недискриминационной торговли. Это не означает автоматического устранения действующих в настоящее время санкций против нашей страны, но улучшает перспективы их пересмотра и создает возможность утрясать в будущем конфликтные ситуации, не доводя их до принятия санкций. В
11
случае нарушения наших прав. В свою очередь, можно требовать устранения
дискриминационных условий, вплоть до применения соответствующих санкций.
Упор надо делать на регионы. Люди живут и работают не в среднем по стране, а в конкретных климатических, природных и социально – экономических условиях, и реакция на изменения условий хозяйствования будет разной, так же как и мероприятия, необходимые для их корректировки. Особое внимание в регионах надо обратить на подготовку кадров, владеющих международной тематикой; мониторинг мировых товарных рынков; оценку конкурентоспособности экспортных и импортозамещающих предприятий.
Главный положительный момент, на который указывают предприниматели, – это то, что все отечественные производители теперь всерьез возьмутся за улучшение эффективности бизнеса, прежде всего за снижение издержек и увеличение производительности труда. Известно, что отечественный товар сегодня очень дорогой и по соотношению цены и качества уступает импортному продукту. Приведение отечественного продукта к адекватному соотношению цены и качества, безусловно, будет выгодно и потребителю, и рынку в целом. Кроме того, ВТО будет стимулировать наших производителей более эффективно развивать экспорт. И об этом сегодня говорят производители мебели, фармацевтики, текстиля.
Многие отечественные производители считают, что вступление России в ВТО приведет к оздоровлению экономики в целом. Так, многие рынки сегодня устроены самостийно, при наличии же ВТО отраслевые связи и правила будут едиными и прозрачными. Возрастут и требования к государственному регулированию экономики, и ответственность чиновников за устанавливаемые правила игры.
И, наконец, по мнению предпринимателей, после вступления в ВТО не следует ждать большого наплыва товаров в нашу страну. Такой рынок, как российский, – объект внимания в основном транснациональных компаний, которые уже и так здесь присутствуют. Для большинства же остальных иностранных производителей российский рынок все еще остается весьма рискованным.
В целом можно сделать вывод, что нашим предпринимателям немного не хватило времени, чтобы подготовиться к вступлению страны в ВТО. По оценкам, лет через пять ситуация на рынке была бы совершенно иная: у них были бы более прочные позиции.
13
IV.Список используемой литературы
1. «Бюллетень отечественного товаропроизводителя», №1 (7).
2. «Ведомости», №39 (602) 11 марта 2002.
3. Вестник ИНЖЭКОНА, 2006, №4 (13)
4. А. Водянов, В. Лапенин, Г. Исаев. Российский экономический журнал. 2002, №7. С. 44 – 46.
5. «Всемирная торговая организация и Россия». М., 2006. С. 8.
6. Всемирная торговая организация. История создания, принципы деятельности РСПП, Москва, 2006. С. 12.
7. Горбань Т.Н. Гуриев Ф.В.
Информация о работе ВТО и Россия: «правила игры» и условия вступления