Валютное регулирование и внешняя торговля в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается тем, что с конца 70-х годов с началом рыночных экономических реформ КНР стала быстро превращаться в одного из ведущих игроков на международной экономической арене. Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. Усиливается присутствие страны на мировых товарных рынках и рынках капитала. Во второй половине 90-х годов Китай превратился в обладателя вторых по размеру в мире (после Японии) валютных резервов. В целом, за прошедшие годы страна существенно усилила свою роль в мировой экономике. Успехи КНР во многом достигнуты благодаря гибкому экономическому курсу. Его органичной частью является последовательная и достаточно эффективная валютная политика. Однако механизмы и мотивы, лежавшие в основе валютной политики государства в последние десятилетия, весьма специфичны. Зачастую они далеки от стандартных моделей и прямолинейных решений, в том числе в силу своеобразия экономических и исторических условий страны

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты валютного регулирования.........................6
Методы валютного регулирования......................................................6
Влияние валютного курса на внешнюю торговлю................................12
Глава 2. Валютное регулирование Китая и современные тенденции развития внешней торговли...................................................................................................16
2.1 Развитие валютного регулирования Китая............................................16
2.2 Характеристика внешней торговли Китая.............................................21
2.3 Перспективы международной торговли Китая........................................24
Заключение......................................................................................................30
Список использованных источников информации.......................................33

Вложенные файлы: 1 файл

valyutka_Kitay.docx

— 75.42 Кб (Скачать файл)

1 декабря 1948 г. народной  властью освобожденных районов  на базе Банка Северного Китая,  Бэйхайского банка и Северо-Западного крестьянского банка был создан Народный банк Китая. В него на правах департаментов вплоть до 1979 г. входили четыре ныне основных государственных коммерческих банка КНР и Народная страховая компания. НБК стал в 1950-е годы общенациональным центром денежного обращения, расчетов и кредитования, а также финансового обслуживания. В своих филиалах банк создал систему единого управления депозитами и ссудами. Депозиты, привлекаемые низовыми отделениями банка, полностью передавались в центральное учреждение, которое составляло единые планы кредитования и спускало их в нижестоящие организации. НБК был государственным эмиссионным банком, осуществлял кредитование промышленности и торговли, страховые операции и т.п. Через эту высокоцентрализованную систему государство направляло ограниченные финансовые ресурсы в приоритетные отрасли в восстановительный период и на объекты первого пятилетнего плана (1953-1957 гг.). Капитал размещался в соответствии со стратегическими целями (создание тяжелой промышленности, в первую очередь) и с низкой процентной ставкой. Так, месячная процентная ставка кредита для государственной промышленности 31 июля 1951 г. была понижена до 2%, в апреле 1952 г. до 1.5-1.6%, в январе 1953 г. до 0.6-0.9%, а в 1954 г. - до 0.456% и на этом уровне удерживалась довольно длительное время. В июне 1960 г. процент вырос до 0.6%, но в августе 1971 г. был вновь понижен до 0.42%. В целях расширения валютных накоплений 2 августа 1957 г.  Госсовет издал «Правила о предоставлении льгот китайским эмигрантам, вкладывающим свой капитал в государственные инвестиционные компании китайских эмигрантов». Во втором параграфе этих правил указывалось, что «акционерный капитал, внесенный китайскими эмигрантами, остается собственностью вкладчиков и после построения социализма». Инвестирование капиталов осуществлялось через Государственную компанию по размещению инвестиций китайских эмигрантов с объявленным уставным капиталом в 50 млн. долл. Правительству КНР принадлежало 30% акций компании, мигрантам-вкладчикам - остальные 70%.

В течение почти тридцати лет - до третьего пленума ЦК КПК  одиннадцатого созыва (декабрь 1978 г.) в китайских финансах существовали, как выражаются китайские экономисты, «большая и единая система», «централизованный контроль и единое хозяйствование», суть которых, в частности, состояла в том, что все валютные операции в Китае осуществлялись только Народным Банком Китая. После начала реформ и открытости в связи с развитием внешней торговли с каждым годом стало увеличиваться использование иностранного капитала. В этой связи в 1979 г. был выделен в самостоятельную организацию Банк Китая. Формально в 1950-1970-с годы существовали также Народный строительный банк Китая (учрежден в 1954 г.), входивший с 1958 г. в Министерство финансов КНР. В 1969-1978 гг. собственно и Народный банк Китая был передан министерству финансов специализированного банка он стал заниматься операциями в иностранной валюте и кредитованием внешней торговли.

Еще позднее, в 1984 г. в качестве самостоятельных организаций были выделены Промышленный и торговый банк Китая и Народная страховая компания. И, наконец, в ноябре 1985 г. из состава министерства финансов в качестве самостоятельной организации был выведен Народный строительный банк Китая.

В ходе восстановительного периода характер валютной политики начал меняться. В начале первого десятилетия народной власти происходило планомерное снижение курса иностранной валюты. Фактически оно производилось политическими мерами и было подчинено задаче удешевления импорта средств производства для индустриализации. С марта 1950 г., когда состоялось Всекитайское совещание по финансово-экономической работе, курс жэньминьби корректировался 15 раз и вырос в течение одного года (к маю 1951 г.) с 420 до 223 юаней за 100 долл. С марта 1955 г. по декабрь 1971 г. курс национальной валюты КНР неизменно сохранялся на отметке 246.18 юаней за 100 долл. С 1972 г. курс жэньминьби был вновь повышен и по июль 1978 г. составлял 172 юаня за 100 долл. В 1979 г. цена иностранной валюты была вновь понижена - до 155 юаней за 100 долларов, в 1980 г. она опустилась до 150 юаней. Заниженный курс иностранной валюты, естественно, подавлял активность экспортеров и стимулировал импорт. Возникали разрывы между предложением и спросом на энергию, сырье, валюту и т.п. Ликвидация разрывов рассматривалась, тогда как функция административно-распределительных мер и планирования. При таком подходе становилась ясной и необходимость введения единой системы управления внешней торговли. Банк Китая был основан в 1912 г., недавно он отметил 90-летие. Одновременно в Китае провели денежную реформу, заменив старые юани на жэньминьби. В начале-середине 1950-х годов в Китае создается ряд органов для планового управления размещением ресурсов, включая Госплан (1953 г.). Уже упоминавшимся «Решением о едином осуществлении мероприятий во внешней торговле» Административного совета (1950 г.) под руководством Центрального отдела торговли (органа Административного совета) было создано несколько всекитайских специализированных генеральных компаний внешней торговли. Эта система сохранилась в общих чертах и после учреждения в 1952 г. Государство управляло внешней торговлей четырьмя основными способами.

Во-первых, вводилось лицензирование экспорта и импорта; Во-вторых, осуществлялся  жесткий контроль над операциями, связанными с иностранной валютой. Вся валютная выручка предприятий, организаций и лиц подлежала продаже государству по официальному курсу. Для платежей в валюте и ее приобретения в банке требовалось разрешение уполномоченных учреждений (обычно-министерства финансов); В-третьих, регистрировались все частные (до национализации) экспортно-импортные предприятия и иностранные компании, над их деятельностью устанавливался государственный контроль; В-четвертых, вводилась система высоких пошлин и контроля качества всех ввозимых и вывозимых товаров. К середине 1950-х годов практически вся внешняя торговля перешла в руки государства. Государственные компании контролировали около 99% внешнего товарооборота страны. В 1958 г. Государственный совет КНР постановил, что вся внешняя торговля страны переходит под управление МВТ при осуществлении принципа «единой политики, единого плана и единых действий на внешнем МВТ, оказывавшее большое воздействие на разработку валютной политики, в 1982 г. в результате слияния ряда организаций было преобразовано в Министерство внешних экономических связей и внешней торговли (МВЭСиВТ). В 1993 году данный орган был переименован в Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества КНР (МВТЭС), в марте 2003 года в Министерство коммерции КНР.

 

 

 

2.2 Характеристика внешней торговли Китая

Внешняя торговля — сложная, подвижная система, находящаяся в постоянном изменении. Особенно крупные изменения произошли за последнюю четверть века. Нового уровня достиг процесс интернационализации, глобализации производительных сил, в основе которого — переплетение предпринимательского капитала. На региональном уровне интернационализации мирового хозяйства способствуют процессы интеграции. 90-е годы ознаменовались образованием зоны свободной торговли на Североамериканском континенте, прогрессируют переплетение капиталов и концентрация торговых потоков в районе Восточной Азии. Огромные сдвиги произошли в развитии, производительных сил. Мировое производство почти в два раза обгоняло прирост населения. Качественные преобразования мировых производительных сил происходят под влиянием научно-технического прогресса (НТП). Беспрецедентное развитие производительных сил соседствует с голодом и ухудшением экономического положения в ряде регионов мира. Голод ежегодно уносит свыше 20 млн. жизней. Растет безработица, миллионы людей оказываются не у дел. Только в промышленно развитых странах их свыше 30 млн.

Одна из важнейших задач  китайской внешней торговли –  приобретение техники и технологии для развития народного хозяйства. В этом плане в 90-е годы во внешней торговле произошла переориентация от закупок комплектного оборудования к закупкам ключевого оборудования и неовеществленной технологии (патенты, лицензии и т.д.), поскольку в этом случае приобретение техники и технологии дает Китаю возможность на базе реконструируемых предприятий наладить собственное производство современной продукции и в конечном счете выйти на более высокий уровень технического развития. Так, в период 1995-2005гг. количество импортируемого оборудования и его стоимость по лицензионным соглашениям увеличились в 25 раз по сравнению с предыдущим десятилетием. В результате существенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, самолетостроения, черной металлургии. За счет импорта и технологии было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.

Произошли важные сдвиги в  товарной структуре экспорта. В нем  значительно выросла доля готовой промышленной продукции (текстильные товары, продукция электроники, машиностроительной промышленности). При этом первое место (порядка 50%) заняли промышленные товары народного потребления: хлопчатобумажные такни, одежда, обувь, игрушки и т.п. Страна занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время текстиль – один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от КНР ограничить их ввоз. В частности, в США в сферу действия ограничений включено 75% изделий текстильной промышленности, что вызвано опасением за судьбу местных производителей. Вместе с тем, несмотря на увеличение импортных квот, введенных США, Китай удерживает первое место среди основных поставщиков текстильной продукции на американский рынок. По мере того, как экспорт традиционных видов этой продукции подпадает под ограничения, Китай последовательно развивает экспорт новых категорий и улучшает качество изделий, на которые распространяются ограничения, чтобы повысить их стоимость, не увеличивая при этом количества, и таким образом обходит ограничения.

Нынешний этап развития внешней  торговли КНР характеризуется преобладанием промышленно развитых стран Запада, на долю которых в 2005 году приходилось 58% внешнеторгового оборота КНР. Основными торговыми партнерами Китая являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг. Гонконг превратился в основную реэкспортную базу китайских товаров на рынки западных стран. Около 30% реэкспортируемых через Гонконг товаров направлялось в США, страны Западной Европы, Японию. В 2009 году Китай занял второе место в мире по объёму товарного экспорта, уступая здесь лишь и США. Именно США с их требовательным и ненасытным рынком стали главным объектом экспансии китайских экспортеров. В результате чистый экспорт КНР в США вплотную приблизился к 170 млрд. долл. и продолжает расти, укрепляя, с одной стороны, позиции американских протекционистов, а, с другой стороны, вполне устраивая американских потребителей: изобилие недорогих китайских товаров на потребительском рынке служит серьезным препятствием развитию инфляции и росту цен. Транснациональные компании США, в свою очередь, обеспечили значительную долю иностранных вложений в китайскую экономику.

В механизме экономического роста Китая большую роль сыграла  открытая внешнеэкономическая политика, которая идёт по линии отстаивания  своих позиций в международном разделении труда. Основным элементом связей КНР является внешняя торговля, которая за годы реформ имела достаточно высокие темпы роста – около 16 % в год, при этом объём внешней торговли вырос более чем в 15 раз, с 20,6 млрд. долларов до 1154 млрд. долларов и соответственно Китай переместился по этому показателю с 32-го на одно из лидирующих мест в мире по этому показателю. Если в дореформенный доля экспорта в ВНП страны составляла 4 – 5%, то в середине 90-х годов – более 20%. Это очень высокий показатель для такого крупного государства, каким является Китай. Среди наиболее крупных экспортёров КНР занимает шестое место с 5,33% от общего мирового экспорта (экспорт товаров + невидимые статьи расходов), уступая лишь странам еврозоны, США, Германии, Соединённому Королевству и Японии, которые оккупируют первые пять строчек этого рейтинга в соответствующей последовательности. Главными торговыми партнёрами по экспорту КНР выступают США – 21,0% от общего объёма экспорта (приблизительно 125 млрд. долларов), Гонконг (особая административная область Китая, однако в статистической информации источника рассматривается в качестве направления экспорта) – 17% (100 млрд. долларов), Япония – 12,4% (74 млрд. долларов), Южная Корея – 4,7% (28 млрд. долларов) и Германия – 4,0% (24 млрд. долларов). Главными торговыми партнёрами по импорту КНР являются Япония – 16,8% от общего объёма импорта (около 94 млрд. долларов), Тайвань – 11,5% (65 млрд. долларов), Южная Корея – 11,1% (62 млрд. долларов), США – 8,0% (45 млрд. долларов) и опять же Германия – 5,4% (30 млрд. долларов)

Из данной главы следует вывод, что Китай активно вступил во внешнюю торговлю и активно заполняет свободные сектора экономики стран-партнеров по внешней торговле, благодаря дешевой рабочей силе, инвестициям в нематериальные активы и переходя из производителя дешевой и некачественной повседневной продукции в одного из крупнейших производителей высокотехнологичной качественной продукции, конкурируя с такими гигантами как Япония, Южная Корея и США.

 

2.3 Перспективы международной  торговли Китая

На протяжении длительного  периода внешнеторговый оборот Китая  неуклонно возрастает, незначительный спад наблюдался лишь в 2009г. (рисунок 1). По данным ГСУ КНР, объем внешней торговли в 2011г. достиг значения в 3,62 трлн. долл., рост составил 22,5% по сравнению с 2010г.

 В отличие от большинства  развитых стран, Китай сохраняет  устойчивое положительное сальдо внешней торговли товарами на протяжении последних двадцати лет. Даже в период мирового финансового кризиса внешнеторговый баланс КНР оставался положительным, притом, что этот показатель в ЕС и США имел отрицательное значение.

 

Рис. 1. Объем экспорта и  импорта КНР в 2006 – 2011гг.

             Отношения между крупными государствами  и каждого из них с США  формируют каркас глобального  расклада сил и определяют  тенденции мирового развития. Усиливается  конкуренция за доступ к рынкам, природным и иным ресурсам. Но одновременно с конкуренцией, углубляется взаимосвязь и взаимодополняемость крупных стран. Соответственно, одну из главных своих задач Китай видит в выстраивании многообразных связей с каждой из крупных стран и объединениями.

Важнейшим партнером КНР во внешнеэкономической деятельности долгое время является США. Несмотря на многочисленные противоречия во взаимоотношениях двух стран, четко просматривается взаимозависимость этих стран.

 Начиная с 2001г. наблюдается  рост зависимости экономики Китая  от американского рынка. После присоединения Китая к ВТО доля экспорта США в общем объеме китайских поставок постоянно поддерживалась на уровне 20%. При этом экспорт США в КНР только с 2006 г. превысил 5%. Кроме того, после присоединения Китая к ВТО активное торговое сальдо по отношению к США почти каждый год увеличивалось на более чем 10 млрд. долл. и в 2011г. составило 202,3 млрд. долл.

Американская администрация  склонна считать, что такая ситуация возникла из-за заниженного курса  китайской валюты по отношению к  доллару, что делает китайские товары дешевле, продукцию из США в КНР  — дороже. Официальный Вашингтон  давно и настойчиво добивается от китайских властей ревальвации  юаня, поскольку якобы низкий курс китайской валюты по отношению к доллару создает искусственные преимущества для китайских компаний в международной торговле.

Информация о работе Валютное регулирование и внешняя торговля в Китае