Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:30, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается тем, что с конца 70-х годов с началом рыночных экономических реформ КНР стала быстро превращаться в одного из ведущих игроков на международной экономической арене. Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. Усиливается присутствие страны на мировых товарных рынках и рынках капитала. Во второй половине 90-х годов Китай превратился в обладателя вторых по размеру в мире (после Японии) валютных резервов. В целом, за прошедшие годы страна существенно усилила свою роль в мировой экономике. Успехи КНР во многом достигнуты благодаря гибкому экономическому курсу. Его органичной частью является последовательная и достаточно эффективная валютная политика. Однако механизмы и мотивы, лежавшие в основе валютной политики государства в последние десятилетия, весьма специфичны. Зачастую они далеки от стандартных моделей и прямолинейных решений, в том числе в силу своеобразия экономических и исторических условий страны
Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты валютного регулирования.........................6
Методы валютного регулирования......................................................6
Влияние валютного курса на внешнюю торговлю................................12
Глава 2. Валютное регулирование Китая и современные тенденции развития внешней торговли...................................................................................................16
2.1 Развитие валютного регулирования Китая............................................16
2.2 Характеристика внешней торговли Китая.............................................21
2.3 Перспективы международной торговли Китая........................................24
Заключение......................................................................................................30
Список использованных источников информации.......................................33
1 декабря 1948 г. народной
властью освобожденных районов
на базе Банка Северного Китая,
В течение почти тридцати лет - до третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва (декабрь 1978 г.) в китайских финансах существовали, как выражаются китайские экономисты, «большая и единая система», «централизованный контроль и единое хозяйствование», суть которых, в частности, состояла в том, что все валютные операции в Китае осуществлялись только Народным Банком Китая. После начала реформ и открытости в связи с развитием внешней торговли с каждым годом стало увеличиваться использование иностранного капитала. В этой связи в 1979 г. был выделен в самостоятельную организацию Банк Китая. Формально в 1950-1970-с годы существовали также Народный строительный банк Китая (учрежден в 1954 г.), входивший с 1958 г. в Министерство финансов КНР. В 1969-1978 гг. собственно и Народный банк Китая был передан министерству финансов специализированного банка он стал заниматься операциями в иностранной валюте и кредитованием внешней торговли.
Еще позднее, в 1984 г. в качестве
самостоятельных организаций
В ходе восстановительного
периода характер валютной политики
начал меняться. В начале первого десятилетия
народной власти происходило планомерное
снижение курса иностранной валюты. Фактически
оно производилось политическими мерами
и было подчинено задаче удешевления импорта
средств производства для индустриализации.
С марта 1950 г., когда состоялось Всекитайское
совещание по финансово-экономической
работе, курс жэньминьби корректировался
15 раз и вырос в течение одного года (к
маю 1951 г.) с 420 до 223 юаней за 100 долл. С марта
1955 г. по декабрь 1971 г. курс национальной
валюты КНР неизменно сохранялся на отметке
246.18 юаней за 100 долл. С 1972 г. курс жэньминьби
был вновь повышен и по июль 1978 г. составлял
172 юаня за 100 долл. В 1979 г. цена иностранной
валюты была вновь понижена - до 155 юаней
за 100 долларов, в 1980 г. она опустилась до
150 юаней. Заниженный курс иностранной
валюты, естественно, подавлял активность
экспортеров и стимулировал импорт. Возникали
разрывы между предложением и спросом
на энергию, сырье, валюту и т.п. Ликвидация
разрывов рассматривалась, тогда как функция
административно-
Во-первых, вводилось лицензирование экспорта и импорта; Во-вторых, осуществлялся жесткий контроль над операциями, связанными с иностранной валютой. Вся валютная выручка предприятий, организаций и лиц подлежала продаже государству по официальному курсу. Для платежей в валюте и ее приобретения в банке требовалось разрешение уполномоченных учреждений (обычно-министерства финансов); В-третьих, регистрировались все частные (до национализации) экспортно-импортные предприятия и иностранные компании, над их деятельностью устанавливался государственный контроль; В-четвертых, вводилась система высоких пошлин и контроля качества всех ввозимых и вывозимых товаров. К середине 1950-х годов практически вся внешняя торговля перешла в руки государства. Государственные компании контролировали около 99% внешнего товарооборота страны. В 1958 г. Государственный совет КНР постановил, что вся внешняя торговля страны переходит под управление МВТ при осуществлении принципа «единой политики, единого плана и единых действий на внешнем МВТ, оказывавшее большое воздействие на разработку валютной политики, в 1982 г. в результате слияния ряда организаций было преобразовано в Министерство внешних экономических связей и внешней торговли (МВЭСиВТ). В 1993 году данный орган был переименован в Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества КНР (МВТЭС), в марте 2003 года в Министерство коммерции КНР.
2.2 Характеристика внешней торговли Китая
Внешняя торговля — сложная, подвижная система, находящаяся в постоянном изменении. Особенно крупные изменения произошли за последнюю четверть века. Нового уровня достиг процесс интернационализации, глобализации производительных сил, в основе которого — переплетение предпринимательского капитала. На региональном уровне интернационализации мирового хозяйства способствуют процессы интеграции. 90-е годы ознаменовались образованием зоны свободной торговли на Североамериканском континенте, прогрессируют переплетение капиталов и концентрация торговых потоков в районе Восточной Азии. Огромные сдвиги произошли в развитии, производительных сил. Мировое производство почти в два раза обгоняло прирост населения. Качественные преобразования мировых производительных сил происходят под влиянием научно-технического прогресса (НТП). Беспрецедентное развитие производительных сил соседствует с голодом и ухудшением экономического положения в ряде регионов мира. Голод ежегодно уносит свыше 20 млн. жизней. Растет безработица, миллионы людей оказываются не у дел. Только в промышленно развитых странах их свыше 30 млн.
Одна из важнейших задач китайской внешней торговли – приобретение техники и технологии для развития народного хозяйства. В этом плане в 90-е годы во внешней торговле произошла переориентация от закупок комплектного оборудования к закупкам ключевого оборудования и неовеществленной технологии (патенты, лицензии и т.д.), поскольку в этом случае приобретение техники и технологии дает Китаю возможность на базе реконструируемых предприятий наладить собственное производство современной продукции и в конечном счете выйти на более высокий уровень технического развития. Так, в период 1995-2005гг. количество импортируемого оборудования и его стоимость по лицензионным соглашениям увеличились в 25 раз по сравнению с предыдущим десятилетием. В результате существенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, самолетостроения, черной металлургии. За счет импорта и технологии было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.
Произошли важные сдвиги в товарной структуре экспорта. В нем значительно выросла доля готовой промышленной продукции (текстильные товары, продукция электроники, машиностроительной промышленности). При этом первое место (порядка 50%) заняли промышленные товары народного потребления: хлопчатобумажные такни, одежда, обувь, игрушки и т.п. Страна занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время текстиль – один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от КНР ограничить их ввоз. В частности, в США в сферу действия ограничений включено 75% изделий текстильной промышленности, что вызвано опасением за судьбу местных производителей. Вместе с тем, несмотря на увеличение импортных квот, введенных США, Китай удерживает первое место среди основных поставщиков текстильной продукции на американский рынок. По мере того, как экспорт традиционных видов этой продукции подпадает под ограничения, Китай последовательно развивает экспорт новых категорий и улучшает качество изделий, на которые распространяются ограничения, чтобы повысить их стоимость, не увеличивая при этом количества, и таким образом обходит ограничения.
Нынешний этап развития внешней
торговли КНР характеризуется
В механизме экономического роста Китая большую роль сыграла открытая внешнеэкономическая политика, которая идёт по линии отстаивания своих позиций в международном разделении труда. Основным элементом связей КНР является внешняя торговля, которая за годы реформ имела достаточно высокие темпы роста – около 16 % в год, при этом объём внешней торговли вырос более чем в 15 раз, с 20,6 млрд. долларов до 1154 млрд. долларов и соответственно Китай переместился по этому показателю с 32-го на одно из лидирующих мест в мире по этому показателю. Если в дореформенный доля экспорта в ВНП страны составляла 4 – 5%, то в середине 90-х годов – более 20%. Это очень высокий показатель для такого крупного государства, каким является Китай. Среди наиболее крупных экспортёров КНР занимает шестое место с 5,33% от общего мирового экспорта (экспорт товаров + невидимые статьи расходов), уступая лишь странам еврозоны, США, Германии, Соединённому Королевству и Японии, которые оккупируют первые пять строчек этого рейтинга в соответствующей последовательности. Главными торговыми партнёрами по экспорту КНР выступают США – 21,0% от общего объёма экспорта (приблизительно 125 млрд. долларов), Гонконг (особая административная область Китая, однако в статистической информации источника рассматривается в качестве направления экспорта) – 17% (100 млрд. долларов), Япония – 12,4% (74 млрд. долларов), Южная Корея – 4,7% (28 млрд. долларов) и Германия – 4,0% (24 млрд. долларов). Главными торговыми партнёрами по импорту КНР являются Япония – 16,8% от общего объёма импорта (около 94 млрд. долларов), Тайвань – 11,5% (65 млрд. долларов), Южная Корея – 11,1% (62 млрд. долларов), США – 8,0% (45 млрд. долларов) и опять же Германия – 5,4% (30 млрд. долларов)
Из данной главы следует вывод, что Китай активно вступил во внешнюю торговлю и активно заполняет свободные сектора экономики стран-партнеров по внешней торговле, благодаря дешевой рабочей силе, инвестициям в нематериальные активы и переходя из производителя дешевой и некачественной повседневной продукции в одного из крупнейших производителей высокотехнологичной качественной продукции, конкурируя с такими гигантами как Япония, Южная Корея и США.
2.3 Перспективы международной торговли Китая
На протяжении длительного периода внешнеторговый оборот Китая неуклонно возрастает, незначительный спад наблюдался лишь в 2009г. (рисунок 1). По данным ГСУ КНР, объем внешней торговли в 2011г. достиг значения в 3,62 трлн. долл., рост составил 22,5% по сравнению с 2010г.
В отличие от большинства
развитых стран, Китай
Рис. 1. Объем экспорта и импорта КНР в 2006 – 2011гг.
Отношения между крупными
Важнейшим партнером КНР во внешнеэкономической деятельности долгое время является США. Несмотря на многочисленные противоречия во взаимоотношениях двух стран, четко просматривается взаимозависимость этих стран.
Начиная с 2001г. наблюдается
рост зависимости экономики
Американская администрация склонна считать, что такая ситуация возникла из-за заниженного курса китайской валюты по отношению к доллару, что делает китайские товары дешевле, продукцию из США в КНР — дороже. Официальный Вашингтон давно и настойчиво добивается от китайских властей ревальвации юаня, поскольку якобы низкий курс китайской валюты по отношению к доллару создает искусственные преимущества для китайских компаний в международной торговле.
Информация о работе Валютное регулирование и внешняя торговля в Китае