Валютное регулирование и инструменты его осуществления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов валютного регулирования, определение основных принципов и инструментов, используемых для реализации валютного регулирования в Российской Федерации, а также анализ применения либерализации в сфере валютного регулирования. Исходя из поставленных целей, можно сформулировать следующие задачи:-рассмотреть сущность и значение валютного регулирования государства;-изучить этапы и инструменты валютного регулирования государства;-провести анализ валютного регулирования в России, необходимость применения либерализации валютного рынка;-рассмотреть пути совершенствования валютного регулирования в Российской Федерации.
Содержание
Введение 1.2 Цели, задачи и принципы валютного регулирования РФ 1.3 Инструменты валютного регулирования 2 Анализ и оценка валютного регулирования в России 2.1 Инструменты валютного регулирования с точки зрения мирового опыта 2.2 Этапы развития системы валютного регулирования в России 3 Проблемы валютного регулирования и пути решения 3.1 Изменение режима валютного регулирования: за и против Заключение Список использованных источников
3.1 Изменение режима
валютного регулирования: за и
против
Один из самых важных
моментов в принятии решений по валютному
регулированию - учет того факта, что либерализация
валютного рынка может иметь последствия,
ведущие к росту социальной напряженности
в российском обществе, т.к. курс национальной
валюты по отношению доллару - это индикатор
социальной стабильности.
Это объясняется тем, что снижение курса
рубля приведет к оттоку рублевой массы
из банков и ускоренному обмену их на наличную
валюту, а также к вывозу валюты из страны,
население усомнится в способности российских
банков гарантировать частные сбережения.
Со снижением курса рубля наблюдаемый
в последнее время процесс восстановления
реальных доходов населения фактически
остановится вследствие обесценения из-за
инфляции дополнительных выплат, связанных
с ликвидацией бюджетной задолженности
по оплате труда, повышением зарплат и
пенсий.
Конечно, низкий курс рубля может способствовать
дальнейшему росту отечественной промышленности,
но одновременно произойдет дальнейшее
снижение импортных поставок, что негативно
воспримет население, успевшее привыкнуть
к определенному уровню и качеству жизни,
в значительной степени поддерживаемому
ввозимыми в страну изделиями. Расчеты
экспертов показывают, что снижение норматива
обязательной продажи экспортной валютной
выручки снижает предложение валюты практически
до уровня импорта и ставит перед правительством
альтернативу: дефолт или снижение импорта
ниже критического уровня, что неминуемо
приведет к тяжелейшим социальным последствиям.
Кроме того, росту отечественной промышленности
за счет импортозамещения способствует
не просто низкий, но стабильный курс рубля,
а в условиях снижения норматива обязательной
продажи резко повышается волатильность
курса, что никак не может способствовать
экономической стабильности.
Таким образом, вышесказанное приводит
к выводу о том, что меры валютного регулирования,
следствием которых является очередное
обесценение рубля, вызовут на длительный
период ослабление активности кредитных
учреждений, что в свою очередь позволит
надолго забыть о социальной стабильности
в обществе.
Таким образом, проработка вопросов либерализации
валютного рынка требует четких формулировок
цели проведения каждого мероприятия
и оценки последствий его принятия.
Тактические цели валютного регулирования
состоят в создании условий для постепенного
снятия ограничений на валютные операции.
Сами же ограничения связаны не с регулированием,
а с базовыми характеристиками экономики.
Среди них наиболее существенны: низкая
конкурентоспособность товаров и услуг
на мировом рынке, недостаточная эффективность
инвестиций, высокие инфляция и уровень
внешнего долга, плохая кредитная история,
близкая к монопродуктовой структура
экспорта, неразвитость современных рыночных
институтов и, наконец, недостаточное
урегулирование отношений собственности.
Необходимо учитывать, что либерализация
валютного рынка с высокой долей вероятности
приведет к сокращению предложения валюты
на внутреннем рынке, при этом дополнительным
стимулом для экспортеров к задерживанию
выручки за рубежом станут непрерывно
усиливающиеся ожидания девальвации рубля.
В результате возникнет цепочка положительной
обратной связи, которая при неблагоприятном
развитии событий в смежных секторах экономики,
способна значительно ухудшить финансовый
климат в стране, существенно ослабив
ее позиции на мировом рынке.
Дополнительными факторами, способными
усилить дестабилизирующее воздействие
примитивной либерализации валютного
рынка, видимо, следует считать, во-первых,
возможную неудачу на переговорах с международными
кредитными организациями и сообществами,
во-вторых, ухудшение ситуации на смежных
сегментах внутреннего финансового рынка
России. Очевидно, что в случае заметного
снижения предложения валюты на внутреннем
рынке и роста девальвационных ожиданий
инвесторов, особенно если они получат
реальное подтверждение в виде уменьшения
золотовалютных резервов, в экономике
страны будет наблюдаться рост стоимости
кредитов, выраженный в резком увеличении
процентных ставок.
В последнее время все чаще высказываются
предложения о существенной либерализации
валютных операций и ослаблении валютного
регулирования. Особенно настоятельно
ставится вопрос если не об отмене, то,
по крайней мере, о существенном снижении
норматива обязательной продажи валютной
выручки экспортерами. Выше подчеркивалось,
что одной из важнейших долгосрочных целей
экономической политики является полная
конвертируемость рубля, которая предполагает
отмену всех административных ограничений
валютных операций. Однако проблема валютного
регулирования, требует доводов, почему
необходимо изменить существующий режим
валютного регулирования.
Среди доводов в пользу изменения режима
валютного регулирования можно выделить
четыре важнейших.
Первый состоит в том, что существующий
валютный режим недостаточно эффективен.
Действительно, продолжается масштабное
бегство капитала, а обязательная продажа
валютной выручки значительно ниже нормативной.
Второй относится к повышенным трансакционным
издержкам экспортеров при валютнообменных
операциях, что не может подвергаться
сомнению, поскольку подтверждается бухгалтерскими
документами. Третий связан с тем, что
валютное регулирование в нынешнем виде
создает проблему избыточной ликвидности,
которая в свою очередь вызывает угрозу
ускорения роста цен. Четвертый основывается
на том, что произошло качественное улучшение
экономической ситуации в России.
На эти доводы можно ответить следующее.
Бегство капитала из России связано в
первую очередь с плохим инвестиционным
климатом, чрезмерным распространением
воровства и коррупции, низкой эффективностью
инвестиционных проектов, неурегулированностью
отношений собственности, недоверием
к российским государственным финансовым
органам и коммерческим банкам и лишь
в минимальной степени - с режимом валютного
регулирования.
Достижение установленного норматива
обязательной продажи валютной выручки
зависит от решения целого комплекса проблем,
среди которых и бегство капитала из страны,
и неопытность многих российских экспортеров,
и недоверие к российским банкам, наконец,
недостаточная эффективность администрирования.
Органы валютного регулирования могут
и должны принимать участие (и нести ответственность)
в решении этой задачи только в части качества
администрирования установленных правил
внешнеэкономических и валютных операций.
Действительно, в отношении качества администрирования
имеются большие резервы, однако это не
может служить причиной отмены самих правил.
Дополнительные трансакционные издержки
экспортеров в силу их крайней незначительности
в общей величине издержек вряд ли могут
создавать значимую проблему даже на микроуровне.
Более того, при сложившейся тенденции
постепенного укрепления реального курса
рубля эффективное управление свободными
рублевыми остатками позволяет более
чем компенсировать дополнительные издержки,
связанные с обязательной продажей валютной
выручки.
Действующий норматив обязательной продажи
валютной выручки в условиях огромного
положительного сальдо платежного баланса
привел, с одной стороны, к существенному
росту валютных резервов, а с другой –
к образованию избыточной рублевой ликвидности,
безусловно, представляющей угрозу для
макроэкономической стабильности, прежде
всего, в смысле потери контроля за инфляцией.
Как с ней бороться? Существуют, по меньшей
мере, три способа.
Первый состоит в проведении политики
ускоренных платежей по внешним долгам,
т.е. не только выплачиваются долги в соответствии
с графиком, но и прилагаются усилия по
созданию резервов для будущих платежей.
Учитывая высокую стоимость обслуживания
внешнего долга РФ, такой способ достаточно
эффективен, но имеет жесткое ограничение
со стороны доходов федерального бюджета.
Соответственно этот способ не может решить
проблему избыточной ликвидности в коммерческом
секторе экономики, если одновременно
не предпринимать масштабных внутренних
заимствований с целью рефинансирования
внешнего долга.
Второй, к которому, по сути, призывают
сторонники немедленной либерализации,
заключается в том, что большая часть валютной
выручки оставляется на валютных счетах
экспортеров, полагающих, что в дальнейшем
«избыточные» капиталы будут вывезены
и, таким образом, проблема исчезнет сама
собой. Если же капиталы будут направлены
на реальный импорт или конвертацию в
рубли, то проблема избыточной ликвидности
останется столь же острой. Заметим, что
действующая система валютного регулирования
никоим образом не препятствует экспортерам
конвертировать рубли, полученные от обязательной
продажи валютной выручки, в валюту для
целей импорта.
И наконец, третий способ состоит в кропотливой
работе по формированию институтов и механизмов,
способных перемещать эти избыточные
деньги в экономику с целью ускорения
экономического роста. В этом случае избыточный
(в действующих условиях) капитал перестанет
быть таковым, эффективно «работая» на
внутреннюю экономику. Да, действительно,
создание и введение в действие механизма
финансирования реального сектора российской
экономики за счет ныне избыточной рублевой
ликвидности - чрезвычайно непростая задача.
Но это единственный нормальный путь решения
указанной проблемы.
Таким образом, в данной главе описывается,
что при принятии решений по валютному
регулированию необходимо учесть тот
факт, что либерализация валютного рынка
может иметь последствия, ведущие к росту
социальной напряженности в российском
обществе, поэтому проработка вопросов
либерализации валютного рынка требует
четких формулировок цели проведения
каждого мероприятия и оценки последствий
его принятия.
В пользу изменения режима валютного регулирования
можно сказать, что существующий валютный
режим недостаточно эффективен, продолжается
масштабное бегство капитала, валютное
регулирование в нынешнем виде создает
проблему избыточной ликвидности, которая
в свою очередь вызывает угрозу ускорения
роста цен и т.д.
Заключение
Для того, чтобы защитить
и обеспечить устойчивость национальной
валюты, достичь ее конвертируемости;
приостановить бегство капитала за границу;
обеспечить поступления валюты из-за рубежа
по внешнеэкономическим сделкам; стимулировать
развитие внутреннего валютного рынка
в целях экономического потенциала и повышения
роли Российской Федерации в системе международных
отношений, государству необходимо создание
эффективного правового механизма валютного
регулирования. Т.е. необходимо разработать
систему экономических отношений, связывающих
субъектов этих отношений в процессе взаимоувязанного
мониторинга, анализа и управления трансграничными
валютными операциями с целью выработки
осуществляемых государством административных
и экономических мер по обеспечению устойчивости
платёжного баланса страны.
Достижение эффективного механизма валютного
регулирования можно достичь путём использования
различных административных и рыночных
инструментов, на которые опираются многие
страны . Но так как валютное регулирование
и валютный контроль, оказывают весьма
масштабное влияние на экономическую
жизнь общества, то их развитие должно
отличаться последовательностью, логичностью,
стабильностью и взвешенностью. Любые
непродуманные, неосторожные действия
в этой сфере могут привести к негативным
последствиям.
На последнем этапе развития валютного
регулирования Правительством РФ и Банком
России в сжатые сроки был реализован
комплекс мер, позволяющих плавно перейти
от запрета на проведение валютных операций
к режиму учёта и мониторинга внешнеторговой
и инвестиционной деятельности российских
участников ВЭД, но тут также существуют
как свои плюсы, так и минусы.
Влияние государства на состояние и динамику
валютного сегмента экономики через механизм
валютного регулирования и валютного
контроля должно базироваться на следующих
основных принципах:
- экономико-ориентированный подход к
регулированию трансграничных валютных
операций;
- всесторонняя регламентация прав и обязанностей
всех субъектов валютных отношений;
- приоритетность экономических сдержек
и противовесов при формировании системы
учёта и контроля за операциями движения
капитала;
- исключение конфликта интересов между
органами (агентами) валютного контроля
и участниками ВЭД.
В последнее время все чаще высказываются
предложения о существенной либерализации
валютных операций и ослаблении валютного
регулирования. Особенно настоятельно
ставится вопрос если не об отмене, то,
по крайней мере, о существенном снижении
норматива обязательной продажи валютной
выручки экспортерами. Но одной из важнейших
долгосрочных целей экономической политики
является полная конвертируемость рубля,
которая предполагает отмену всех административных
ограничений валютных операций. Однако
проблема валютного регулирования, требует
доводов, почему необходимо изменить существующий
режим валютного регулирования.
При принятии решений по валютному регулированию
необходимо учесть тот факт, что либерализация
валютного рынка может иметь последствия,
ведущие к росту социальной напряженности
в российском обществе, поэтому проработка
вопросов либерализации валютного рынка
требует четких формулировок цели проведения
каждого мероприятия и оценки последствий
его принятия.
В пользу изменения режима валютного регулирования
можно сказать, что существующий валютный
режим недостаточно эффективен, продолжается
масштабное бегство капитала, валютное
регулирование в нынешнем виде создает
проблему избыточной ликвидности, которая
в свою очередь вызывает угрозу ускорения
роста цен и т.д.
Изменение режима валютного регулирования
может привести к возникновению инфляции,
но ее можно контролировать посредством
проведения политики ускоренных платежей
по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются
долги в соответствии с графиком, но и
прилагаются усилия по созданию резервов
для будущих платежей. Второй способ, к
которому, по сути, призывают сторонники
немедленной либерализации, заключается
в том, что большая часть валютной выручки
оставляется на валютных счетах экспортеров,
полагающих, что в дальнейшем «избыточные»
капиталы будут вывезены и, таким образом,
проблема исчезнет сама собой. И третий
способ состоит в кропотливой работе по
формированию институтов и механизмов,
способных перемещать эти избыточные
деньги в экономику с целью ускорения
экономического роста. В этом случае избыточный
капитал перестанет быть таковым, эффективно
«работая» на внутреннюю экономику. Да,
действительно, создание и введение в
действие механизма финансирования реального
сектора российской экономики за счет
ныне избыточной рублевой ликвидности
- чрезвычайно непростая задача. Но это
единственный нормальный путь решения
указанной проблемы.
Таким образом, нашему государству необходимо
создать комплексную систему валютного
регулирования и валютного контроля, обеспечивающую
гибкий подход к решению проблем, возникающих
в процессе осуществления экономической
политики государства и регламентирующей
валютные операции, как на внутреннем
валютном рынке, так и во внешнеэкономической
сфере.
Список использованной
литературы
1. Российская Федерация.
Законы. О валютном регулировании
и валютном. Федеральный закон
от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ / По состоянию
на май 2013 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева
Е. Б. Современный экономический словарь.
5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2007.
- 495 с.
3. Красавина, Л. Н. Валютные проблемы инновационного
развития экономики России/ Л. Н. Красавина
// Деньги и кредит, - 2009. - № 6. С. 4–28.
4. Батычко, В.Т. Финансовое право: учебник
/ под ред. В.Т. Батычко Конспект лекций.
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. - Режим доступа:
http://www.aup.ru.
5. Мовсесян, А. Г., Огинцев, С. Б. Международные
валютно-кредитные отношения : -/Учебник/
А.Г. Мовсесян.- М. :ИНФРА, 2003. - 312 с.
6. Вашкович, Н.Ю. Принципы валютного регулирования
и валютного контроля в России / Н. Ю. Вашкович
// Вестник Санкт-Петербургского унив-та
МВД России. - 2008. - №2 (38). - С. 163-166.
7. Сазонова Е.С., Рожков Ю.В. Регулирование
и контроль трансграничных валютных операций
/ под науч. ред. проф. Ю.В. Рожкова. - Хабаровск
: РИЦ ХГАЭП, 2011.- 164 с.
8. Об изменении порядка обязательной продажи
части валютной выручки: указ Президента
РФ от 15 марта 1999 г., № 334 // КонсультантПлюс
: справочная правовая система / разраб.
НПО « Вычисл. Математика и информатика».
- М. : КонсультантПлюс, 1997-2013. - Режим доступа
: http://www.consultant.ru.
9. Алексеев, Н.П. Модернизация и трансформация
валютного регулирования и валютного
контроля в России / Н.П. Алексеев //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных
наук. - 2011, - № 4. - С. 66-70.
10. Круглова, Н. В. Валютное регулирование
и финансовая политика в условиях глобализации
/ Н.В. Круглова // Вестник Ярославского
гос. унив-та им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные
науки. 2011. - № 3. - С. 150-154.
11. Кличева, Н. В. Валютное регулирование
в обеспечении финансово-экономической
безопасности государства в системе мирохозяйственных
связей: дис. ... канд. эк. Наук / Н. В. Кличева.
- Москва, РГТУ – 2006 - С.37-39.
12. Кальней, М.Г. Новые принципы правового
регулирования валютных операций в Российской
Федерации / М. Г. Кальней // Вестник Омского
ун-та. - Серия «Право». - 2007. - № 3 (12). - С.
125–128.
13. Красавина, Л. Н. Мировой опыт регулирования
интернационализации национальных валют
и его значение для России / Л. Н. Красавина
// Деньги и кредит, - 2012. - № 9. - С. 9-17.
14. Ивантер, В.В, В.С. Панфилов, [и др.] Валютный
рынок России: оценка сценариев развития
на перспективу // Экономическая политика,
2001. - С. 3-22.
15. Валютное законодательство: правоприменительная
практика и интеграция России в мировое
экономическое пространство. Режим доступа:
www.yurclub.ru.
16. Литуев, В. Н. Европейский долговой кризис:
состояние, тенденции, регулирование /
В.Н. Литуев // Деньги и кредит. - 2012. - № 5.
17. Красавина, Л. Н. Тенденции и перспективы
реформы мировой валютной системы / Л.Н.
Красавина // Век глобализации. 2011. - № 1.
18. Артемов Н.М. Валютные ограничения. -
/ Учебник/ Н.М. Артемов. -М., 2001. - С. - 5.
19. Тосунян, Г.А., Емелин А.В. Валютное право.
- /Учебник/ Г.А. Тосунян, А.В. Емелин. - М.,
2004. - 108
20. Батанов Е.Г. Чрезвычайные меры валютного
регулирования: правовая процедура и принципы
применения // Финансовое право. - 2006. - №5.