Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 11:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие валютного рынка, изучить валютный рынок.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:
1)рассмотреть общие вопросы, касающиеся теоретической основы функционирования валютного рынка. Здесь рассматривается сущность, структура и место валютного рынка в системе экономических отношений, участники валютного рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы функционирования валютного рынка.
Валютный рынок: сущность и структура.
Место в системе экономических отношений.
Участники валютного рынка.
2.Формирование и развитие системы валютного рынка.
2.1.Основные этапы эволюции системы валютного рынка РФ.
2.2.Биржевой и внебиржевой валютный рынок РФ
3.Современное состояние и направления развития валютного рынка РФ .
3.1.Валютное регулирование.
3.2.Регулирование курса рубля.
3.Проблемы и перспективы валютного рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Вторая мировая валютная система была юридически оформлена в 1922 г. на Генуэзский международной конференции и получила название золотодевизного стандарта. Основой этой системы были золото и девизы - иностранные валюты, но статус резервной валюты не был закреплен за ни одной из валют.
Во время экономического кризиса 1929-1933 PP. золото девизна валютная система была разделена на валютные блоки - группировки стран, зависимых в экономической и валютно-финансовом отношениях от одной страны-лидера. К валюте этой страны прикриплювався курс зависимых валют. Третья мировая валютная система была юридически оформлена на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Согласно этой системе золото сохраняло свою функцию всеобщего платежного средства. Все валюты привязывались к золоту опосредовано в основном через доллар США, а также английский фунт стерлингов (но значительно ограничено. Межгосударственное валютное регулирование осуществлялось через МВФ.
Кризис Бреттон-Вудской системы была обусловлена изменениями в мировой экономике в начале 70-х PP, когда высокого уровня экономического развития достигают Западная Европа и Япония и становятся соперницам США на мировом рынке. Происходит переход от фиксированных паритета валют к системе «плавающих» валютных курсов.
В 1976 г. в Кингстоне на Ямайке состоялось совещание представителей стран - членов МВФ, на котором была учреждена новая валютная система - ямайский. Юридически оформленный пересмотр устава МВФ было осуществлено в 1978 г. Согласно новой валютной системы осуществлялась полная демонетизация золота; доллар как резервная валюта приравнивался к другим свободно конвертируемым валютам, введен «плавающий» валютный курс, усиливались контрольные функции МВФ как основы межгосударственного валютного регулирования.
Чтобы противостоять гегемонии доллара, в 1977 г. было создано европейскую валютную систему (ЕВС). Международным средством платежа до 1999 г. становится ЭКЮ (ECU - European Currency Unit) - европейская расчетная валютная единица, которая изменила существующую с 1970 г. расчетную единицу - специальные права заимствования (SDR - Special Drawing Rights). Стоимость SDR исчислялась на базе валютной корзины как средняя стоимость валют пяти стран: США, ФРГ, Франции, Великобритании и Японии.
С 1 января 1999 г. в Европе введена единая европейская денежная единица евро (EURO). Для надежности совместной валюты члены ЕС поставили жесткие требования по финансово-экономических показателей стран, которые желают использовать евро: дефицит бюджета не может превышать 3% от ВВП; государственный долг не может превышать 60% от ВВП; годовая инфляция не может превышать средний уровень инфляции в трех странах ЕС с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,5%) более чем на 1,5%; среднее номинальное значение долгосрочных процентных ставок не должно превышать 2% среднего уровня этих ставок трех стран ЕС с самых стабильных ценам (примерно 9%). Страны, которые переходят на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем. Функция евро, как и ЭКЮ - противостоять господство американского доллара на международных финансовых рынках. Введение евро влияет на функционирование валютного, фондового рынков и рынок долговых обязательств.
1.2. Место валютного рынка в системе национального финансового рынка.
Валютный рынок — один из важнейших сегментов национального финансового рынка.
Место валютного рынка в национальной экономике может быть представлено следующим образом (рис. 1):
Рис. 1 Место валютного рынка в национальной экономике
где 1 — кредиты и депозиты предприятий; 2 — заработная плата и потребление; 3 — валютные сбережения населения; 4 — экспорт и импорт; 5 — экспорт и импорт, денежная составляющая; 6 — кредиты и депозиты населения; 7 — привлечение и размещение кредитов; 8 — приобретение ценных бумаг; 9 — инвестиции в иностранную валюту; 10 — привлечение и размещение капитала.
1.3.Участники валютного рынка
Участники мирового валютного рынка — юридические и физические лица, совершающие операции на мировом валютном рынке.
По целям участия в операциях на мировом валютном рынке участники этого рынка поделены на пять групп: предприниматели, хеджеры, спекулянты, посредники и органы валютного регулирования. Предприниматели — это участники валютного рынка, в задачу которых входит обеспечение валютных операций. Эта категория участников первична по отношению к другим. Хеджеры — это участники валютного рынка, страхующие валютный риск при совершении валютных операций. Спекулянты — участники мирового валютного рынка, осуществляющие основную массу операций на разнице валютных курсов. Посредники — специализируются на предоставлении услуг по торговле валютой. Брокеры — это биржевые посредники, осуществляющие валютные операции за счет и по поручению клиентов. Дилеры действуют на валютном рынке от своего лица и за свой счет.
Органы валютного регулирования и контроля — это государственные учреждения, в функции которых входят регулирование, наблюдение и контроль за валютными операциями и валютным рынком.
Участники валютного рынка
Участники рынка |
Сделки |
Мотивы |
Коммерческие банки |
|
|
Предприятия (импортеры, экспортеры) |
|
|
Центральные банки |
|
|
Брокеры |
|
|
Валютные Биржи |
|
|
2.Формирование и развитие системы валютного рынка.
2.1.Основные этапы эволюции
Преобразование российской экономики и переход от административно-командной системы управления к рынку предусматривали демонтаж валютной монополии государства, формирование валютной политики, соответствующей новым реалиям, поддержание стабильности курса рубля и достижение его конвертируемости. Предполагалось, что успех рыночных реформ зависит от достижения указанных целей.
Условно можно выделить несколько этапов формирования валютного рынка в России. Особое место в формировании валютного рынка в России и бывшем Советском Союзе занимает период конца 80-х - начала 90-х годов, когда в организацию денежно-кредитной системы впервые за последние полвека были внесены изменения. Первым шагом в становлении двухуровневой банковской системы стало стремительное развитие негосударственных коммерческих банков и распад системы государственных специализированных банков (Внешэкономбанка, Промстройбанка, Жилсоцбанка, Агропромбанка и Сбербанка). Это, в свою очередь, привело к острой необходимости реформирования валютных расчетов, поскольку в условиях административно-командной системы все валютные отношения находились под полным контролем государства.
Все вштютные доходы от экспорта были монополизированы государством, как и внешняя торговля. Выручка от экспорта в иностранной валюте аккумулировалась на счетах одного банка-монополиста (Внешэкономбанка), обслуживавшего все международные расчеты СССР. Использование доходов от экспорта, привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР. Внутренний товарный и денежный рынки были практически полностью изолированы от мирового1. Валютными ресурсами управляло государство, а число непосредственных участников внешнеэкономической деятельности было минимальным. Постепенная децентрализация внешнеторговой деятельности стала вводиться лишь с конца 1988 г. Рыночный механизм торговли иностранной валютой отсутствовал.
В условиях перехода от административно-командной системы к рыночной экономике предстояло создать инфраструктуру валютного рынка. Существовавший до этого периода валютный рынок был нелегальным, поскольку все права на валюту и валютные ценности по закону принадлежали государству. С началом экономических реформ и необходимостью вовлечения страны в мировое экономическое пространство проблему пытались разрешить путем создания у предприятий валютных фондов, формировавшихся за счет отчислений по долгосрочным нормативам от средств экспортной выручки. Формирование инфраструктуры валютного рынка вначале шло по пути трансформации прежнего аппарата Внешэкономбанка СССР. С расширением числа участников внешнеэкономической деятельности и ростом спроса на иностранную валюту встал вопрос о необходимости формирования равновесного валютного курса, так как валютный курс Госбанка СССР перестал отражать его покупательную способность и отвечать интересам внутренних торговых связей децентрализованной экономики.
Начали создаваться независимые коммерческие банки, которые стали активно конкурировать со старыми структурами. Большая мобильность и высокая прибыль позволяли им создавать выгодные условия для клиентов, благодаря чему они с самого начала конкурировали с бывшими структурами.
Биржевой валютный рынок - это
организованный рынок, который представлен
валютной биржей. Валютная биржа-предприятие,
организующее торги валютой и ценными
бумагами в валюте. Биржа не является коммерческим
предприятием. Ее основная функция заключается
не в получении высокой прибыли, а в мобилизации
временно свободных денежных (рублевых,
валютных) средств через продажу валюты
и ценных бумаг в валюте и в установлении
курса валюты, т.е. ее рыночной стоимости.
Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств:
является самым дешевым источником валюты
и валютных средств; заявки, выставляемые
на биржевые торги, обладают абсолютной
ликвидностью. Ликвидность валюты и ценных
бумаг в валюте означает способность их
быстро и без потерь в цене превращаться
в рубли. Указанные выше достоинства биржевого
валютного рынка России обусловлены следующими
факторами: законодательно установленным
требованием по обязательной продаже
части валютной выручки от экспорта товаров,
работ, услуг; ограниченным количеством
валютных бирж (т.е. торговых площадок),
на которых производятся операции по купле-продаже
(конверсии) валюты; использованием государством
Московской межбанковской валютной биржи
для установления официального обменного
курса рубля к доллару, а на основе его
через систему кросс-курсов к другим валютам;
контролем за торгами на ММВБ со стороны
Центрального банка России, который использует
валютные ресурсы государства для регулирования
соотношения рубля и доллара и тем самым
гарантирует, что все выставленные на
бирже для покупки доллары США будут куплены.
Внебиржевой валютный рынок организуется
дилерами, которые могут быть или не быть
членами валютной биржи и ведут его по
телефону, телефаксу, компьютерным сетям.
Биржевой и внебиржевой рынки в определенной
степени противоречат друг другу и в то
же время взаимно дополняют друг друга.
Это связано с тем, что, выполняя общую
функцию по торговле валютой и обращению
ценных бумаг в валюте, они применяют различные
методы и формы реализации валюты и ценных
бумаг в валюте.
Достоинства внебиржевого валютного рынка
заключаются в: достаточно низкой себестоимости
затрат на операции по обмену валют. Дилеры
банков часто используют очные валютные
аукционы на бирже для снижения собственных
затрат на валютную конверсию путем заключения
договоров купли-продажи валюты по биржевому
курсу до начала торгов на бирже. На бирже
с участников торгов взимаются комиссионные,
сумма которых находится в прямой зависимости
от суммы проданных валютных и рублевых
ресурсов. Кроме того, законом установлен
налог на биржевые сделки. Во внебиржевом
рынке для уполномоченного банка после
того, как был найден контрагент по сделке,
операция валютной конверсии осуществляется
практически бесплатно;
более высокой скорости расчетов, чем
при торговле на валютной бирже. Это связано
прежде всего с тем, что внебиржевой валютный
рынок позволяет проводить сделки в течение
всего операционного дня, а не в строго
определенное время биржевой сессии. Например,
акционерное общество "Межбанковский
финансовый дом" как участник внебиржевого
валютного рынка заключает контракт на
куплю-продажу валюты по плавающему курсу.
3.1.Валютное регулирование.
Валютное регулирование
является составной частью внешнеэкономического
регулирования. Целью валютного регулирования
является поддержание оптимального/ для
страны валютного курса и определение
режима обмена национальной валюты на
иностранную и вывоза валютных средств
из страны. Конкретная валютная политика
зависит от состояния экономики и платежного
баланса и направлена на решение как текущих,
так и стратегических задач.
Основными инструментами валютного регулирования
являются: '
1) установление порядка осуществления
валютных операций;
2) определение порядка установления валютного
курса (фиксированного, рыночного, плавающего
и т.д.);
3) регулирование рыночного валютного
курса с помощью валютных интервенций
и другими способами;
4) установление режима обратимости валюты.
В соответствии с Федеральным законом
«О валютном регулировании и валютном
контроле», утвержденным в декабре 2003
г., органами валютного регулирования
являются Центральный банк Российской
Федерации и1 Правительство Российской
Федерации.
В соответствии с Федеральным законом
валютные операции между резидентами,
которыми, как правило, являются физические
лица — граждане Российской Федерации
и юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
в том числе полностью или частично принадлежащие
иностранным гражданам, и нерезидентами,
к которым относятся остальные участники
этих операций, осуществляются без ограничений.
Это фактически означает свободную конвертируемость
рубля по текущим операциям.
Исключение составляют расчеты и переводы
между резидентами и нерезидентами при
условии предоставления нерезидентам
отсрочки платежа на срок более трех лет
и операций по вывозу капитала. При экспорте
на условиях отсрочки платежа машин и
оборудования порядок осуществления операций
устанавливается Правительством Российской
Федерации и предусматривает резервирование
суммы до 50% стоимости сделки до исполнения
нерезидентом своих обязательств.
Правительством также устанавливается
порядок расчетов и переводов при приобретении
резидентами у нерезидентов долей, вкладов,
паев в имуществе юридических лиц, т.е.
операций по вывозу капитала. При осуществлении
такого рода операций, а также операций;
связанных с предоставлением кредитов
и займов Центральный банк Российской
Федерации может требовать использования
специального счета.
Валютные операции между резидентами
запрещены, за исключением расчетов в
магазинах беспошлинной торговли, между
комиссионерами (агентами, поверенными)
и комитентами, (принципалами, доверителями),
операций по договорам транспортной экспедиции,
а также валютных операции между резидентами
и российскими уполномоченными банками.
Все валютные операции резидентов осуществляются
через уполномоченные банки.
Уполномоченными банками являются кредитные
организации, созданные в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и имеющие право на основании лицензий
Центрального банка Российской Федерации
осуществлять банковские операции со
средствами в иностранной валюте, а также
действующие на территории Российской
Федерации в соответствии с лицензиями
Центрального банка филиалы кредитных
организаций, созданных в соответствии
с законодательством иностранных государств,
имеющие право осуществлять банковские
операции со средствами в иностранной
валюте.
Нерезиденты на территории Российской
Федерации вправе открывать банковские
счета (банковские вклады) в иностранной
валюте и валюте Российской Федерации
только в уполномоченных банках.
Резиденты открывают без ограничений
счета (вклады) в иностранной валюте в
банках, расположенных на территории иностранных
государств, являющихся членами Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) или Группы разработки мер борьбы
по отмыванию денег (ФАТФ).
Открытие счетов резидентов за пределами
указанных государств осуществляется
в порядке, установленном Центральным
банком Российской Федерации, и может
предусматривать предварительную регистрацию
открываемого счета. Введение ограничений
на открытие снетов в странах, не являющихся
странами — членами ОЭСР или ФАТФ, направлено
на борьбу с «отмыванием» денег, получаемых
незаконным путем, и уклонением от налогов.
Резиденты обязаны уведомлять налоговые
органы по месту своего учета об открытии
или закрытии счетов (вкладов) за рубежом.
После начала рыночных преобразований
в России преобладающим стал плавающий
рыночный курс рубля. Следует отметить,
что еще весной 1991 г., т.е. во время существования
СССР, параллельно с фиксированным курсом
стал использоваться рыночный курс. Он
формировался на валютных аукционах.
С 1 января 1992 г. вместо действовавшего
в России официального коммерческого
курса, который составлял 1,8 руб. за доллар
США, были введены рыночный курс Центробанка
России, основанный на котировках Московской
межбанковской валютной биржи (ММВБ), и
коммерческий курс, применявшийся при
обязательных продажах 40% валютной выручки
предприятиями экспортерами.
С 1 июля 11 992 г. были отмечены коммерческий
курс рубля, а также дифференцированные
валютные коэффициенты пересчета импортной
стоимости товаров в иностранной валюте
в рубли и введен единый плавающий курс
рубля, определявшийся на базе котировок
ММВБ.
Внутренний валютный рынок, важнейшей
составной частью которого являются валютные
биржи, служит механизмом обмена иностранной
валюты, полученной из-за рубежа за проданные
товары и услуги, в виде доходов на инвестиции,
процентов по предоставленным займам
и др., на национальную валюту и, наоборот,'
обмена (покупки) иностранной валюты для
импорта товаров и услуг, оплаты доходов
на инвестиции процентов по полученным
займам и кредитам, предоставление займов
и кредитов и др.
Валютными биржами являются юридические
лица, созданные в соответствии с законодательством
Российской Федерации, один из видов деятельности
которых — организация биржевых торгов
иностранной валютой в порядке и на условиях,
установленных Центральным банком Российской
Федерации.
В настоящее время в России 8 валютных
бирж. Большая часть операций приходится
на ММВБ. Курс рубля на биржах и курсы иностранных
валют устанавливаются в зависимости
от спроса и предложения на них.
Купляпр.одажа иностранной валюты и чеков
(включая дорожные чеки), номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте,
в Российской Федерации производится,
в том числе на валютных биржах, только
через уполномоченные банки.
Вследствие резкого ухудшения экономического
положения в стране, падения доходов от
экспорта после введения рыночного курса
в 1992 г. он стал быстро падать. Лишь в середине
90х гг. курс несколько стабилизировался.
В целях его дальнейшей стабилизации был
введен валютный коридор, в границах которого
Центробанк стремился поддерживать курс
рубля.
Однако в 1998 г. ситуация резко изменилась.
Накопление огромной внутренней (связанной
в основном с государственными краткосрочными
обязательствами — ГКО) и внешней задолженности
в сочетании с падением мировых цен на
нефть и газ привело к финансовому кризису
и дефолту, т.е. к отказу государства от
выплаты той задолженности, по которой
наступили сроки погашения, и процентов
на остальную задолженность. В этих условиях
вновь началось резкое падение курса рубля,
которое действия Центробанка не могли
предотвратить. Лишь после улучшения экономического
положения, роста цен на нефть, газ, металлы
и соответственно доходов от экспорта
курс рубля постепенно начал расти.
Регулирование курса рубля, которое является
важнейшим элементом валютной политики,
может быть направлено на его повышение
или понижение. В целях регулирования
валютного курса Центральный банк Российской
Федерации осуществляет валютные интервенции,
т.е. продает с целью увеличения предложения
валюты или покупает валюту для уменьшения
ее предложения, и другие меры.
Снижение валютного курса является фактором
повышения конкурентоспособности отечественных
товаров на внешних рынках, поскольку
они для иностранных покупателей относительно
дешевеют, и сдерживания импорта, так как
иностранные товары при продаже на внутреннем
рынке становятся дороже. Повышение курса
влияет на экспорт и импорт товаров в противоположных
направлениях; т.е. сдерживает экспорт
и стимулирует импорт.
Снижение курса валюты может быть весьма
эффективным средством ограничения импорта
и выступать в качестве альтернативного
способа его сдерживания по отношению
к таможеннотарифному и нетарифному регулированию.
Даже в условиях высокой степени либерализации
импортного регулирования снижение курса
рубля может существенно ограничивать
импорт.
Конкретным примером последствий резкого
снижения курса рубля по отношению к доллару
является ситуация в России после дефолта
1998 г. За 2—3 месяца курс рубля снизился
в четыре раза.
Эффект от снижения курса рубля в области
сокращения импорта оказался весьма существенным.
Низкий курс рубля стал эффективным барьером
для иностранных товаров. Отечественные
производители получили большую возможность
поставлять свои товары на внутренний
рынок, что способствовало росту производства
во многих отраслях, в том числе в легкой
и пищевой промышленности. Этот эффект
был достигнут, несмотря на то, что произошло
снижение реальных доходов населения,
вызванное падением курса рубля (реальные
доходы
населения даже в 2002 г. не вернулись к уровню
1997г., т.е. до финансового кризиса). Тем
не менее резкое падение курса рубля оказало
благоприятное влияние на производство.
Снижение курса рубля должно было способствовать
росту экспорта. Однако существенного
роста экспорта за счет понижения курса
рубля не произошло, так как на сырьевой
экспорт этот фактор не очень влияет, а
расширить несырьевой экспорт было невозможно,
потому что нет необходимых для этого
товаров, хотя некоторые производители
добились определенных успехов на внешнем
рынке.
При постепенном реальном повышении курса
рубля (в 2002 г. не менее чем на 25%) вновь
начался рост импорта, что уже отрицательно
сказывается на положении ряда отраслей.
Рост курса рубля связан не только с ростом
валютных доходов России в условиях повышения
цен на нефть, газ, металлы, но и с политикой
Центробанка России. Политика Центробанка
по некоторому повышению курса рубля объясняется
необходимостью выплаты внешних долгов,
особенно в 2002 г. и 2003 г. Желательно, чтобы
правительство покупало иостранную валюту
для расчетов с кредиторами по относительно
низкому курсу. Однако Центробанк не допускал
слишком значительного повышения курса
рубля, скупая часть валюты в свои резервы.
Существенный рост курса рубля весьма
серьезно ударил бы по позициям экспортеров.
При нынешнем курсе рубля представители
нефтяной и газовой промышленности ставят
вопрос о необходимости его снижения,
что позволило бы им за вырученную валюту
получать болыпее количество рублей. Но
на это идти нецелесообразноДтак как снижение
курса рубля при сохраняющейся сырьевой
структуре экспорта не приведет к его
росту, что проявилось даже при четырехкратном
снижении курса. А удорожание доллара
вызовет дополнительные расходы государственного
бюджета на уплату долгов. Кроме того,
снижение курса рубля обесценивает российское
имущество.
Задача политики в области регулирования
курса рубля, состоит в нахождении оптимального
варианта, который не ущемлял бы интересы
экспортеров и способствовал решению
проблемы долгов
Другой задачей валютной политики является
создание системы регулирования и контроля
за движением валюты в страну и из страны.
Поскольку в России практически с начала
рыночных преобразований существует свободная
конвертируемость рубля по текущим операциям,
то режим валютного регулирования был
весьма либеральный.
В связи с принятием в 2003 г. Федерального
закона «О валютном регулировании и валютном
контроле» внесшего изменения и дополнения
в Закон «О валютном регулировании и валютном
контроле», действовавший с октября
1992 г., был сделан еще один шаг в сторону
его либерализации. В частности.
был существенно расширен перечень видов
переводов неторгового характера, которые
относятся к текущим валютным операциям.
Резиденты получили право иметь счета
в иностранной валюте, не являющейся свободно
конвертируемой, что важно для российских
компаний, выполняющих работы по договорам
международного строительного подряда.
В целях поощрения экспорта машинотехнической
продукции он выводился из общей системы
валютного контроля, и валютную выручку
по такого рода экспортным контрактам
можно было возвращать не в срок до 90 дней,
как это требуется при экспорте всех остальных
товаров, а не более чем через три года
(при строительных контрактах — не позднее
чем через пять лет), что расширяло возможность
экспорта машинотехнической продукции
на основе предоставления кредита зарубежным
покупателям.
Российские граждане получили право в
течение календарного года приобретать
ценные бумаги, номинированные в иностранной
валюте, на сумму, не превышающую 75 тыс.
долл., поставив об этом в известность
налоговый орган. Внесены и некоторые
другие поливки, либерализирующие валютный
режим.
Новый закон 2003 г. о валютном регулировании
и контроле пошел дальше по пути либерализации
валютных операций. Однако представителями
крупного бизнеса ставится вопрос о дальнейшей
либерализации валютного регулирования
в России.
Но попытки доказательства того, что либерализация
валютного регулирования будет способствовать
росту экономики, неубедительны. Даже
тогда, когда на вывоз капитала требовалось
разрешение ЦБ России, ежегодно, преимущественно
незаконно вывозились огромные суммы,
которые по своей величине сопоставимы
с инвестициями в основной капитал во
все отрасли российской экономики. Легко
представить, каким благом для России
было бы использование средств, уходящих
за рубеж, для внутренних капиталовложений.
Их существенный рост послужил бы базой
для устойчивого роста производства. По
своей величине ежегодная утечка капитала
превышает также суммы, необходимые России
для оплаты внешнего долга.
Либерализация вывоза капитала в соответствии
с законом 2003 г. уже сказалась на увеличении
оттока капитала из России, что ограничивает
возможности для роста внутренних капиталовложений.
Отказ от обязательной продажи валютной
выручки может привести к оставлению экспортерами
значительной части полученной валюты
в зарубежных банках, повлечет за собой
меньшее поступление валюты на валютный
рынок России, к сокращению, особенно в
условиях ухудшения положения на мировых
рынках, золотовалютных резервов и снижению
курса рубля. В результате расходы бюджетных
средств на покупку валюты для оплаты
внешнего долга могут существенно возрасти.
Даже снижение нормы валютной выручки
с 75 до 50% стало одной из причин снижения
курса рубля в конце 2001 — начале 2002 г. Тем
не менее в новом Законе «О валютном регулировании
и валютном контроле» величина обязательной
продажи валютной выручки резидентов
ограничена 30%. Центральный банк может
установить и другой размер обязательной
продажи, но не более 30%, т.е. может быть
установлен и меньший размер этой продажи
(сегодня он составляет 10%). Обязательная
продажа осуществляется по курсу иностранных
валют к рублю, складывающемуся на внутреннем
валютном рынке.
Составная часть валютного регулирования
— валютный контроль, который призван
обеспечить выполнение всеми участниками
валютных операций требований валютного
законодателвства и обязательных нормативных
документов. Валютный контроль осуществляется
Правительством Российской Федерации,
органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются
Центральный банк Российской Федерации,
федеральный орган (федеральные органы),
уполномоченный правительством. Сейчас
этим органом является Министерство финансов
Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются
уполномоченные банки, профессиональные
участники на рынке ценных бумаг, в том
числе держатели реестра и территориальные
органы Министерства финансов Российской
Федерации.
Органы и агенты валютного контроля имеют
право проводить проверки соблюдения
резидентами и нерезидентами валютного
законодательства и актов органов валютного
регулирования, а также запрашивать и
получать документы и информацию, связанную
с проведением валютных операций и открытием
и ведением счетов.
Органы валютного контроля имеют право
выдавать предписания об устранении выявленных
нарушений и применять установленные
законодательством Российской Федерации
меры ответственности за нарушение валютного
законрдательства и актов органов валютного
регулирования.
В целях обеспечения учета и отчетности
по валютным операциям Центральный банк
Российской Федерации может устанавливать
единые правила оформления резидентами
в уполномоченных банках паспорта сделки,
который должен содержать сведения; необходимые
для обеспечения учета и отчетности по
валютным операциям между резидентами
и нерезидентами. Паспорт сделки может
использоваться для валютного контроля.
Таким образом, несмотря на высокую степень
либерализации валютных операций, в руках
государства остаются важные рычаги валютного
регулирования.