Взаимодействие малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Практическая значимость работы состоит в том, что современный мировой опыт успешного сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом может быть использован в российских условиях. Особенно это касается государственной поддержки малого предпринимательства РФ именно в направлении сотрудничества с крупными компаниями.В связи с тем, что в РФ пока еще недостаточно проработано нормативное обеспечение предпринимательской деятельности, в работе приводятся практические рекомендации, которые могут быть использованы при формировании подхода к выделению сектора малых и средних предприятий в экономической политике в отношении малого и среднего бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Сравнительный анализ крупного и малого бизнеса 5
1.1 Эффект от масштаба производства. 5
1.2 Плюсы и минусы малого бизнеса 10
1.2.1 Малый бизнес 10
1.2.2 Функции малого бизнеса: 11
1.2.3 Преимущества и слабые стороны малого бизнеса 12
1.2.4 Типы малого бизнеса 13
1.3 Плюсы и минусы крупного бизнеса 15
1.3.1 Крупный бизнес 15
1.3.2 Основные отличия крупных российских фирм 18
2.Методы взаимодействия крупного и малого бизнеса 20
2.1 Виды и формы предпринимательства 20
2.2. Венчурное финансирование 28
2.3. Лизинг: сущность, формы, виды 29
2.3.1. История лизинга. 29
2.3.2. Формы лизинга 32
2.3.3.Основные виды лизинга 33
2.4. Франчайзинг как смешанная форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса 39
2.4.1. История возникновения франчайзинга 40
2.4.2. Франчайзинг по российскому праву: договор коммерческой концессии: 42
2.4.3. Преимущества для франчайзеров 43
2.4.4. Преимущества для франчайзи: 43
2.4.6. Недостатки франчайзинга 45
Заключение 47
Список литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая законченная.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 В период стремительного  роста количества и экономической  мощи транснациональных корпораций (ТНК) малому бизнесу предсказывалось скорое исчезновение под давлением ужесточающейся конкуренции со стороны крупных компаний. Но в последние десятилетия в связи с изменениями объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, индивидуализацией потребительских предпочтений и вступлением развитых стран в эру общества потребления, значение малых и средних предприятий  значительно возросло. В немалой степени этому способствовало появление ряда предпосылок для взаимовыгодного сотрудничества малого и крупного бизнеса.

Практическая значимость работы состоит в том, что современный  мировой опыт успешного сотрудничества малых предприятий с крупным  бизнесом может быть использован  в российских условиях. Особенно это  касается государственной поддержки малого предпринимательства РФ именно в направлении сотрудничества с крупными компаниями.В связи с тем, что в РФ пока еще недостаточно проработано нормативное обеспечение предпринимательской деятельности, в работе приводятся практические рекомендации, которые могут быть использованы при формировании подхода к выделению сектора малых и средних предприятий в экономической политике в отношении малого и среднего бизнеса.

цель работы - показать специфику взаимодействия малого и крупного бизнеса. Поставленная цель определила следующие задачи:

- Выявить роль и  место малого бизнеса в мировой  экономике;

-сделать сравнительный  анализ крупного и малого бизнеса; 

-проанализировать сложившиеся  институциональные формы и виды  взаимодействия малого и крупного  бизнеса в России и обосновать направления их развития;

-рассмотреть основные  методы и инструменты взаимодействия  малого и крупного бизнеса;

-Выявить проблемы, препятствующие  развитию малого бизнеса в  РФ в сфере взаимодействия  малых предприятий с крупным  бизнесом и выработать предложения по их решению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнительный анализ крупного и малого бизнеса

1.1 Эффект от масштаба  производства.

 

Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности.

Эффект Масштаба Производства - выигрыш, получаемый в результате снижения средних издержек производства на единицу продукции по мере увеличения ее выпуска.

В долгосрочном временном  интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии

Рис. 1 Средние издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах: АТС1, АТС2, АТС3 - кривые средних валовых издержек в краткосрочном периоде: АС - кривая средних издержек в долгосрочном периоде

Нивелировать действие закона убывающей отдачи, можно только расширив масштабы производства, открыв новый цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых издержек АТС2) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска, и минимальные издержки на одну булочку будут достигнуты при выпечке 2000 шт. ежедневно.

Если мы и дальше будем расширять предприятие, то кривая средних валовых издержек АТС3 поднимется вверх и минимальные издержки при выпечке 3000 булочек будут выше, нежели при выпечке 2000 булочек. Дуга АС, описывающая кривые АТС1, АТС2, АТС3), будет представлять собой кривую долгосрочных средних валовых издержек при разных масштабах производства. Минимальными издержки будут при выпечке 2000 булочек ежедневно.

Чем объясняется такое  положение кривой средних долгосрочных издержек предприятия? Экономисты связывают его с так называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным - если они увеличиваются.

Чем объясняется  эффект масштаба?

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что: по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении; на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование; больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной  фирме: снижается эффективность  взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость; затрудняется контроль над реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и   т. п.

Эффект масштаба проявляется  в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние  издержки достигают минимума при  очень большом объеме выпуска  продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.

В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем  достаточно долго остаются на одном  уровне - горизонтальные участки. На таких  участках отдача от роста масштабов  производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.

В нашем примере оптимальным  по размеру является предприятие, выпускающее 2000 булочек ежедневно. Если рыночный спрос превышает это количество, целесообразно создать новое предприятие, а не расширять уже работающее.

Анализ издержек фирмы  в краткосрочном и долгосрочном периодах, приведенный выше, является необходимым, но не достаточным условием при планировании выпуска продукции на ближайшее время и перспективу. Минимизация издержек - это средство повышения прибыли или сокращения убытков, а в конечном счете - обеспечения стабильности и устойчивости положения фирмы в рыночной экономике, так же это стимулирует к росту производства как и экономия на масштабе сферы деятельности(экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта),которая формируется с помощью диверсификации(изменение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта. ), интернационализацией с ее высшей формой-глобализацией и вертикальной интеграции.

Различают горизонтальную и вертикальную интеграцию:

Горизонтальная  интеграция — в микроэкономике и стратегическом менеджменте термин описывает тип собственности и контроля. Горизонтальная интеграция происходит когда одна фирма берет под контроль или поглощает другую фирму, находящеюся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства как и поглощающая фирма. К примеру один автопроизводитель берет под контроль другого автопроизводителя, в данном случае они находятся на одной ступени производства и в одной и той же отрасли промышленности. Монополия созданная посредством горизонтальной интеграции называется горизонтальной монополией.

Вертикальная  интеграция — в микроэкономике, это степень владения одним холдингом инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контроллируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.

К примеру в современном  сельском хозяйстве, в большинстве случаев, существует такая цепочка: сбор продукта, его переработка, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка и, наконец, продажа продукта конечному потребителю. Фирма контролирующая все или несколько звеньев подобной цепи будет вертикально интегрирована. Вертикальная интеграция это противоположность горизонтальной интеграции. Монополия созданная посредством вертикальной интеграции называется вертикальной монополией.

В отличие от горизонтальной интеграции, при которой происходит консолидация нескольких компаний производящих одни и те же товары или услуги, вертикальная интеграция направлена на захват одной компанией нескольких этапов производства товаров или услуг — например, производство сырья, собственно производство товара или услуги, перевозка к месту реализации, маркетинг и розничные продажи.

Вертикальная  интеграция назад - компания осуществляет вертикальную интеграцию назад, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырьё, необходимое при производстве товаров или услуг этой компании. Например, автопроизводители могут владеть компанией по производству покрышек, по производству автомобильных стёкол и автомобильных шасси. Контроль над такими компаниями обеспечивает стабильность поставок, качества и цены конечного продукта. Кроме этого это позволяет увеличить вертикально-интегрированному холдингу собственный объём прибавочной стоимости.

Вертикальная  интеграция вперёд - компания осуществляет вертикальную интеграцию вперёд, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят товар или услуги, которые находятся ближе к конечной точке реализации продукта или услуги потребителю (или даже последующему сервису или ремонту).

Сбалансированная  вертикальная интеграция - компания осуществляет сбалансированную вертикальную интеграцию, если она стремится получить контроль над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку от добычи и/или производства сырья до точки непосредственной реализации потребителю. На развитых рынках существуют эффективные рыночные механизмы, которые делают такой тип вертикальной интеграции избыточным: существуют рыночные механизмы контроля над смежниками. Однако на монополистических или олигополистических рынках компании часто стремятся выстроить полный вертикально-интегрированный холдинг.

 

1.2 Плюсы и  минусы малого бизнеса

1.2.1 Малый бизнес

Понятие крупный бизнес-это  понятие в основном экономическое.  
Законодательство, как зарубежных стран, так и российское специально не выделяет понятие "крупный бизнес". Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.

Основной причиной роста малого бизнеса в развитых странах является структурная перестройка и неудовлетворенный спрос на рабочую силу в ряде отраслей. Наиболее квалифицированная часть безработных, не найдя работу, создает свои собственные мини-предприятия, которые обеспечивают им занятость и приемлемый доход. В 90 гг. в эти процессы начали активно включаться женщины и молодежь, для которых создание собственного бизнеса являлось единственной альтернативой безработице.

Большую роль в росте  числа малых предприятий играет стремление молодых преуспевающих менеджеров среднего звена попробовать реализовать полученные в рамках большой компании навыки и попробовать себя в качестве предпринимателя. Ряд квалифицированных работников создают небольшие предприятия, стремясь застраховаться на случай снижения заработной платы или увольнения.

Третья причина роста  числа малых предприятий - это неудовлетворенный спрос на товары в ряде отраслей.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях.

1.2.2 Функции  малого бизнеса:

Экономические функции  малого бизнеса:
  • Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
  • Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, ограничивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
  • Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).
  • Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы.
  • Обеспечивает рост налоговых поступлений.
Социальные функции  малого бизнеса:
  • Обеспечивает рост занятости.
  • Снижает социальную напряженность.
  • Стабилизирует уровень доходов населения.

Но все перечисленные  достоинства малого бизнеса проявляются  отнюдь не автоматически. Проблема состоит  в том, что небольшие предприятия  как правило, подвержены гораздо  большему риску, чем крупные фирмы.

 

1.2.3 Преимущества  и слабые стороны малого бизнеса

Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса