Взаимодействие малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Практическая значимость работы состоит в том, что современный мировой опыт успешного сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом может быть использован в российских условиях. Особенно это касается государственной поддержки малого предпринимательства РФ именно в направлении сотрудничества с крупными компаниями.В связи с тем, что в РФ пока еще недостаточно проработано нормативное обеспечение предпринимательской деятельности, в работе приводятся практические рекомендации, которые могут быть использованы при формировании подхода к выделению сектора малых и средних предприятий в экономической политике в отношении малого и среднего бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Сравнительный анализ крупного и малого бизнеса 5
1.1 Эффект от масштаба производства. 5
1.2 Плюсы и минусы малого бизнеса 10
1.2.1 Малый бизнес 10
1.2.2 Функции малого бизнеса: 11
1.2.3 Преимущества и слабые стороны малого бизнеса 12
1.2.4 Типы малого бизнеса 13
1.3 Плюсы и минусы крупного бизнеса 15
1.3.1 Крупный бизнес 15
1.3.2 Основные отличия крупных российских фирм 18
2.Методы взаимодействия крупного и малого бизнеса 20
2.1 Виды и формы предпринимательства 20
2.2. Венчурное финансирование 28
2.3. Лизинг: сущность, формы, виды 29
2.3.1. История лизинга. 29
2.3.2. Формы лизинга 32
2.3.3.Основные виды лизинга 33
2.4. Франчайзинг как смешанная форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса 39
2.4.1. История возникновения франчайзинга 40
2.4.2. Франчайзинг по российскому праву: договор коммерческой концессии: 42
2.4.3. Преимущества для франчайзеров 43
2.4.4. Преимущества для франчайзи: 43
2.4.6. Недостатки франчайзинга 45
Заключение 47
Список литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая законченная.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

В Федеральном законе «О лизинге» (ст. 15) называются еще два вида лизинга — комплексный и смешанный.

Комплексный - лизинг, при котором кроме оплаты передаваемого имущества лизингодатель инвестирует дополнительные капитальные вложения по предмету лизинга (закупка начального объема сырья, комплектующих), необходимые лизингополучателю для начала организации производства продукции.

смешанный - лизинг, основанный на сочетании денежных и компенсационных платежей, в которых присутствуют элементы бартерной сделки (денежный лизинг когда все платежи производятся в денежной форме; компенсационный – платежи в форме поставки продукции, производимой на используемом имуществе или в форме оказания встречных услуг).

В зарубежной практике достаточно часто совершаются сделки, которые относятся к так называемому генеральному лизингу, который позволяет лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов. Это очень важно для предприятий с непрерывным производственным циклом. Генеральный лизинг используется, когда требуется срочная поставка или замена уже полученного по лизингу оборудования, а времени, необходимого на проработку и заключение нового контракта, как правило, нет. По условию соглашения в режиме генерального лизинга лизингополучателю, в случае возникновения срочной непредвиденной необходимости в получении дополнительного оборудования, достаточно направить лизингодателю запрос на поставку требуемого оборудования со ссылкой на согласованный перечень или каталог. В конце периода, на который заключено соглашение, производится перерасчет лизинговых платежей с учетом разновременности затрат лизингодателя и заключается новое соглашение.

В зависимости от состава участников лизинговых отношений (вида организации сделки) различают следующие разновидности договоров лизинга:

В последнее время получила распространение практика заключения соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции. Это сделки, получившие название «помощь в продаже» (sales-aid).

При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с лизинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению «лизинговой линии» (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям и позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения каждый раз нового контракта.

Лизинг имеет  большие перспективы при организации  малых предприятий на базе активов  крупных производств, так как  отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании). Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве определяющего фактора при участии малых предприятий в реструктуризации крупных.

Преимущество лизинга  заключается в том, что лизинг позволяет фирме получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота.

Лизинг – это эффективный  способ финансирования для предприятий, не располагающих необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Эта ситуация особенно характерна для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные средства. Важно и то, что основные фонды в течение всей сделки находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи ей относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, то есть включаются в себестоимость производимой продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемой налогом.

2.4. Франчайзинг как смешанная форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса

 

Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг  — это «аренда» товарного знака  или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и  франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг.

Отдельным пунктом договоров  могут служить условия использования  товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например франчайзи может использовать бренд в определенной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера, от размеров и цвета полок до униформы персонала)

            Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

франчайзи выплачивает  начальный взнос за право стать  частью системы;

франчайзер предоставляет  франчайзи систему ведения бизнеса.

2.4.1. История возникновения франчайзинга

Первым прототипом современной  системы франчайзинга принято считать  систему продаж и обслуживания швейных  машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.На момент организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины.

Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.

В 1920-х годах в США  начал развиваться стандартный  товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения  с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике  США 1930 года франчайзинг начали осваивать  нефтеперерабатывающие компании. Так  появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции  передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе  франчайзер — франчайзер товары, и  услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.

В 1945 году Рэй Крок, будущий  основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС», фирма 1С.

2.4.2. Франчайзинг по российскому праву: договор коммерческой концессии:

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии  предусматривает использование  комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

 

 

2.4.3. Преимущества для франчайзеров

Для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в  том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит развивать новые направления.

При всем при этом, франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, — обучение и подбор персонала, контроль качества и тд.

2.4.4. Преимущества для франчайзи:

Использование проверенной бизнес-системы

Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и  доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

 

Возможность открыть собственное дело

Несмотря на то, что  франчайзер имеет определённую степень  контроля над франчайзи, которая  направлена в основном на повышение  эффективности деятельности партнёров  путём выявления возможных проблем  партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.

 

Возможность выбора отрасли

Потенциальный франчайзи  имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа  инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

 

Возможность снизить риски

Открывая партнёрское  предприятие, при хорошо проработанной  франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, Франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.

 

Удачный выход на рынок обеспечен

Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

 

 

Минимальные затраты на рекламу и маркетинг

В связи с тем, что  Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его  затраты на первоначальную рекламу  сводятся к обеспечению рекламы  открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

 

Получение доступа к базе знаний франчайзера

Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.

 

Гарантированная система поставок

Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — Франчайзи — имеют  самые лучшие условия, Франчайзер стремится  обеспечить данное направление наибольшими  ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.

2.4.6. Недостатки франчайзинга

Франчайзи вынуждены  следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

Франчайзи часто обязаны  закупать сырье и продукцию у  поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.

Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса