Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть проблемы потребления и сбережения, их взаимосвязи на современном этапе развития страны.
Накопленный в западной науке теоретико-методологический аппарат исследований в области сбережений населения и возможностей их использования в инвестиционных целях не может быть полностью скопирован в условиях России переходного периода по двум причинам. Во-первых, имеющиеся модели сбережений – модель абсолютного дохода Кейнса, модель относительного дохода Дюзенберри, модель жизненного цикла Андо и Модильяни, модель перманентного дохода Фридмана и ряд других – основаны на допущении о равновесном состоянии экономики, предполагающем наличие развитых рыночных институтов.
Введение ………………………………………………………………………... 3
1. Сущность потребления и сбережения ………………………………… 6
1.1. Современная функция потребления ………………………………… 6
1.2. Совокупный спрос и его структура ………………………………… 8
1.3. Содержание сбережения ……………………………………………… 13
2. Взаимосвязь потребления и сбережения ……………………………... 20
2.1. Особенности потребления и сбережения в России ……………….. 20
2.2. Тенденции сберегательного поведения населения ……………….. 26
2.3. Зависимость потребления и сбережения от уровня развития
экономики страны …………………………………………………….. 31
Заключение …………………………………………………………………….. 35
Список использованных источников …………
Введение ………………………………………………………
1. Сущность потребления и сбережения ………………………………… 6
1.1. Современная функция потребления ………………………………… 6
1.2. Совокупный спрос и его структура ………………………………… 8
1.3. Содержание сбережения ……………………………………………… 13
2. Взаимосвязь потребления и сбережения ……………………………... 20
2.1. Особенности потребления и сбережения в России ……………….. 20
2.2. Тенденции сберегательного поведения населения ……………….. 26
2.3. Зависимость потребления
и сбережения от уровня
экономики страны …………………………………………………….. 31
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников …………………………………….. 37
Введение
Перемены, произошедшие в
российской экономике в начале 90-х
годов, привели к существенным изменениям
финансового поведения основной
массы домохозяйств. Если в 1992-1993 гг.
большая часть сбережений граждан
была сосредоточена главным образом
в Сберегательном банке, то с появлением
новых альтернативных способов вложения
денег (связанных с развитием
банковской системы, свободной покупкой
и продажей иностранной валюты, процессом
приватизации и т.д.) возможности
населения значительно
Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Но процессы, начавшиеся в экономике России с 1992г., не имеют сходства с теми, которые рассматриваются в традиционных экономических теориях. Поэтому необходимо искать новые подходы для системного анализа экономических механизмов в России при переходе к новой экономической системе. При этом надо обратить внимание на тот факт, что разработка мероприятий по модернизации сложившихся экономических структур должна вестись с учетом конкретных проблем.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы потребления и сбережения, их взаимосвязи на современном этапе развития страны.
Накопленный в западной науке теоретико-методологический аппарат исследований в области сбережений населения и возможностей их использования в инвестиционных целях не может быть полностью скопирован в условиях России переходного периода по двум причинам. Во-первых, имеющиеся модели сбережений – модель абсолютного дохода Кейнса, модель относительного дохода Дюзенберри, модель жизненного цикла Андо и Модильяни, модель перманентного дохода Фридмана и ряд других – основаны на допущении о равновесном состоянии экономики, предполагающем наличие развитых рыночных институтов. Во-вторых, подавляющая часть эмпирических работ по изучению сбережений населения в развивающихся экономиках, базируется на предпосылках экономики развития, в то время как условия экономики России имеют специфику, свойственную скорее переходным, нежели развивающимся экономикам (наличие крупного промышленного производства, ограничения предложения рабочей силы, особый характер финансовой инфраструктуры.)
Но в тоже время западный опыт проведения исследований в сфере сбережений населения является очень обширным, и он должен быть использован в России. Особенно полезным может быть исследование влияния дифференциации доходов на общий уровень сбережений, учет инфляционных ожиданий, неопределенности доходов и прочих факторов при прогнозировании сбережений населения. Также для российской экономики могут быть очень необходимыми учет и оценка рекомендаций мировых финансовых институтов по развитию эффективной финансовой инфраструктуры. К примеру, отчеты некоторых международных финансовых содержат выводы о необходимости финансовой либерализации, уменьшения вмешательства государства в распределение ресурсов, развития небанковской сферы, дается оценка результатов программ развития финансового сектора в различных странах
Несмотря на довольно-таки
большой объем проведенных
Актуальность работе придает
тот факт, что в современной
российской экономической литературе
очень мало внимания уделяется проблеме
активизации инвестиционного
1. Сущность потребления и сбережения
1.1. Современная
функция потребления
Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части – на оплату налогов, расходы на текущее потребление и на личные сбережения.
Среди множества налогов, которыми облагается личный доход, основным является "федеральный подоходный налог". К нему присоединяются налоги на "сверхдоходы", на наследство, недвижимость, местные и т. д.
Доход, оставшийся после уплаты налогов, называется "чистым личным доходом". Именно по отношению к нему каждый доходополучатель решает одну и ту же проблему: как распределить его между "потреблением" (расходами на текущий спрос) и "сбережением"?
Проблема возникает из того, что решение принимается в рыночной экономике, в которой вся обстановка программирует стремление к наиболее выгодному использованию полученного дохода. Стремление к максимальной выгоде может склонить доходополучателя к увеличению потребительских расходов (в условиях "галопирующей" инфляции), а может – при условии высокого процента – заставить отказаться от части потребительских расходов, склонив к увеличению сберегаемой части дохода.
Таким образом, даже на индивидуальном – предельно микроэкономическом уровне – решаются серьезные проблемы, требующие от массы рядовых доходополучателей качеств рыночного субъекта.
Не следует снисходительно относиться к проблеме, решаемой каждым доходополучателем, ибо ни в какой другой сфере не обнаруживается такая непосредственная взаимозависимость макро- и микроэкономики. Более того, пропорция, в которой масса доходополучателей решает разделить доход на "потребляемую" и "сберегаемую" части, может буквально разрушить (а может и оживить) экономику всей страны.
Соотношение между "сбережением" и "потреблением" чистого личного дохода зависит прежде всего от его величины и уровня процента.
Полное потребительское применение дохода означало бы его равенство с расходами. Однако в реальности увеличение размера дохода сопровождается опережающим увеличением его "сберегаемой" части[1].
Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что пропорция между "потреблением" и "сбережением" доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономических процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных "рецептов" управления ею а, в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации.
Наибольшая часть чистого личного дохода направляется на личное текущее потребление. Это имеет макроэкономическую важность, означая, что основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потребительских расходов доходополучателей. Следовательно, объем и структура производства во многом зависит от размера и структуры "потребляемой" части доходов.
Выделяют три основных
направления потребительских
Каждый из трех соответствующих рынков характеризуется различной степенью свободы доходополучателей. Очевидно, что наименьшей свободой они располагают по отношению к товарам краткосрочного пользования (продукты питания, одежда, обувь). Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода – объективный показатель уровня жизни в данной стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния.
Динамика объема каждого из трех направлений потребительских расходов – своего рода барометр экономической конъюнктуры. В период экономического подъема происходит "бум" на товары длительного пользования и услуги Но именно они испытывают и первые удары при ухудшении экономической ситуации, – не случайно многие кризисы в рыночном хозяйстве начинаются как раз с трудностей сбыта товаров длительного пользования (к ним относят товары, срок службы которых превышает год). Вот почему динамике рынка этих товаров аналитики уделяют особое внимание.
Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуги присущи более значительные колебания, чем рынку краткосрочных товаров. Это придает занятому здесь бизнесу рискованный характер.
1.2. Совокупный спрос и его структура
Как известно, задача макроэкономики
состоит в том, чтобы выяснить,
как функционирует
Рассмотрение общих
На реальном рынке встречаются
не два контрагента – продавец
и покупатель, а множество продавцов
и покупателей, к примеру, продавцов
рубашек и галстуков и тех,
кто, располагая соответствующими денежными
средствами, желает приобрести эти, а
возможно, и другие товары. Цены, по
которым предлагаются (реализуются)
и покупаются рубашки и галстуки,
как и любые иные товары, устанавливаются
на основе многих, можно сказать, массовых,
а не единичных сделок. Объемы предложения
и спроса на рынке товаров и
услуг устанавливаются в
В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары – галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, коньяки и макароны – объединяются в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в видесовокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.
Итак, совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупный спрос – спрос на потребительские и инвестиционные товары (и услуги). Совокупное предложение соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП)[2].
Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде кривой, графика. Постоянное движение цен создает определенные трудности с описанием этих категорий, поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и предложения исчисляются по отношению к базовому или отчетному периоду.
Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, т. е. такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.
Однако при рассмотрении агрегированных показателей наблюдается следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос и совокупное предложение – это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.
Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откладываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Предприниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.