Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 09:54, контрольная работа
Краткое описание
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Содержание
Введение 3 1. Понятие адаптации 5 1.1 Цели адаптации и обоснование ее необходимости 5 1.2 Виды адаптации 7 1.3 Этапы адаптации 9 2. Организация эффективного управления адаптацией 11 2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией 11 2.2 Оценка состояния работы по адаптации 13 Заключение 16 Список использованной литературы 18
Адаптация работника на производстве,
эффективное управление этим процессом
требуют большой организационной работы.
Поэтому на многих предприятиях страны
создаются специализированные службы
адаптации кадров. Однако организационно
это делается по-разному: в зависимости
от численности персонала предприятия,
структуры управления предприятием, наличия
и организации системы управления персоналом,
нацеленности администрации предприятия
на решение социальных задач в сфере управления
производством и других моментов.
Службы адаптации работника
могут выступать как самостоятельные
структурные подразделения (отдел, лаборатория)
или же входить в состав других функциональных
подразделений (как бюро, группа и отдельные
работники) — в отдел кадров, социологическую
лабораторию, отдел труда и заработной
платы и т.п. Иногда должность специалиста
по адаптации вводится в штатное расписание
цеховых управленческих структур. Важно,
чтобы служба адаптации была составным
звеном общей систем, управления кадрами
на предприятии.
Задачами подразделения или
специалиста по управлению адаптацией
в области организации технологии процесса
адаптации, по Кибанову, являются:
организация семинаров, курсов
по различным вопросам адаптации;
проведение индивидуальных
бесед руководителя, наставника с новым
сотрудником;
интенсивные краткосрочные
курсы для руководителей, вновь вступающих
в должность;
специальные курсы подготовки
наставников;
использование метода постепенного
усложнения выполняемых новичком заданий;
выполнение разовых общественных
поручений для установления контактов
нового работника с коллективом;
подготовка замены при ротации
кадров; проведение в коллективе специальных
ролевых игр по сплочению сотрудников.
2.2 Оценка состояния работы по адаптации
В течение всего адаптационного
периода руководитель должен неформально
обсуждать с сотрудником его взаимоотношения
с коллективом подразделения, его степень
адаптации, контролировать выполнение
индивидуального плана.
Периодически (не менее двух
раз в первый месяц и одного раза в последующие)
контроль процесса адаптации должен осуществлять
специалист по кадрам.
В случае увольнения сотрудника
во время адаптационного периода, руководитель
обязан направить его в течение двух недель
в службу по персоналу для собеседования.
Служба управления персоналом
для выяснения истинных причин увольнения
собирает и анализирует соответствующую
информацию. Одновременно оценивается
эффективность подбора персонала.
Успешность адаптации зависит
от характеристик производственной среды
и самого работника. Чем сложнее среда,
чем больше отличие ее от привычной среды
на прежнем месте работы, чем больше связано
с ней изменений, тем труднее проходит
процесс адаптации.
Адаптация как процесс характеризуется
определенной продолжительностью, и следовательно,
имеет свое начало и окончание. Если в
отношении начала адаптации вопросов
не возникает (это начало деятельности
работника в новых условиях), то определить
ее окончание весьма трудно. Дело в том,
что адаптация — это процесс, протекающий
постоянно в меру изменения факторов внешней
среды трудовой деятельности работника,
да и изменения самого человека. Поэтому
адаптация имеет отношение и к человеку,
который не менял рабочего места.
С позиций управления кадрами,
формирования трудового потенциала, определения
сроков адаптации большое значение имеет
выяснение такого понятия, как предел
адаптации.
При определении сроков адаптации
(а с ними и возможного ущерба) в качестве
ее предела, или точки отсчета завершения
ее как процесса, могут использоваться
определенные количественные показатели,
характеризующие отдельные стороны адаптации,
или система показателей. В частности,
можно выделить:
объективные показатели — уровень
и стабильность количественных показателей
труда;
субъективные показатели —
уровень удовлетворенности своей профессией,
условиями труда, коллективом и др.
Перечисленные показатели
имеют отношение к непосредственным результатам
работы, тогда как зачастую требуется
проанализировать конкретную работу каждого
задействованного в адаптации подразделения.
В этом случае необходимо учитывать следующие
показатели (так, как они представлены
в учебном пособии Кибанова): составление
программ по адаптации; проведение лекций,
семинаров; работа с молодежью; составление
программ адаптации; знакомство с предприятием;
знакомство с рабочим местом; объяснение
задач, требований к работе; введение в
коллектив; поощрение помощи новичкам
со стороны наставников; обучение молодых
рабочих.
Другой подход к оценке производственной
адаптации исходит из характеристики
и результатов каждой из ее сторон.
Так, для характеристики психофизиологической
адаптации, особенно на работах с большим
физическим напряжением (например, для
оценки степени тренированности, как одного
из результатов адаптации) используются
показатели выработки и энергозатрат,
а также показатели состояния сердечно-сосудистой
системы, функции кровообращения, дыхания,
скорость восстановления и т.п.
Профессиональную адаптацию,
как полное и успешное овладение профессией,
характеризуют такие показатели, как степень
освоения норм времени (их выполнение,
достижение среднего процента, сложившегося
в коллективе), выход на средний уровень
брака продукции по вине работника и др.
К показателям, характеризующим
социально-психологическую адаптацию,
относятся уровень психологической удовлетворенности
новой для человека производственной
средой в целом и ее наиболее важными для
него компонентами, характером взаимоотношений
с товарищами, администрацией, удовлетворенность
своим положением в коллективе, уровень
удовлетворения жизненных устремлений
и др.
Заключение
Результаты исследования позволяют
сделать вывод о недостаточности мер по
полновесной адаптации новых сотрудников
в большей части организаций города. До
сих пор не существует четкого представления
о том, какое именно подразделение организации
(или менеджер) должно быть задействовано
в процессе адаптации. К тому же, недостаточно
разработаны критерии определения эффективности
адаптации, ровно как и сами ее этапы (содержание
программ адаптации).
Более того, на основании цифр
по остальным частям исследования можно
сделать не более утешительные выводы.
Но все эти выводы отнюдь не
говорят о безвыходности положения. Они,
наоборот, абсолютно четко способствуют
прогрессу в области адаптации, определяя
основные задачи и дальнейшие пути развития.
Относительно полно эти задачи
сформулированы Кибановым. В своем учебном
пособии он пишет, что главной задачей
профориентационной работы и адаптации
должно стать преодоление дисбаланса
потребности в профессиональном труде
между работником и организацией. Ведь
организация заинтересована в повышении
конкурентоспособности своей продукции,
а это требует отбора как высокоэффективных
технологии и техники, так и наиболее способных
работников. Чем выше уровень развития
работника с точки зрения совокупности
его профессиональных знаний, умения,
навыков, способностей и мотивов к труду,
тем быстрее совершенствуется и более
производительно используется вещественный
фактор производства.
Одной из задач профориентационной
работы и адаптации является установление
взаимодействия между общеобразовательными
школами, учреждениями профессиональной
подготовки и предприятиями, которые
в свою очередь должны иметь возможность
оперативно выявлять ресурсы рабочей
силы необходимой квалификации и удовлетворять
потребности в кадрах. В этой связи целесообразно
развивать комплексы трех типов: комплексы
региональной направленности, ориентированные
на регион или группу организаций региона;
комплексы отраслевой направленности,
создаваемые при базовых организациях
отраслей; местные комплексы в организациях,
заключающие договоры о прямых связях
со специальными учебными заведениями.
Список использованной литературы:
Управление организацией. Под
ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 2009. Стр. 428-445.
Управление персоналом. Под
ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 2008, стр. 237-242.
Маслов Е.В. Управление персоналом
предприятия. М., 2009. Стр.169-177.
4. Веснин В.Р. Практический
менеджмент персонала, М., 2008. Стр. 206-224.
5. Коханов Е. Ф. Отбор
персонала и введение в должность.
М., 2006.
6. Материалы программы «Практика
кадровых служб Санкт-Петербурга» / http://www.smesupport.leontief.ru/recruitment.