Виды инфляции и антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в раскрытии понятий инфляции, ее сущности, и видах, анализе причин и последствий инфляции, а также разработке мер борьбы с инфляцией.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы являются:
рассмотреть сущность понятий «инфляция»;
выявлении причин инфляции;

Содержание

Введение

Глава 1. Причины возникновения и сущность инфляции.
1. История инфляционных процессов.
2. Определении инфляции.
3. Причины инфляции.
4. Сущность инфляции в различных экономических школах.
Глава 2. Виды инфляции и антиинфляционная политика государства.
1. Виды инфляции и их критерии.
2. Последствия инфляции.
3. Антиинфляционная политика.

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Подводя итог, следует сказать, что  на сегодняшний момент мы не имеем  абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины и последствия. Каждая из перечисленных теорий имеет как свои сильные, так и слабые стороны.

Например, монетаристы, отдающие безусловный приоритет среди целей экономической политики поддержанию ценовой стабильности и искоренению инфляционных ожиданий, не учитывают расчеты А. Оукена, опубликованные в конце 70-х годов, согласно которым меры, необходимые для снижения инфляции только на 1 пункт, приводят к сокращению ВНП на 10%. Если придерживаться этих расчетов, то любые оценки потерь от спада производства больше, чем сумма предвосхищаемого выигрыша от снижения темпов инфляции, что заставляет сомневаться в правильности монетаристских выводов17.

С другой стороны, марксистская теория при многих верных решениях страдает достаточной субъективностью, что ограничивает понимание инфляционных процессов лишь как порождений несовершенной бумажно- денежной системы. Соответственно, эта позиция не дает представить инфляцию как весьма сложный и многополюсный феномен.

Существуют также спорные  моменты в теориях классиков  и кейнсианцев: первые слишком идеализируют ход агентов, не учитывая фактор задержки в принятии решений, а вторые устанавливают чересчур жесткую связь между инфляцией и безработицей, которая не имеет места в реальной жизни.

Таким образом, можно сказать, что любая современная школа не представляет собой единого монолита. Она, как правило, включает различные ответвления, фракции, которые отстаивают свое понимание основных положений доктрин и выдвигают особые варианты практических мероприятий.

Одновременно происходит процесс сближения, синтеза, размывающий  четкие границы между доктринами. Все эти особенности налагают свой отпечаток на полемику по проблемам инфляции. Все теории и концепции становятся взаимосвязанными, одна дополняет, продолжает другую или является альтернативной ей, обеспечивая возможность широкого выбора методов объяснения, понимания и исследования инфляционных процессов.  

 

 

  

 

Глава 2. Виды инфляции и антиинфляционная политика государства.  

  • 1. Виды инфляции и их критерии.

 

 

Инфляцию прежде всего можно разделить на два вида: инфляцию спроса и предложения.

Инфляция спроса (demand-pull  inflation)  имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Инфляция предложения (cost-push inflation)18 или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль «цены – зарплата».

Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.

2. Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 года РФ перешла от второго способа к первому. и началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКД).

3. Кредитная экспансия банков.

4. Импортируемая инфляция.

5. Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.

Инфляция предложения - это инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Причинами увеличения издержек могут быть экономическая и финансовая политика государства,  рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и так далее. Повышение издержек сокращает прибыли, а следовательно и объем производимой продукции. Уменьшение предложения, в свою очередь, вызывает дефицит и, как следствие, рост цен. Короче, инфляцию предложения вызывает увеличение цен на один или несколько товаров.

Факторы, которые приводят к росту инфляции предложения:

1. Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

2. Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.- 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

3. Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом  производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары.

4. Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".

5. Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60- годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%.

Если рассматривать темпы роста цен,  то можно выделить  следующие виды инфляции:

1. Умеренная (ползучая) инфляция. Цены растут не более, чем на 10% в год. Существует мнение, что такая инфляция необходима для эффективного экономического  развития. Она позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства  и спроса.

2. Галопирующая инфляция (до 200% в год). Она является уже серьезным напряжением для экономики,  хотя рост цен еще несложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

3. Гиперинфляция (более 200% в год).  Она наиболее губительна для экономики и представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен.  Роль  самих денег в таких случаях сильно  уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие формы расчета,  например бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты,  сильно возрастает  роль иностранных валют.  Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества.  Важную роль в усилении гиперинфляции играют инфляционные ожидания. В начале девяностых мы имели дело именно с такой инфляцией.

Более быстрое возрастание  цен по отношению к уровню инфляции можно легко объяснить при  помощи формулы MV=PQ. Казалось бы, если M увеличилась в n раз, во столько же раз должен увеличиться уровень Р. Однако нельзя забывать про показатель скорости оборота денег V. Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте скорость оборота денег чрезвычайно увеличивается в следствии избавления от обесценивающейся валюты, что равносильно увеличению их количества. Как следствие - катастрофический рост цен. В раскручивании спирали гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.

Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценение денег может выражаться в дефиците предложения. 

Еще инфляция бывает сбалансированной и несбалансированной. При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен возрастает процентная ставка процента и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются различными темпами.

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени и она зачастую является прямым результатом действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 1992го года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ накануне - в декабре 1991го года.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозированию тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегать рост цен.

Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный  капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они дадут доход нескоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.К. не приводит к росту предложения.

В крайних случаях  гиперинфляции деньги теряют функцию  всеобщего покупательного средства. Население и производители переходят  на бартерные сделки. Покупательным средство становится какой-то иной товар, допустим, бутылка водки. Происходит переход от денежной к натуральной заработной плате. Возможно проявление купонов и карточек.

Отказ от денег как  покупательного средства затрудняет экономическое  развитие, ограничивает круг хозяйственных связей. Ведь не всегда у производителя в наличии именно тот товар, который устраивает партнера по сделке. Поэтому сделка может не состояться. Хозяйственные связи изменяются, что вызывает спад производства, уменьшается предложение, а значит и подхлестывается инфляция. При умеренной инфляции цены растут быстрее заработной платы. Это обстоятельство укрепляет стимулы предпринимательской деятельности.

Интересен так называемый «эффект Пигу». Он возникает, если в  обществе нет инфляционных ожиданий, а происходит внезапный скачок цен. В этом случае имеет место резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Потребители больше сберегают и меньше предъявляют свои деньги на рынке в качестве платежеспособного спроса. И вследствие снижения спроса производитель вынужден снижать цены и экономика возвращается в состояние равновесия. Однако следует подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствия инфляционных ожиданий.

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров  и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие  инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Другой важный аспект инфляции, получивший наиболее яркое  выражение в период гиперинфляции (сверхинфляция), - инфляционный налог.

Инфляция налогообложения - это те издержки, которые накладываются инфляцией на владельцев, чьи реальные остатки теряют стоимость с ростом уровня цен. Таким образом, государство финансирует дефицит бюджета, заставляя население ограничивать свое потребление для поддержания реальных денежных остатков на прежнем уровне, что оказывает влияние, равносильное взиманию налогов на ту же сумму. Этот метод весьма эффективен из-за затрудненности ухода из-под налога, хотя может привести к краху экономики страны.

Информация о работе Виды инфляции и антиинфляционная политика государства