Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена той ролью, какую играет банковская система в развитии экономики.
Цель данной работы – проанализировать банковскую систему на примере Сбербанка РФ.
Введение 3
Глава 1. Банковская система и рыночная экономика. 5
1.1 Банковская система. 5
1.2 Рыночная экономика 7
1.3 Коммерческие банки 9
Глава 2. Коммерческий сберегательный ОАО «Сбербанк» 13
2.1 История развития «Сбербанка» 13
2.2 Организационная структура, управление и функции 16
2.3 Влияние Сбербанка на рыночную экономику 22
Заключение 29
Список литературы: 31
Размер этого увеличения определяется так называемым «мультипликатором денежного предложения», который определяется как величина, обратная норме резервных требований. Таким образом, если банковская система получает определенную сумму избыточных резервов (например, за счет новых вкладов), она может увеличить предложение денег на величину, равную произведению избыточных резервов на мультипликатор денежного предложения. Но процесс может идти и в обратном направлении, когда дефицит в резервах приводит к разрушению депозитов и сокращению предложения банковских денег.
Помимо ссудных операций, еще одним видом банковских операций является банковские услуги. Они включают операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции (управление имуществом клиентов по доверенности), размещение и хранение ценных бумаг.
Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков, в последнее время стали широко использоваться такие банковские услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг – это приобретение банком имущества, например, компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Это новая форма финансирования, которая дает ряд преимуществ, как лизингодателю, так и лизингополучателю.4 Факторинг – это передача компанией управление своей дебиторской задолженностью банку, который берет также обязанности финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы.5 Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, страховое, кредитное и юридическое. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.
Поскольку банки - это чисто коммерческие предприятия, их целью является получение прибыли. Валовая прибыль состоит из доходов от учетно-ссудных операций, процентов и дивидендов от инвестиций в ценные бумаги, комиссионных от посреднических операций, доходов от внешних операций, прибыли от учредительства и биржевых сделок. Чистая прибыль банка – это разница между валовой прибылью и всеми затратами по осуществлению банковских операций. Норму банковской прибыли составляет, отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка, не ограничивается теми функциям, о которых речь шла выше.
Очень часто, когда хотят уточнить роль банков в экономике, говорят, что они выполняют функцию посредника в сфере спроса и предложения капиталов, особенно краткосрочных. В таком случае их роль должна заключаться в предложении фирмам средств, привлеченных на депозиты. В действительности, роль банков лучше характеризует выражение «банковская индустрия», поскольку их значение намного важнее, чем у обычных посредников. К их основной деятельности относятся эмиссия платежных средств.
В задачи банков входит выпуск денег тремя способами, которые различаются эквивалентами новых денежных знаков: это требования к экономике, требования к государственному казначейству и иностранная валюта.
Что касается кредитования экономики, то банки представляют платежных средства в форме кратко-, средне-, и долгосрочных кредитов.
В том случае, когда банки осуществляют подписку на государственные ценные бумаги, они превращают платежные требования к государственному казначейству в платежные средства.
Покупая иностранную валюту, банки тем самым превращают платежные требования на заграницу в платежные средства для внутреннего обращения.
Годом основания старейшего банка страны считается 1841 год, когда император Николай I одобрил устав сберегательных касс и повелел учредить сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах.
Кассы эти создавались «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, для доставления через то недостаточным всякого звания людям средств к сбережению, верным и выгодным образом, малых остатков от расходов, в запас на будущие надобности». Уставом был установлен размер вкладов, принимаемых за один раз (от 50 копеек до 10 рублей), процентная ставка по вкладу — 4% годовых, а также единственный день, когда совершались операции по вкладам, — как ни странно, таким днем оказалось воскресенье. На внесенные деньги вкладчику выдавалась сберегательная книжка — «удостоверение из нескольких листов особо приготовленной бумаги, с внутренними знаками, печатным номером и штемпелем Сберегательной кассы».
Первая сберегательная касса в Петербурге открылась 1 марта 1842 года, а первым вкладчиком стал надворный советник, помощник директора экспедиции Санкт-Петербургской ссудной казны Николай Антонович Кристофари. На свой счет он внес 10 рублей и получил сберегательную книжку под № 1.
Правительственные учреждения проводили масштабную разъяснительную работу о пользе сберегательных касс, выпускали агитационные (практически рекламные) брошюры о преимуществах хранения средств на сберегательном счете. И постепенно количество российских вкладчиков начало увеличиваться: если в 1842 году московская касса ежедневно обслуживала в среднем 70 вкладчиков, то к 1860 году — уже более 500 человек в день. Среди вкладчиков Банка были представители всех сословий России — военные и гражданские чиновники, купцы и мещане, крестьяне и дворовые.
После отмены крепостного права в 1861 году и проведения ряда либеральных реформ развитие сберегательного дела в России стало набирать обороты. За 30 лет — с 1865-го по 1895 годы — число касс увеличилось с 47 до 3875, а количество сберегательных книжек — с 70 000 штук до 2 миллионов.
1 июня 1895 года был принят новый устав сберегательных касс, который гарантировал тайну вкладов — теперь кассы могли сообщать о состоянии счета только самому вкладчику, его наследникам, а также чиновникам «по требованию подлежащей правительственной или судебной власти». Появились новые виды вкладов: на детей до их совершеннолетия, на погребение и другие.
Новый устав упростил правила учреждения сберегательных касс, что привело к резкому увеличению их числа. Появились фабрично-заводские кассы, кассы при станциях казенных и частных железных дорог, кассы на судах военного флота, при казенных и винных складах.
Бурные потрясения, которые Россия переживала в начале XX века: Первая мировая война, революция, Гражданская война, — не смогли замедлить развитие сберегательного дела. Правда, оно претерпело сильные изменения. Так, несмотря на то что вклады в сберегательных кассах и проценты по ним в декрете об аннулировании ценных бумаг были объявлены неприкосновенными, в том же декрете предусматривалось право Советов «аннулировать полностью сбережения, приобретенные нетрудовым путем». А строго соблюдавшаяся раньше тайна вкладов стала не более чем фикцией: своим распоряжением в декабре 1918 года нарком финансов велел сберкассам «предоставлять исполкомам совдепов по их требованию книги счетов для обозрения и списки вкладчиков».
С переходом к НЭПу началось реформирование сберегательного дела. 26 декабря 1922 года было принято постановление об учреждении государственных трудовых сберегательных касс. Сберкассы начали развивать новые направления деятельности: они выпускали собственные заемные обязательства (сертификаты), проводили операции с процентными бумагами, осуществляли денежные переводы.
Во время Великой Отечественной войны сберегательные кассы занимались размещением государственных займов и организацией денежно-вещевых лотерей. Это позволяло привлечь денежные средства населения и сформировать дополнительный фонд для покрытия военных расходов.
В 50-80-е годы развитие сберегательного дела продолжалось. За 35 послевоенных лет почти вдвое (с 40,4 до 78,8 тысяч) выросла сеть сберегательных учреждений, количество счетов увеличилось в 12 раз, а сумма вкладов — в 100 раз.
А в 1987 году в рамках перестроечных реформ система Государственных трудовых сберегательных касс СССР была реорганизована, а вместо нее образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР — Сберегательный банк СССР, государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.
Так начался новейший этап истории Сбербанка России. Уже в 1989 году в Дзержинском отделении Банка на Олимпийском проспекте в Москве был открыт первый банкомат. В том же году Сбербанк стал членом Всемирного института сберегательных банков. А после распада СССР только Сбербанк России продолжил свою деятельность; сберегательные банки в бывших союзных республиках либо полностью прекратили свое существование, либо заняли второстепенное положение в банковской системе своих стран.
В 1991 году общим собранием акционеров было принято решение об учреждении Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, который продолжил полуторавековую историю российских сберегательных касс.
По форме организации Сберегательный банк РФ является акционерным банком открытого типа. Его учредителем выступает Центральный банк РФ, которому принадлежит и контрольный пакет акций Сбербанка. Это обуславливает монопольное положение Сбербанка на рынке финансовых ресурсов и придает ему статус квазигосударственного банка. Так, Сбербанк остается абсолютным монополистом на рынке частных вкладов, конкурировать с которым коммерческим структурам чрезвычайно сложно. Ведь только Сбербанк предлагает гарантии государства по вкладам. Вытесняемые к тому же из сферы обслуживания бюджетных счетов коммерческие банки втягиваются в осуществление рискованных операций – с денежными суррогатами. Вместе с тем подобный статус Сбербанка не дает ему необходимую устойчивость. Так, возможность внешних заимствований через Сбербанк используется пока не достаточно именно из-за уязвимости его юридического статуса. Высокий кредитный рейтинг Сбербанка – хорошая основа для получения кредитов на более благоприятных условиях, чем по программам еврозаймов.
Акционерами банка является юридические и физические лица. Основная доля акций (более 90%) выпущена в форме обыкновенных и небольшая – в виде привилегированных. Акции – именные. Первичное размещение новых акций осуществляется в порядке открытой подписки, последующие выпуски используются для наращивания капитала.
Организационная структура банка определяется двумя основными моментами:
Структура управления банком предусматривает органы управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковской деятельности. Высшим органом управления Сбербанком является собрание акционеров, которое решает следующие задачи:
Собрание акционеров избирает наблюдательный совет и правление банка. Для общего руководства работой банка, наблюдения за деятельностью правления и ревизионной комиссии избирается Совет банка. Совет банка выполняет следующие задачи:
При Совете создаются два комитета: кредитный и ревизионный.
Кредитный комитет разрабатывают кредитную политику банка, структуру привлекаемых средств и возможности их размещения, пути создания инвестиционных фондов, а также трастовые операции. Ревизионный комитет занимается проверкой законодательных актов, проведением сплошных и выборочных проверок кредитных, валютных и расчетных операций и др.
На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации его собственного капитала и организационное построение, т.е. степень развития сети банка.
Организационная
структура Сбербанка
Сберегательный банк РФ как головная контора организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляя исследования и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и анализ эффективности их использования, а также оказываемых учреждениями банка услуг. Кроме того, Сбербанк РФ совместно с другими службами разрабатывает предложения по введению новых финансовых продуктов с целью привлечения клиентов, устанавливает тарифы комиссионного вознаграждения за услуги, осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги, проводит анализ практики применения действующего банковского законодательства, обеспечивает сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждения банка и т.д.
Информация о работе Влияние банковской системы на рыночную экономику