Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2015 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Радикальное реформирование экономики России в целях ее перехода к рынку, начатое после 1991 г., вызвало в ней сложные и противоречивые явления. С одной стороны, проделаны реальные шаги в направлении становления рыночных отношений в экономике, формирования цивилизованных финансовых институтов и т.п. С другой стороны, еще более отчетливо проявились негативные последствия, вызванные ошибками и стратегическими просчетами реформаторов. В первую очередь следует выделить появление значительного числа угроз экономике (спад производства, нарушение инвестиционных процессов, высокую инфляцию, финансовую нестабильность и т.д.) и социальной сфере (падение уровня жизни большей части населения, безработицу, кризис демографической сферы и др.) страны, последствия которых в ряде случаев носили катастрофический характер.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной безопасности страны 5
2. Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны 11
Заключение 20
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом. безоп-ть - Влияние внешн. и внутр. долга на эк. б-ть страны, к.р..doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение                                                                                                           3

1. Экономическая безопасность как  ключевая составляющая национальной  безопасности страны                                                                      5

2. Влияние внешнего и внутреннего  долга на экономическую безопасность  страны                                                                                             11

Заключение                                                                                                     20

Список использованных источников                                                           22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Радикальное реформирование экономики России в целях ее перехода к рынку, начатое после 1991 г., вызвало в ней сложные и противоречивые явления. С одной стороны, проделаны реальные шаги в направлении становления рыночных отношений в экономике, формирования цивилизованных финансовых институтов и т.п. С другой стороны, еще более отчетливо проявились негативные последствия, вызванные ошибками и стратегическими просчетами реформаторов. В первую очередь следует выделить появление значительного числа угроз экономике (спад производства, нарушение инвестиционных процессов, высокую инфляцию, финансовую нестабильность и т.д.) и социальной сфере (падение уровня жизни большей части населения, безработицу, кризис демографической сферы и др.) страны, последствия которых в ряде случаев носили катастрофический характер.

Можно сказать, что экономический кризис 1990-х годов едва не привел Россию к экономическому коллапсу с полной утратой управляемости экономики страны и впоследствии — других сфер жизни.

Как следствие, в отечественной экономической науке появилось и получило активное развитие новое направление исследований, связанных с обеспечением экономической безопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным принципом построения и развития экономики страны стало достижение такого состояния, при котором выполняется вся совокупность требований экономической безопасности. Именно такое состояние позволяет сглаживать возникающие противоречия в экономике страны и ее регионов, тем самым закладывая фундамент для преодоления кризисных явлений           2008 г. и последующего экономического роста1.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса»2.

Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения.

Цель работы состоит в анализе влияния внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны.

Исходя из цели исследования были сформулированы задачи данной работы:

- рассмотреть экономическую безопасность как ключевую составляющую национальной безопасности страны;

- проанализировать влияние внешнего  и внутреннего долга на экономическую  безопасность страны.

Структура работы определена целями и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.

1. Экономическая безопасность  как ключевая составляющая национальной  безопасности страны

Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, следовательно, для любого государства крайне важно решить проблему обеспечения своей экономической безопасности.

Понятие «экономическая безопасность» в мировой науке и практике появилось сравнительно недавно — в XX в. Считается, что термин «экономическая безопасность» ввел в лексикон президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав Федеральный комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической практики невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации был особенно острым.

По мнению зарубежных ученых, экономическая безопасность государства обусловливается прежде всего необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения. Учет этих обстоятельств прослеживается в большинстве определений.

Так, многие западные специалисты считают, что экономическая безопасность государства характеризуется двумя важнейшими признаками:

- экономической самостоятельностью государства, т.е. его способностью проводить собственную экономическую политику независимо от других государств;

- способностью государства поддерживать достигнутый уровень жизни населения и обеспечивать его дальнейшее повышение.

Более того, Н. Machovski полагает, что экономическая безопасность должна обеспечивать достаточно высокую степень независимости от партнера по жизненно важным экономическим параметрам, то есть таким, которые в случае нарушения влияют на свободу выбора в политических решениях и неприемлемы с коммерческой точки зрения.

Н. Maull под экономической безопасностью понимает отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. По его мнению, эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему.

С точки зрения С. Murdoch, угроза экономической безопасности возникает в том случае, когда происходят изменения в объеме и распределении доходов и богатства, в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем и т.д., в экономическом суверенитете.

Подытоживая, можно отметить, что главной характеристикой понятия ученые считают экономическую независимость.

В России вопрос экономической безопасности встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. В первую очередь актуальность проблеме обеспечения экономической безопасности страны придали резко обострившиеся кризисные явления, сопровождавшие процесс реформирования экономики. Стало ясно, что в новых экономических и политических условиях требуются качественно новые подходы к обеспечению нормального функционирования и развития экономики страны, основанные на принципах и критериях, существенно отличающихся от «советской экономики». В результате возникло и получило развитие понятие «экономическая безопасность», которое очень быстро вошло в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого разного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений.

Экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она служит гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Эту основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованно, определение, данное рассматриваемому понятию в «Государственной стратегии экономической безопасности РФ». В документе сказано: «цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз»3.

Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются.

Несмотря на то, что вопросы экономической безопасности активно исследуются уже почти два десятилетия, в отечественной науке нет устоявшегося определения данного понятия; более того, формулировки многих ведущих ученых существенно отличаются друг от друга.

Если следовать контексту Федерального закона «О безопасности»4, который определяет понятие «безопасность» в целом, можно сформулировать следующее определение: под экономической безопасностью (ЭБ) понимается состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Однако приведенная трактовка является слишком общей, поэтому ее использование в дальнейших разработках по проблеме экономической безопасности, на наш взгляд, достаточно затруднительно.

Одним из первых ведущих отечественных исследователей проблемы экономической безопасности следует считать Л.И. Абалкина (и коллектив ученых-экономистов, работавших в данном направлении под его руководством). В соответствии с определением Л.И. Абалкина экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию.

В этом определении можно выделить три важнейшие характеристики категории «экономическая безопасность»:

- экономическая безопасность в  первую очередь определяется  независимостью экономики страны  и ее возможностями проводить самостоятельную экономическую политику;

- экономическая безопасность обеспечивается  только в стабильно работающих и устойчивых экономических системах;

- экономическая безопасность может  поддерживаться только в экономических  системах, способных к постоянному  обновлению и совершенствованию, т.е. постоянно развивающихся.

Другим крупным отечественным ученым в области экономической безопасности является В.К. Сенчагов. В соответствии с его подходом экономическая безопасность — это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Данное определение не опровергает предыдущего, но выявляет одну важнейшую черту экономической безопасности, а именно то, что она характеризует состояние экономики, а не динамику ее развития, устойчивость развития и т.п.

В соответствии с концепцией экономической безопасности, разработанной Экономической академией при Минэкономики РФ, экономическая безопасность — это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. По аналогии с предыдущими определениями данный подход в качестве основополагающей характеристики экономической безопасности выделяет независимость экономики государства. Определение носит слишком общий характер.

К числу основоположников теории экономической безопасности в отечественной науке следует отнести Е.А. Олейникова. Его подход к определению понятия «экономическая безопасность» во многом схож с подходом В.К. Сенчагова и формулируется следующим образом: экономическая безопасность страны — это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.

Среди других крупных исследователей, занимавшихся проблемой экономической безопасности, следует выделить представителей уральской научной школы под руководством академика РАН А.И. Татаркина. Коллектив исследователей этой школы является ведущим в России по проблемам региональной экономической безопасности; ими дается следующее развернутое определение: экономическая безопасность государства определяется комплексом экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, обеспечивающих:

- предпосылки для его выживания  при наступлении кризиса и для развития в будущем;

- защиту жизненно важных интересов  государства в отношении его  ресурсного потенциала, сбалансированности  и динамики развития и роста;

- создание внутреннего иммунитета  и внешней защищенности от  дестабилизирующих воздействий;

- конкурентоспособность государства на мировых рынках и устойчивость его финансового положения;

- создание достойных условий  жизни и, как следствие, гармоничное развитие каждой личности.

Опираясь на опыт трудов многих отечественных и зарубежных авторов, можно определить экономическую безопасность территории как такое состояние ее экономики, при котором на территории имеется постоянная возможность поддерживать приемлемые значения заранее задаваемых критериальных показателей — индикаторов экономической безопасности, экономическая система способна безболезненно реагировать на возникающие внутренние и внешние угрозы без лавинообразного развития кризисных явлений и процессов, а также созданы условия устойчивого социально-экономического развития и воспроизводства5.

Информация о работе Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны