Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2015 в 21:30, контрольная работа
Радикальное реформирование экономики России в целях ее перехода к рынку, начатое после 1991 г., вызвало в ней сложные и противоречивые явления. С одной стороны, проделаны реальные шаги в направлении становления рыночных отношений в экономике, формирования цивилизованных финансовых институтов и т.п. С другой стороны, еще более отчетливо проявились негативные последствия, вызванные ошибками и стратегическими просчетами реформаторов. В первую очередь следует выделить появление значительного числа угроз экономике (спад производства, нарушение инвестиционных процессов, высокую инфляцию, финансовую нестабильность и т.д.) и социальной сфере (падение уровня жизни большей части населения, безработицу, кризис демографической сферы и др.) страны, последствия которых в ряде случаев носили катастрофический характер.
Введение 3
1. Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной безопасности страны 5
2. Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны 11
Заключение 20
Список использованных источников 22
Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внутренним государственным долгом в России являются также «замороженные» правительством в 1992 г. вклады населения в Сбербанке страны. Общая сумма внутреннего государственного долга составляет 19,5 трлн. руб., в то время как годовой бюджет России равен 2,4 трлн. руб. Погашение внутреннего государственного долга составило: в 2000 г. — 2,3 млрд. руб., в 2001 г. — 8,2, в 2002 — 16,0, в 2003 - 20, в 2004 г. - 25 млрд. руб.
Считается, что без ущерба для российской экономики за счет бюджетных доходов Россия может выплачивать $3-4 млрд. в год. В 2003 г. наша страна выплатила $17 млрд. внешнего долга и, по словам Президента РФ, даже не заметила (заметили ли бюджетники, пенсионеры, студенты и др.?).
Большинство бывших союзных республик СССР стало выплачивать компенсации. В Литве выдача началась в 1998 г. Вкладчикам восстановили сбережения по 6 тыс. руб. по курсу 1 лит за 1 советский рубль. Казахстан уже полностью расплатился с долгами Сбербанка СССР. Вклад компенсировали по курсу 20 коп. из 1 советского рубля. На Украине выплаты идут с 2002 г. Каждый пострадавший украинец получает компенсацию от 50 до 150 гривен (от 280 до 840 руб.). Молдова расплачивается с 2003 г., в Беларуси, Армении, Азербайджане программы вот-вот должны заработать (из 1 советского рубля будут компенсировать 30 коп.). В России с 2006 г. возвращаются советские долги тем, кто родился до 1950 г. включительно, по курсу 1 советский рубль за 1 современный рубль. (Хотя, по данным независимых экспертов, советский рубль стоил 61,2 современных российских.)
Вплоть до 2015 г. наша страна должна возвращать $ 12 -15 млрд. ежегодно. Изъятие из экономики России огромных денежных ресурсов на погашение внешнего государственного долга сократит на долгие годы возможность крупных инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, строительство, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса, повышение заработной платы наемным работникам, бюджетникам, военным, пенсий и стипендий. Проблема с погашением внешнего государственного долга могла бы быть решена менее болезненно, если бы экономический рост составлял не менее 10% ежегодно. Однако он в России пока ниже этого значения.
Итак, внешний и внутренний долг нашей страны существенно ограничивает возможности обеспечения экономической и социальной безопасности страны, общества и человека. Тем более его объемы продолжают оставаться достаточно крупными8.
Заключение
В заключении работы подведем итоги и сделаем краткие выводы.
В современных условиях экономическая безопасность страны приобретает первостепенное значение, так как она дает ориентиры для принятия основных социально-экономических решений. Сам термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно.
В свете всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Научное определение понятия «экономическая безопасность» и исследования ее значения для успешного социально-экономического развития государства позволяет выявить факторы сдерживания развития экономики и разработать эффективную стратегию экономической безопасности, которая должна охватывать все направления государственной политики в производственной, финансовой, социальной, военно-политической, внешнеэкономической, экологической и других сферах жизни общества.
Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, которые предоставлены Российской Федерацией.
В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:
- внутренний, который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
- внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга, заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.
Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга.
Даже небольшой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Экономические трудности развития Российской Федерации и сопровождающие данный процесс пробелы правового регулирования не способствуют повышению международно-правового статуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности, требуется системное реформирование национального финансового законодательства, приведение в соответствие с международными стандартами многих дефиниций и принципов, содержащихся в федеральных законах, введение реальных гарантийных механизмов, устранение коллизий между различными отраслями законодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические расчеты и прогнозы9.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.01.2012) // СПС КонсультантПлюс.
2. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – М., 2011.
3. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // СПС КонсультантПлюс.
6. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
7. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2010.
8. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Экзамен, 2010.
9. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Л.П. Гончаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010.
1 Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Экзамен, 2010. С. 73.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.01.2012) // СПС КонсультантПлюс.
3 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
4 Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // СПС КонсультантПлюс.
5 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2010. С. 106.
6 Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Л.П. Гончаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. С. 161.
7 Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 85.
8 Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. С. 170.
9 Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – М., 2011. С. 101.
Информация о работе Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны