Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2015 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Радикальное реформирование экономики России в целях ее перехода к рынку, начатое после 1991 г., вызвало в ней сложные и противоречивые явления. С одной стороны, проделаны реальные шаги в направлении становления рыночных отношений в экономике, формирования цивилизованных финансовых институтов и т.п. С другой стороны, еще более отчетливо проявились негативные последствия, вызванные ошибками и стратегическими просчетами реформаторов. В первую очередь следует выделить появление значительного числа угроз экономике (спад производства, нарушение инвестиционных процессов, высокую инфляцию, финансовую нестабильность и т.д.) и социальной сфере (падение уровня жизни большей части населения, безработицу, кризис демографической сферы и др.) страны, последствия которых в ряде случаев носили катастрофический характер.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной безопасности страны 5
2. Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны 11
Заключение 20
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом. безоп-ть - Влияние внешн. и внутр. долга на эк. б-ть страны, к.р..doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внутренним государственным долгом в России являются также «замороженные» правительством в 1992 г. вклады населения в Сбербанке страны. Общая сумма внутреннего государственного долга составляет 19,5 трлн. руб., в то время как годовой бюджет России равен 2,4 трлн. руб. Погашение внутреннего государственного долга составило: в 2000 г. — 2,3 млрд. руб., в 2001 г. — 8,2, в 2002 — 16,0, в 2003 - 20, в 2004 г. - 25 млрд. руб.

Считается, что без ущерба для российской экономики за счет бюджетных доходов Россия может выплачивать $3-4 млрд. в год. В 2003 г. наша страна выплатила $17 млрд. внешнего долга и, по словам Президента РФ, даже не заметила (заметили ли бюджетники, пенсионеры, студенты и др.?).

Большинство бывших союзных республик СССР стало выплачивать компенсации. В Литве выдача началась в 1998 г. Вкладчикам восстановили сбережения по 6 тыс. руб. по курсу 1 лит за 1 советский рубль. Казахстан уже полностью расплатился с долгами Сбербанка СССР. Вклад компенсировали по курсу 20 коп. из 1 советского рубля. На Украине выплаты идут с 2002 г. Каждый пострадавший украинец получает компенсацию от 50 до 150 гривен (от 280 до 840 руб.). Молдова расплачивается с 2003 г., в Беларуси, Армении, Азербайджане программы вот-вот должны заработать (из 1 советского рубля будут компенсировать 30 коп.). В России с 2006 г. возвращаются советские долги тем, кто родился до 1950 г. включительно, по курсу 1 советский рубль за 1 современный рубль. (Хотя, по данным независимых экспертов, советский рубль стоил 61,2 современных российских.)

Вплоть до 2015 г. наша страна должна возвращать $ 12 -15 млрд. ежегодно. Изъятие из экономики России огромных денежных ресурсов на погашение внешнего государственного долга сократит на долгие годы возможность крупных инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, строительство, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса, повышение заработной платы наемным работникам, бюджетникам, военным, пенсий и стипендий. Проблема с погашением внешнего государственного долга могла бы быть решена менее болезненно, если бы экономический рост составлял не менее 10% ежегодно. Однако он в России пока ниже этого значения.

Итак, внешний и внутренний долг нашей страны существенно ограничивает возможности обеспечения экономической и социальной безопасности страны, общества и человека. Тем более его объемы продолжают оставаться достаточно крупными8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении работы подведем итоги и сделаем краткие выводы.

В современных условиях экономическая безопасность страны приобретает первостепенное значение, так как она дает ориентиры для принятия основных социально-экономических решений. Сам термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно.

В свете всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Научное определение понятия «экономическая безопасность» и исследования ее значения для успешного социально-экономического развития государства позволяет выявить факторы сдерживания развития экономики и разработать эффективную стратегию экономической безопасности, которая должна охватывать все направления государственной политики в производственной, финансовой, социальной, военно-политической, внешнеэкономической, экологической и других сферах жизни общества.

Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, которые предоставлены Российской Федерацией.

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:

-  внутренний, который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

-  внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга, заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.

Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга.

Даже небольшой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

Экономические трудности развития Российской Федерации и сопровождающие данный процесс пробелы правового регулирования не способствуют повышению международно-правового статуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности, требуется системное реформирование национального финансового законодательства, приведение в соответствие с международными стандартами многих дефиниций и принципов, содержащихся в федеральных законах, введение реальных гарантийных механизмов, устранение коллизий между различными отраслями законодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические расчеты и прогнозы9.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.01.2012) // СПС КонсультантПлюс.

2. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – М., 2011.

3. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // СПС КонсультантПлюс.

6. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

7. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2010.

8. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Экзамен, 2010.  

9. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Л.П. Гончаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010.

 

1 Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Экзамен, 2010.   С. 73.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.01.2012) // СПС КонсультантПлюс.

3 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

4 Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // СПС КонсультантПлюс.

5 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2010.   С. 106.

6 Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Л.П. Гончаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. С. 161.

7 Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина,            Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 85.

8 Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. С. 170.

9 Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – М., 2011. С. 101.


Информация о работе Влияние внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны