Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:03, курсовая работа
Рынок труда является органической частью экономики и как бы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб, корпораций, аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и так далее. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке – безработных, инвалидов, иммигрантов и неустроенной молодежи.
Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура.
1.1. Понятие «рынок труда».
1.2 Типология и структура рынка труда
2. НТП и рынок труда
2.1 Особенности современного этапа научно-технического прогресса
2.2 Новые профессии на рынке труда
2.3 Научно-технический прогресс и рынок труда в ближайшем будущем
3. Влияние глобализации на рынок труда России
Заключение
Список литературы
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство, через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально – квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность:
В современных условиях важнейшим фактором экономического роста является «научно-технический прогресс» (НТП), т. к. именно он, степень использования его достижений определяют современный тип экономического роста.
НТП — это постепенное совершенствование и распространение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов.
Экономисты особо выделяют «научно-техническую революцию» (НТР) — качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.
Таким образом, НТП и НТР взаимосвязаны и взаимно обусловлены, соотносятся как эволюционная и революционная формы развития материально-технической базы общества. Революционная форма НТП означает переход к использованию качественно новых научно-производственных принципов в производстве (и не только в материальной его сфере, но и в сфере услуг). НТР преобразует весь технологический способ производства, все его стороны и компоненты.
НТР изменяет и самого работника: предъявляет качественно новые и более высокие требования к его образованию, к профессиональным навыкам, отношению к делу, способности быстро переключаться на новые виды деятельности, творческому подходу к выполняемой работе и т. д.
Рыночная экономика вызывает к жизни и приводит в движение и такой фактор экономического роста, как предпринимательство. От того, в какой степени реализуются способности к предпринимательству, талант организовать бизнес, вести его с наибольшей выгодой, находить новые пути и способы удовлетворения потребностей людей, снижать затраты на производство и доводить до потребителя произведенное, — от этого в существенной мере зависит результативность производства и его потенциал.6
Основной вклад в увеличение объемов ВНП в современных условиях вносят рост производительности труда и те факторы, которые его определяют. Последние, в свою очередь, можно подразделить на три большие группы: лежащие на стороне вещественных элементов производительных сил, на стороне личных элементов (рабочей силы) и организационно-экономические факторы, характеризующие способ и эффективность соединения вещественных и личных элементов в процессе производства.
По подсчетам отечественных экономистов, наибольшая роль в повышении производительности труда принадлежит техническим факторам — на их долю приходилось около 60 % прироста производительности труда (на долю двух других — соответственно по 20 % общего прироста продуктивности труда).
Значение этих факторов в повышении производительности груда не остается неизменным. Под воздействием НТР, тех переворотов, которые она вносит в материально-техническую базу и структуру производства, в другие области деятельности человека, могут совершаться разительные перемены в производительности труда. Например, происходящее под воздействием роста производительности труда в отраслях научно-технического комплекса (т. е. отраслей, которые определяют и характеризуют НТР) удешевление элементов новой техники может сопровождаться повышением отдачи высококвалифицированного труда работников, создающих и использующих эту технику. Сегодня изменяется само содержание организации труда. Например, компьютерные технологии, распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, приводит к увеличению надомного труда. В этом случае заметно снижаются издержки на создание рабочих мест.
Современный этап НТР, который входит в жизнь общества под названием технологической революции, (его начало — 70— 80-х гг.), означает широкое развитие «безмашинных технологий», когда решающее значение приобретают новые принципы изготовления и обработки продукции, без использования машин в привычном понимании (к числу таких технологий относятся плазменные, электронно-лучевые, радиационные, биологические и другие виды технологий).
Использование высоких технологий повышает технический уровень и качество выпускаемой продукции, позволяет полнее удовлетворять потребности общества при более щадящем воздействии на окружающую природу и, что самое главное, — обусловливает возрастающую экономичность производства конечной продукции, уменьшение затрат труда и средств производства в расчете на его единицу. Тем самым высвобождаются ресурсы для использования в тех сферах, развитие которых характеризует качество жизни членов общества.
В новых условиях изменяется оценка результатов производства: на первый план выходит не столько количество, сколько качество выпускаемой продукции, повышение ее научно-технического уровня.
Другой признак современного развития — создание прогрессивной структуры производства, повышение удельного веса наукоемких отраслей, воплощающих и обеспечивающих осуществление плодов НТР.
Совокупность всех названных обстоятельств сообщает движению экономики свойства нового качества экономического развития, где целью движения становится не рост как таковой, а именно развитие, и человек, его знания, его труд, оснащенный достижениями современной НТР, его потребности во всем многообразии становятся «альфой» и «омегой» экономического прогресса.
Научно – технические
Мировой опыт показал, что извлечение огромных потенциальных возможностей для повышения экономической эффективности общественного производства, заложенных в НТР, определяется уровнем общей и профессиональной подготовленности работников на всех организационных ступенях общественного производства, их способностями и готовностью к постоянному обновлению профессиональных знаний.
Наступление НТП предъявило совершенно новые требования к знаниям и умениям работников. Разработка и использование быстро меняющейся техники и технологии требуют нового уровня образования, квалификации, общих профессиональных знаний и культуры в интересах производства.
Давно и вполне осознан вывод о том, что процесс обновления знаний в эпоху НТП должен быть непрерывным. Это требование к работнику повысило величину и практическую значимость свободного времени, столь необходимого теперь для обновления профессиональных знаний.7
2.2 Новые профессии на рынке труда
Каждый человек стремится
найти свое место в жизни,
реализовать свои способности
и желания. Занятия любимым делом,
принадлежность к определенной профессии
дает человеку возможность самореализоваться
в этом мире. В мире существуют десятки
тысяч профессий, нужных, важных интересных.
А человеку надо выбрать всего одну.
С развитием науки и техники мир профессий
постоянно меняется - одни исчезают, другие
приобретают новые названия. Добавляется
новое содержание труда, например, профессия
секретаря чаще всего, сейчас звучит как
«Офис-менеджер», а должность товароведа
трансформировалась в «Менеджера торгового
зала», появились новые виды услуг, а с
ними новые формулировки «Рекрутер», «Промоутер»
и т. д.
В список включены новые и наиболее популярные
профессии, о которых можно часто услышать
сегодня с экранов телевизоров, прочитать
в рекламных объявлениях. К сожалению,
о многих из них мы не имеем представления.
Я уверена, что эта информация, расширит
ваш кругозор, возможно, вы узнаете о существовании
профессий, которые раньше не были вам
известны, или обратите более пристальное
внимание на уже знакомые профессии.
Аквизитор
Сотрудник или агент транспортных или
страховых организаций, в обязанности
которого входит привлечение новых грузов
или страхований:
- сотрудник страховой компании, занимающийся
заключением, возобновлением досрочно
прекративших свое действие договоров
страхования;
- агент транспортной организации, занимающийся
оформлением грузов.
Андеррайтер
Сотрудник страховой компании, биржи:
- специалист по страхованию, являющийся,
как правило, штатным сотрудником страховой
компании;
- гарант, поручитель, берущий на себя обязательства
за определенное количество вновь выпущенных
акций, облигаций, ценных бумаг, покупку
их для последующей распродажи инвесторам.
Аниматор
- мультипликатор, художник, рисующий
кадры для мультипликационных фильмов;
- организатор досуга отдыхающих с целью
улучшения их эмоционального и физического
состояния.
Бренд - менеджер
Специалист по продвижению на рынок какой-либо
марки товара (услуги). Менеджер должен
разработать образ продукта и рекомендовать
его потребителям всеми возможными способами:
сотрудничать с рекламными агентствами,
планировать рекламные мероприятия, консультировать
отделы продаж.
Брокер
Посредник при заключении сделок, который
анализирует рынок (товаров, услуг, ценных
бумаг), находит потенциальных покупателей
и продавцов, организует их взаимодействие,
содействует проведению переговоров.
Действует по поручению и в интересах
клиентов, получая от них вознаграждения.
Визажист (визажист-стилист-косметолог)
Визажист-специалист по уходу за кожей
лица и созданию индивидуального образа
c помощью использования косметических
средств и макияжа.
Визажист-косметолог определяет и подбирает
подходящий тип косметики, устраняет видимые
(не хирургические) дефекты, осуществляет
изготовление индивидуальных косметических
средств и т.д.
Визажист-стилист занимается лицом клиента
с целью поиска и придания определенного
образа.
Web-дизайнер
Оформляет web-сайты, обеспечивает наилучшее
восприятие web-документа на экране монитора
с учетом времени загрузки документов,
пропускной способности канала передачи
данных, размера графических файлов документа,
качества цветовой палитры.
Гувернер
Воспитатель (воспитательница), нанимаемый
для домашнего обучения и воспитания детей.
Помимо оплаты труда, обычно находится
обычно на полном пансионе в семье воспитанника.
Девелопер
Одна из специализаций риэлтера: он заказывает
проект, покупает или берет в аренду участок
земли, «привязывает» проект к участку,
согласовывает подведение всех коммуникаций,
строит объект. Может сдавать в аренду
отдельные офисы или все здание целиком.
Может продать принадлежащую ему недвижимость.
Дилер
Занимается куплей – продажей ценных
бумаг, валют, различных товаров; действует
от своего имени и за свой счет. Прибыль
дилера формируется из разницы цен (курсов)
продавца и покупателя, а также за счет
изменения цен (курсов).
отчетность.
Имиджмейкер
Специалист, формирующий образ какого-либо
лица (явления, предметов) для оказания
им
эмоционально-психологического воздействия
при достижении политических, популяризаторских,
рекламных и других целей.
Импресарио
Специалист, занимающийся организацией
театрализованных постановок, концертов,
зрелищных представлений;
-агент какого-либо артиста, действующий
от его имени и в его интересах.
Клипмейкер
Специалист по работе с видео - аудиоматериалами;
трансформирует рекламные идеи в короткие
видео-сообщения, создает и осуществляет
монтаж видеоклипов и заставок, участвует
в планировании рекламной кампании.
Колорист
Специалист по подбору и составлению красок.
Квалифицированно использует и сочетает
краски для текстильного, полиграфического,
лакокрасочного, целлюлозно-бумажного,
кожевенного производства.
Конфекционер
Продавец, торгующий конфекцией (готовым
платьем и бельем). Знакомит покупателя
с ассортиментом товаров и информирует
о назначении, свойствах и качестве товара.
Копирайтер
Занимается трансформацией рекламных
идей, разработкой концепции рекламной
компании, созданием эффектных рекламных
текстов. Способствует формированию благоприятного
образа (имиджа) рекламного продукта. Предпочтительно
журналистское образование.
Ландшафтист
Специалист по планированию и оформлению
парков, садов и других мест отдыха, районов
застройки жилыми и общественными зданиями,
офисами, заводами. Он воссоздает естественные
природные условия. С помощью компьютера
ландшафтист разрабатывает дизайн, а клиент
и местные власти принимают окончательные
решения. Большую часть времени этот специалист
проводит в офисе в поисках приемлемых
дизайнерских, организационных и финансовых
решений.
Маркер
Работает в игорном доме. Обслуживает
бильярд, ведет счет при бильярдной игре.
При необходимости знакомит с правилами
игры на бильярде, обучает игроков.
Мерчендайзер
Занимается подготовкой товаров к продаже,
распространяет товары розничным фирмам,
поддерживает деловые контакты, привлекает
новых покупателей, кроме того, помогает
вести учет складских запасов, дает советы
клиентам по ценам, в области рекламной
стратегии. Требуется опыт работы с клиентской
сетью, творческий склад ума.
Информация о работе Влияние глобализации на рынок труда России