Влияние глобального экономического цикла 2008 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что рассмотрение экономических циклов, является одной из важнейших задач современной экономии, они дают возможность предвидеть последствия того или иного фактора, дать прогноз возрастания или спада экономической активности.
В наше время преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от времени ход воспроизводства.

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРО.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

2.3Причины  экономических циклов. 

     Объясняя  причины циклического развития и  кризисов экономисты выделяют два главных  обстоятельства:

     Первое  – связано с функцией денег  как средства обращения. Несовпадение купли-продажи по месту и времени  может создать предпосылки для  разрыва многих звеньев в цепи продаж и покупок.

     Второе  – связано с функцией денег  как средства платежа. Производитель не имеет гарантий, что к моменту платежа покупатель его продукции окажется платежеспособным. Неплатеж по одним обязательствам может вызвать цепную реакцию, которая приведёт к расстройству системы обращения и, в конечном счёте, – производства.[4]

     Факторы, воздействующие на цикличность развития экономической системы могут быть объединены в две группы экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

     Один  из главных эндогенных факторов связан с теорией недопотребления. Начало которой положили известные экономисты Т.Мальтус и Ж.Сисмонди. Эти экономисты и их последователи обращали внимание на отставание потребляемого дохода от произведенного, на отставание роста заработной платы от роста цен. Все они обвиняли капитализм в плохой системе распределения доходов, выгодной для прибыли и не выгодной для заработной платы. В связи с этим, они отмечали, что потребление отстает от инвестирования.

     Другим  серьезным эндогенным фактором, воздействующим на цикличность и кризисы, является движение кредита. В фазе процветания  банки расширяют кредит, это сопровождается ростом цен и искусственным увеличением емкости рынка сбыта. У банков возникает разрыв между величиной обязательств, подлежащих оплате по предъявлению, и ликвидными запасами. Чтобы устранить этот разрыв банки ограничивают кредит и повышают ставку процента. Это и вызывает кризис, который оздоровляет рынок.

     К другим внутренним (эндогенным) факторам можно отнести следующее:

     1) личное потребление, сокращение  или возрастание которого сказывается  на объёмах производства и  занятости;

     2) инвестирование, т.е. вложение средств  в расширение производства, его  модернизацию, создание новых рабочих  мест;

     3) экономическую политику государства,  его прямое или косвенное воздействие  на производство, спрос и потребление.

     Среди экзогенных факторов, влияющих на цикличность развития экономики, существенным считается воздействие на людей пятен на солнце, имеющих десятилетний цикл. Предполагается, что различная интенсивность солнечной радиации влияет на сельское хозяйство, всю экономическую деятельность и политические события.[12]

     К другим внешним факторам относятся:

     1) войны, революции и другие политические  потрясения;

     2) открытия крупных месторождений  нефти, золота, урана и т. п.;

     3) освоение новых территорий и  связанная с этим миграция  населения;

     4) колебания численности населения  земного шара;

     5) мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие  коренным образом изменить структуру  общественного производства.

     При всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов. Поэтому политика, направленная на сглаживание цикличности и ослабление интенсивности кризисов или спадов, должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.[11] 
 
 
 

ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 2008 ГОДА. 

     Как известно, Казахстан одним из первых государств мира еще в 2007 году испытал  на себе мировой финансовый кризис, переросший в последствие в глобальный экономический спад. Тогда его воздействие значительно снизило возможности отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, что сказалось на уровне объемов кредитования внутренней экономики. Кроме того, из-за резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику. В результате правительством был принят первичный комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках.

Первый  антикризисный план - ноябрь 2007 года.

Основные  направления:

1) Решение  проблем на рынке недвижимости;

2) Поддержка  малого и среднего бизнеса;

3) Развитие  сельского хозяйства. Финансирование: из бюджета выделено 550 млрд тенге ($4,6 млрд или 3,5% ВВП). Вторая волна финансового кризиса в 2008 году, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор экономики. Как следствие, наблюдалось значительное замедление темпов роста мировой экономики, снижение глобального спроса на товары и услуги, падение мировых цен на сырьевые ресурсы, отсутствие доступа к внешним рынкам капитала. Все это требовало принятия Казахстаном комплексных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.

Программа совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы  страны на 2009-2010 годы - ноябрь 2008 года.

Основные  направления:

1) Стабилизация  финансового сектора;

2) Решение проблем на рынке недвижимости;

3) Поддержка  малого и среднего бизнеса;

4) Развитие  агропромышленного комплекса;

5)Реализацияиннновационно-индустриальных  проектов;

6) Поддержка  макроэкономической стабильности;

7) Обеспечение  занятости;

8) Поддержка  социально-уязвимых слоев населения.

Финансирование: 2,2 трлн тенге (15% ВВП). В 2009 году дополнительно  выделено 600 млрд тенге ($4 млрд)

Для реализации принятого Правительством РК Плана  совместных действий на 2009-2010 годы разработан специальный План мероприятий, который содержал реалистичные и конструктивные меры по стабилизации экономики и финансовой системы, усилению роли государства в мобилизации всех внутренних источников финансирования социально-экономического развития страны. В общей сложности государство направило на реализацию антикризисных мер 19 млрд. долл. Основной целью экономической политики стало обеспечение занятости и активизация деловой активности.

Для финансового  обеспечения Плана были использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме $10 млрд (1,2 трлн тенге). В том числе на стабилизацию финансового сектора - $4 млрд; развитие жилищного сектора - $3 млрд; поддержку малого и среднего бизнеса - $1 млрд; развитие агро-промышленного комплекса - 1 млрд; реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов - $1 млрд. Банковский сектор. По поручению Президента РК создан Фонд стрессовых активов. Его задача заключалась в том, чтобы освободить банки от проблемных кредитов, помочь им очистить свой баланс. Все эти меры направлены на укрепление финансового состояния казахстанской банковской системы. Предоставляя поддержку отечественным банкам, политика государства направлена на сохранение ими достаточных объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора.

В финансовой сфере совокупные активы банков по состоянию на 1 августа 2009 года превысили 12 трлн тенге. Ссудный портфель банков за полугодие возрос на 10,6%. Международные резервы страны стабилизировались на уровне $42,5 млрд, и наметился их рост. Малый и средний бизнес. В условиях сокра-щения финансирования экономики со стороны отечественных финансовых институтов продолжается оказание поддержки малому и среднему бизнесу. Внедрен механизм гаран-тирования Фондом развития предпринимательства («Даму») предоставляемых малому и среднему бизнесу кредитов. Малый и средний бизнес получил 134 млрд тенге. Всего программой воспользовались 2,5 тысячи субъектов малого предпринимательства. Ими создано 4700 новых рабочих мест. Сельское хозяйство. Особое внимание уделено развитию агропромышленного комплекса, который аккумулирует около 30% от общего количества занятого населения. Инвестиции здесь, в первую очередь, направлены на поддержку существующих и развитие новых экспортно-ориентированных секторов, таких как зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодо-воовощных культур.

В рамках антикризисных мер разработана  программа микрокредитования в  сельской местности, в том числе  кредитования сель-ских предпринимателей. С целью обеспечения малого и  среднего бизнеса стабильными

заказами  им будет предоставлен доступ к го-сударственным  заказам государственных органов, холдингов и национальных компаний. В сельском хозяйстве были направлены более 63 млрд тенге. Объем валовой  продукции за январь-июль 2009 года увеличился по срав-нению с январем-июлем 2008 года на 2,8%. С 1 января 2009 года был введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение на-логовой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики. Корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижаться с 30% до 20% в 2009 году, до 17,5% - в 2010 году и до 15% - в 2011 году. Ставка налога на добавленную стоимость также снизилась с 13% до 12%. Увеличился в два раза минимальный объем оборота, необлагаемого НДС. Для предприятий малого и среднего бизнеса отменилось требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. В целом, снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям высвободить большие средства и направить их на развитие экономики. Социальная сфера. В рамках антикризисного плана выделяются средства на преодоление трудностей, возникших в сфере жилищного строительства и ипотечного кредитования. Правительство прикладывает усилия по обе-спечению населению доступной ипотеки и приемлемой цены на жилье. В целях защиты интересов вкладчиков пенсионных фондов Правительство обеспечит сохранность накоплений населения в пенсионной системе, высокий уровень прозрачности для вкладчиков накопительных пенсионных фондов, повысит их информированность и финансовую грамотность. Была принята Стратегия региональной занятости населения, на которую выделен 191 млрд тенге. В регионах реализуются свыше 5 тысяч инвестиционных проектов, создано 393 тыс. рабочих мест. Для поддержания уровня занятости будет обеспечено масштабное строительство и модернизация инфраструктуры. В целях не-допущения дефицита товаров на внутреннем рынке и роста цен на них правительство сфор-мировала стабилизационные фонды товаров первой необходимости - мясу, сухому молоку, растительному маслу, сахару и рису. Значительно усилилась работа с недрополь-зователями и сервисными компаниями по уве-личению казахстанского содержания. В целом антикризисные тенденции Казахстана шли в русле общемировых трендов - осно-вополагающей стратегией стало вхождение государства в финансовые структуры с целью их стабилизации.

В первую очередь кризис выявил несовер-шенство  отношений регуляторов и банков, а также разные взгляды бизнеса  и банков на роль государства. Если в период кредитного бума государство не вмешивалось в политику рынка, то в кризисный период государство вынуждено помогать бизнесу и банкам, которые сами не в состоянии преодолеть возникшие проблемы. Существенную роль «стабилизатора» экономики страны сыграл созданный Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», объединивший почти все государственные активы Казахстана. Фонд выступил как анти-кризисный управляющий и оператор правительственной антикризисной программы. Показательно, что с помощью ФНБ «Самрук-Казына» внедряются механизмы, которые позволяют направлять до банков, предприятий, малого и среднего бизнеса, до застройщиков финансовые потоки. Во многом именно это дает основание полагать, что разработанная стабилизационная программа не только выведет Казахстан из кризиса, но и заложит основу для устойчивого посткризисного развития. Мнения зарубежных экспертов. Эффективность принимаемых в Казахстане антикризисных мер в последнее время все чаще находит экспертное подтверждение со стороны ряда аналитических и финансовых центров мирового уровня. Эксперты из 21 страны мира назвали казахстанский антикризисный план наиболее эффективным в СНГ, благодаря чему страна имеет шансы выйти из кризиса в числе первых. Кроме этого, как подчеркивают эксперты, многие антикризисные меры Казахстана носят явный социальный характер, и граждане страны уже успели почувствовать их эффект. Казахстанский подход к «лечению» экономики характеризуется своей инновационностью. Так как наряду с экономическими мерами в государстве проведена и реформа госуправления, правительство перешло на «ручное управление» экономикой. В частности, уделено внимание развитию инфраструктуры, что ведет к развитию внутреннего инвестиционного спроса, создан Фонд стрессовых активов. Имеет значение и то, что власти страны раньше всех других государств СНГ начали подготовку к борьбе с кризисом.

Такой же позиции по этому вопросу придерживается и директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. По оценке главы МВФ, метод «ручного управления» экономикой, который задействован в Казахстане, представляет собой адекватный ответ на последствия мирового кризиса.[13]

По оценкам российских экспертов, подготовленная Казахстаном антикризисная программа -лучшая в СНГ. Как утверждают специалисты, программу отличают полнота, комплексность. а также правильная расстановка приоритетов. Сегодня же по оценкам международных экс-пертов, среди стран СНГ Казахстан лидирует по индексу эффективности антикризисной по-литики. За счет развитой банковской и финансовой системы, Казахстан оказался более подвержен последствиям мирового финансового кризиса, чем другие страны центрально-азиатского региона - Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Но виду того, что за последнее десятилетие Казахстан стал полюсом экономического роста всего центральноазиатского региона, последствия кризиса в республике отразились на экономике Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана. Первые последствия мирового финансового кризиса в Казахстане связаны с возникновением проблем с субстандартными кредитами в США. В то время в Казахстане активно развивалось строительство. И иностранные банки, боясь, что ситуация с ипотечным кризисом США повторится в Казахстане и начнется невозврат по кредитам, перестали кредитовать казахстанские банки. И т.к. основным источником финансовых ресурсов были внешние заимствования, как следствие, казахстанские банки второго уровня не только не смогли продолжать кредитовать строительный и другие сектора экономики, но и отвечать по за-рубежным обязательствам; акции казахстанских банков стали падать в цене. И вскоре сумма долга банковского сектора выросла до $40 млрд. Для погашения зарубежных долгов Казахстанские банки аннулировали все кредиты, а строительный сектор значительно сократил темпы своего роста. Т.к. сокращение возможностей отечественных банков по привлечению внешних финансовых ресурсов сказалось на сокращении кредитования внутренней экономики, в республике продолжала наблюдаться тенденция снижения ликвидно-сти банковской системы, усугубляемая значительными долгами. При этом ввиду резкого изменения цен на мировом рынке продовольственных товаров значительно усилилось инфляционное давление на экономику. Таким образом, глобальный дефицит ликвидности начал ока-зывать существенное влияние не только на банковский, но и на реальный сектор экономики.

Уязвимость  казахстанской экономики во многом обусловлена следующими факторами:

Информация о работе Влияние глобального экономического цикла 2008 года