Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:04, реферат
Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Размер государственной помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливается в зависимости от категории проекта, и не может превышать:
ü 50 % стоимости для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов;
ü 40 % для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров несырьевых отраслей;
ü 30 % для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции;
ü 20 % для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке [3, c.229].
Размер государственной помощи в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления[3, c.229].
Частный инвестор вправе выбирать наиболее предпочтительную для него форму государственной поддержки, в том числе:
ü предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе;
ü предоставление государственных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;
ü предоставление государственных гарантий для инвестиционного проекта.
Условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.
Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими международными договорами на территории России[3, c.230]. Экспорт и импорт другой продукции осуществляется предприятиями с иностранными инвестициями на общих основаниях.
В целом режим хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями такой же, как и для всех российских предприятий, хотя первые пользуются некоторыми льготами при налоговом и таможенном обложении.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.
Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, российский бизнес может стать равноправным партнером Запада.
2. Проблемы развития
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Место и роль, которую эта отрасль занимает в народном хозяйстве страны, предопределяет во многом направление политики государства в области экономики. Машиностроение, создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда - в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства. Это и является его отличительной особенностью. На долю машиностроения приходится более 1/3 товарного производства промышленности России, 2/5 промышленно-производственного персонала, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов. Машиностроение является частью всей индустрии России, и особенности внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроения схожи с ее особенностями в остальных отраслях [14, c.102].
Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности предприятий машиностроения. До падения административно-командной системы в экономике у предприятий не возникала необходимость выходить на мировой рынок, поскольку их продукция всегда находила рынки сбыта внутри страны, что обеспечивалось постоянным дефицитом, который вынуждал покупателя приобретать имеющуюся на рынке продукцию, а также органами государственной власти, обеспечивавших распределение произведенной продукции (например, Госпланом). Но в связи с крушением директивного планирования и на фоне глубокого экономического кризиса продукция машиностроительной отрасли перестала столь успешно реализовываться на внутреннем рынке. Это также связано с сокращением государственного заказа на вооружения, так как большинство предприятий отрасли находилось в составе военно-промышленного комплекса.
Реформирование российской промышленности, конверсия военного производства, снижение бюджетных расходов с 1992 года привели к кризису машиностроительного комплекса. В первой половине 90-х годов уменьшилась емкость рынков инвестиционных, потребительских товаров, вооружения и военной техники.
Масштабы спада производства в машиностроительном комплексе, по данным Роскоммаша, за годы реформ характеризуются следующими показателями: в 1992 году объем производства снизился на 11,7 %; в 1993 - на 14,9 %; в 1994 - на 42,4 %; в 1995 - на 4,4 % [8, c.44]. По некоторым видам продукции объемы производства упали намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования у потребителя и сохранение стабильного уровня производства у производителя. Возник критический дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства.
Россия, занимавшая в конце 80-х годов пятое место (после Японии, Германии, США, Италии) по производству металлообрабатывающего оборудования резко сдала свои позиции.
Положение в машиностроительном комплексе также усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций.
Также еще одним кризисным явлением в машиностроении России является свертывание инвестиций. Это является одной из самых негативных тенденций. Начиная с 1991 года, капитальные вложения не покрывают выбытие и износ основных фондов, происходит разрушение мощностей. Нарастает качественная деградация производственного аппарата, из-за чего конкурентоспособность продукции падает.
Все эти факторы привели к особо нежелательным для предприятий последствиям, таким, как резкому спаду производства, сокращению платежеспособности и росту задолженностей предприятий, массовому банкротству.
В целях дальнейшего выживания российские машиностроительные предприятия стали пытаться выходить на внешние рынки и активно заниматься внешнеэкономической деятельностью, в том числе и привлечением иностранных инвестиций. Но и здесь у них возникли определенные проблемы, о которых речь пойдет ниже.
2.1. Современное состояние
В целом, ситуацию в области внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий в настоящее время можно охарактеризовать как сложную. И это связано, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, неконкурентоспособностью продукции, недостаточностью средств.
Состояние внешнеэкономической деятельности российских машиностроительных предприятий начнем характеризовать с экспорта и импорта продукции, данные о котором приведены в следующих таблицах.
Таблица 2.1.
Российский экспорт машиностроительной продукции (в млн. долл.)[1,c.60].
Машины, оборудование и транспортные средства в том числе: в дальнее зарубежье в ближнее зарубежье |
1997 |
Справочно к 1996 |
Сумма |
Сумма | |
8548,6
5598,7 2949,9 |
8232,4
5590,2 2642,2 |
Таблица 2.2.
Российский импорт машиностроительной продукции (в млн. долл.) [1,c.60].
Машины, оборудование и транспортные средства в том числе: из дальнего зарубежья из ближнего зарубежья |
1997 |
Справочно к 1996 |
Сумма |
Сумма | |
18446,7
14966,1 3450,6 |
14634,6
11772,2 2862,4 |
Как видно из вышеприведенных таблиц, общая сумма экспорта в 1997 году по отношению к 1996 составила 103,8 %, а импорта - 126,0 %. Сальдо внешнеторгового обмена по машинам, оборудованию и транспортным средствам (в млн. долл.) в 1996 году составило –6402,2, а в 1997 году -9898,1.
Таким образом, из приведенных данных можно сделать следующие выводы.
Во-первых, по экспортно-импортным поставкам машин и оборудования Россия имеет отрицательное и растущее сальдо, то есть является чистым импортером продукции машиностроения. Доля изделий машиностроения в общем импорте достигает одной трети, что является очень большой величиной, и при этом около 81% импортируется из стран дальнего зарубежья [9, c.19].
Высокая доля импорта машин и оборудования из бывших союзных республик объясняется желанием скорее обновить мощности промышленного комплекса. Но в перспективе здесь таится серьезная опасность. Если такая тенденция сохранится, машиностроительные предприятия придут в упадок, лишившись заказов российских предприятий, тогда как отечественные заводы, оснащенные западным технологическим оборудованием, попадут в зависимость от поставок комплектующих и запасных частей.
Во-вторых, доля машинотехнической продукции в общем экспорте страны составляет около 6 %, а по другим данным намного меньше, что не характерно для индустриальных стран мира [9, c.19].
В последнее время уменьшилась доля стран СНГ в российском машиностроительном экспорте и импорте, что служит причиной разрыва кооперационных связей между предприятиями, которые в недавнем прошлом являлись единым машиностроительным комплексом.
Также одной из существенных проблем является то, что в общем экспорте машиностроительных предприятий низка доля наукоемкой продукции. А в общем экспорте России она составляет всего лишь 1 % [8, c.45].
Продукция российского машиностроения в большинстве случаев выхода предприятий на внешние рынки не может выдержать конкуренцию западных аналогов. Низкая конкурентоспособность является основной причиной наблюдающейся тенденции к утрате отечественными предприятиями части внутренних и внешних товарных рынков. Это непременно может привести к значительному снижению экономического потенциала страны.
Но причина такого положения дел в области внешнеэкономической деятельности предприятий кроется не только в неспособности российского машиностроения эффективно войти в мировое хозяйство. Этому также препятствуют западные монополии.
Российские предприятия не пускают на рынки высокотехнологичных товаров со своей продукцией, увеличивают барьеры входа на рынки. Россию допускают фактически только к торговле сырьем и энергоносителями. И в то же время, при нынешней открытости российской экономики Запад получил практически безграничный доступ на российские рынки и к передовым отечественным технологиям.
На данном этапе в машиностроительном комплексе сложилась крайне сложная ситуация. Машиностроение стоит на грани утраты его технологического потенциала. Чтобы уйти от этой грани, необходимо осуществить широкий комплекс внутригосударственных мер. Их эффект будет больше, а затраты на его достижение меньше, если удастся вовлечь наши предприятия в мирохозяйственный процесс промышленного сотрудничества и прежде всего научно-производственной кооперации.
Возрождение машиностроения, завоевание и укрепление позиций на мировых рынках зависят от ряда факторов. Основными из них являются:
ü наличие инвестиционных ресурсов, достаточных для модернизации производственной базы, сооружения новых объектов;
ü наличие развитого научно-технического потенциала, способного осваивать новейшие технологии;
ü эффективное взаимодействие российских предприятий и их зарубежных партнеров на кооперационной основе;
ü достаточность государственной поддержки машиностроительной отрасли.
Как известно, собственных инвестиционных ресурсов в нашей стране недостаточно для возрождения промышленности, качественной ее перестройки, обеспечившей бы выход на внешние рынки. Иностранные инвесторы тоже не спешат вкладывать средства в наше машиностроение. Это прежде всего связано с экономической и политической нестабильностью в стране, а также с отсутствием так называемой «инвестиционной привлекательности» у большинства предприятий отрасли. Устарело оборудование и научно-техническая база наших заводов. Иностранных инвесторов отталкивает и то, что большинство машиностроительных предприятий, построенных в период господства административно-командной системы, имеют огромные размеры и связанные с ними инвестиционные проекты требуют очень значительных средств.
Инвестиционные ограничения являются ныне решающими для машиностроения. По некоторым оценкам, спад капитальных вложений в эту отрасль в несколько раз превысил предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и создания перспективных научных заделов (этот предел оценивается в 16-30 %).
Нужно сказать, что большинство российских машиностроительных предприятий не обладает достаточным научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом для выхода на мировой рынок. Исключениями являются лишь отрасли с высокими технологиями, например, авиакосмическая. В других же отраслях он недостаточен, в результате чего многие российские предприятия были вытеснены с отечественного рынка иностранными фирмами.
В улучшении положения дел в области науки, техники и технологии производства многое зависит от достижений отечественной науки, которая финансируется крайне недостаточно в последнее время, от достижений в сфере НИОКР, а также от развития международного научно-технического сотрудничества (МНТС), научно-производственной кооперации России с зарубежными партнерами. На развитие МНТС выделяется лишь одна сотая средств, ассигнуемых на науку в целом.