9,18,27,36,45,49,53
Задачи 3,6
9. Какие общие положения
о сделках имеются в
законодательстве различных государств
и в международных соглашениях по вопросу
о праве, подлежащем применению к форме
и содержанию сделок?
Исходным принципом российского
законодательства при определении
права, подлежащего применению к
правам и обязанностям сторон по внешнеэкономической
сделке, является принцип автономии
воли сторон. Принцип автономии воли закреплен
и в международных договорах. Согласно
ст. 5 Конвенция УНИДРУА о международном
финансовом лизинге1 применение настоящей Конвенции
может быть исключено только в случае,
если каждая из сторон договора поставки
и каждая из сторон договора лизинга даст
на это согласие. Если применение настоящей
Конвенции не исключено, стороны могут
в своих взаимных отношениях отступать
от тех или иных ее положений или вносить
изменения в возможные их последствия,
кроме положений, предусмотренных п. 3
ст. 8, подп. "б" п. 3 и п. 4 ст. 13 Конвенции.
Статья 6 Конвенции ООН о договорах
международной купли-продажи товаров
(Вена, 11 апреля 1980 г.) 2 дает возможность сторонам
исключить применение настоящей Конвенции
либо, при условии соблюдения ст. 12, отступить
от любого из ее положений или изменить
его действие. В том случае, если стороны
в договоре определили в качестве применимого
право государства, входящее в противоречие
с Венской конвенцией ООН о договорах
международной купли-продажи, то приоритет
имеют нормы Конвенции, а в части вопросов,
ею не урегулированных, применению подлежит
выбранное право государства3.
Этот принцип предусмотрен
и в соглашениях, заключенных
между странами СНГ: в Киевском соглашении
1992 г. (ст. 11), в Минской конвенции
1993 г. (ст. 41), в Кишиневской конвенции
2002 г. (ст. 44), а также в двусторонних
соглашениях о правовой помощи.
Большинство стран допускают
применение принципа автономии воли
внутренним законодательством, в частности
Австрия, Азербайджан, Венгрия, Вьетнам,
Венесуэла, Грузия, КНР, Польша, Турция,
Швейцария, ФРГ, Эстония и др.
В п. 4 ст. 1210 ГК РФ предусматривается
возможность применения норм разных правовых
систем к разным элементам договора. При
возникновении противоречия в таких ситуациях
необходимо руководствоваться коллизионными
нормами. Так, стороны во внешнеэкономическом
контракте в качестве применимого права
в общей форме указали на законодательство
нескольких государств - в дополнительном
соглашении к договору стороны установили,
что споры по настоящему договору разрешаются
в порядке, установленном действующим
законодательством Республики Беларусь
и законодательством ответчика. В качестве
органа, разрешающего спор, избран российский
арбитражный суд.
В п. 5 комментируемой статьи
закреплено положение о безусловном
применении императивных норм страны,
с которой договор реально
связан, что является исключением
из принципа автономии воли сторон.
Такое исключение действует,
если:
- стороны выбрали применимое
к договору право;
- такой выбор сделан
в момент заключения договора
или после;
- совокупность обстоятельств
дела, существовавших в момент
выбора права, свидетельствовала
о связи договора только с
одной страной. К таким обстоятельствам
могут быть отнесены, например, связь
договора с недвижимым имуществом,
по поводу которого заключен
договор, нахождение предприятий
сторон и места исполнения
договора в этой стране и
т.п.;
- такая связь является
реальной, а не только формальной;
- стороны в договоре
избрали право не той страны,
с которой договор реально
связан;
- право страны, с которой
договор реально связан, содержит
императивные нормы, регулирующие
права и обязанности сторон
по договору. Согласно п. 1 ст. 422 ГК
РФ императивные нормы - это
обязательные для сторон правила,
установленные законом и иными
правовыми актами. При этом необходимо
учитывать, что согласно ч. 4 ст.
15 Конституции РФ, а также п. 1 ст.
7 ГК РФ общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры РФ
являются составной частью правовой
системы РФ и также могут
содержать императивные нормы.
Согласно ст. 1192 ГК РФ правила
настоящего раздела не затрагивают
действие тех императивных норм
законодательства РФ, которые вследствие
указания в самих императивных
нормах или ввиду их особого
значения, в том числе для обеспечения
прав и охраняемых законом
интересов участников гражданского
оборота, регулируют соответствующие
отношения независимо от подлежащего
применению права. При применении
права какой-либо страны согласно
правилам настоящего раздела суд может
принять во внимание императивные нормы
права другой страны, имеющей тесную связь
с отношением, если согласно праву этой
страны такие нормы должны регулировать
соответствующие отношения независимо
от подлежащего применению права. При
этом суд должен учитывать назначение
и характер таких норм, а также последствия
их применения или неприменения. Последние
называют в международном частном праве
сверхимперативными нормами;
- избранное в договоре
право страны затрагивает действие
императивных норм права страны,
с которой договор реально
связан. Законодатель использует
термин "затрагивает", что еще
более убедительно свидетельствует
о необходимости применения императивных
норм, а не избранного сторонами
права.
В том случае, если в договор
включены условия, противоречащие императивным
нормам, такие условия не подлежат
применению и являются ничтожными.
В части диспозитивных норм приоритет
будет иметь принцип автономии
воли.
18. Определите органы
государственной власти Российской
Федерации, в компетенцию которых
входит регулирование внешнеэкономической
деятельности. Какие из этих
органов вправе принимать нормативные
акты, обязательные для исполнения
участниками ВЭД.
В Российской Федерации существует
целый ряд органов, регулирующий
ВЭД, среди них:
- Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство экономического
развития Российской Федерации (Минэкономразвития
России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере анализа
и прогнозирования социально-экономического
развития, развития предпринимательской
деятельности, в том числе среднего
и малого бизнеса, внешнеэкономической
деятельности (за исключением внешней
торговли), имущественных отношений, несостоятельности
(банкротства) и финансового оздоровления
организаций, оценочной деятельности,
земельных отношений (за исключением земель
сельскохозяйственного назначения), государственного
кадастра недвижимости, осуществления
государственного кадастрового учета
и кадастровой деятельности, государственной
кадастровой оценки земель, государственного
мониторинга земель (за исключением земель
сельскохозяйственного назначения), государственной
регистрации прав на недвижимое имущество,
геодезии и картографии, государственной
статистической деятельности, инвестиционной
деятельности и государственных инвестиций,
формирования межгосударственных и федеральных
целевых программ (долгосрочных целевых
программ), ведомственных целевых программ,
разработки и реализации программ социально-экономического
развития Российской Федерации, создания
и функционирования особых экономических
зон на территории Российской Федерации,
управления государственным материальным
резервом, размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд. Министерство экономического развития
Российской Федерации является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим регулирование оценочной
деятельности.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Министерство промышленности
и торговли Российской Федерации (Минпромторг
России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим:
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере промышленного и оборонно-промышленного
комплексов, а также в области развития
авиационной техники, технического регулирования
и обеспечения единства измерений, науки
и техники в интересах обороны и безопасности
государства, внешней и внутренней торговли;
функции по оказанию государственных
услуг, управлению государственным имуществом
в сфере машиностроения, металлургической,
химической, фармацевтической, биотехнологической,
медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной
и деревообрабатывающей, электронной,
авиационной и судостроительной промышленности,
промышленности средств связи, радиопромышленности,
промышленности боеприпасов и специальной
химии, химического разоружения, промышленности
обычных вооружений; функции по поддержке
экспорта промышленной продукции, обеспечения
доступа на рынки товаров и услуг, выставочной
и ярмарочной деятельности, по проведению
расследований, предшествующих введению
специальных защитных, антидемпинговых
или компенсационных мер при импорте товаров,
по применению мер нетарифного регулирования,
а также функции уполномоченного федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
государственное регулирование внешнеторговой
деятельности, за исключением вопросов
таможенно-тарифного регулирования и
вопросов, связанных с присоединением
Российской Федерации к Всемирной торговой
организации; функции федерального органа
по техническому регулированию. Министерство
промышленности и торговли Российской
Федерации является уполномоченным (национальным)
органом Российской Федерации по выполнению
Конвенции о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и его уничтожении и Конвенции
о запрещении разработки, производства,
накопления запасов бактериологического
(биологического) и токсинного оружия
и об их уничтожении.
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство финансов
Российской Федерации (Минфин России)
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере бюджетной, налоговой, страховой,
валютной, банковской деятельности, государственного
долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности,
производства, переработки и обращения
драгоценных металлов и драгоценных
камней, таможенных платежей, определения
таможенной стоимости товаров и
транспортных средств, инвестирования
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии, организации и
проведения лотерей, азартных игр и пари,
производства и оборота защищенной полиграфической
продукции, финансового обеспечения государственной
службы, противодействия легализации
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма.
Федеральная таможенная служба
Федеральная таможенная
служба является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
в соответствии с законодательством
Российской Федерации функции по
контролю и надзору в области
таможенного дела, а также функции
агента валютного контроля и специальные
функции по борьбе с контрабандой,
иными преступлениями и административными
правонарушениями.
На ФТС возложены
следующие основные функции:
- ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)
- выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела
- определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля
- классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств
- правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела
- некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности
Особо выделяется
функция взимания таможенных платежей —
таможенных пошлин и таможенных сборов.
Наряду с внутренними налогами и доходами
от управления государственным имуществом
таможенные платежи являются одним из
основных видов доходов федерального
бюджета.
Центральный
банк Российской Федерации (ЦБ РФ)
Центральный банк
РФ (Банк России) – главный банк
страны, находится в ее собственности.
Он независим от распорядительных и исполнительных
органов государственной власти и в своей
деятельности руководствуется Законом
о Центральном банке и другими законодательными
актами. Основные задачи Банка России:
• регулирование денежного
обращения;
• обеспечение устойчивости
рубля, единой федеральной денежно-кредитной
политики;
• организация расчетов и кассового
обслуживания;