Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:21, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является внешняя торговля России.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеторговой деятельности для России.
Для достижения этой цели сформулированы и решены следующие задачи:
-определены методологические аспекты внешней торговли;
-изучены основные методы регулирования внешнеторговой деятельности России;
-рассмотрены проблемы и перспективы развития внешней торговли РФ;
-проанализированы динамика внешнеторгового оборота, а также структура экспорта и импорта РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Фискальная функция проявляется обычно в установлении высокого уровня ставок импортных тарифов на ограниченную номенклатуру товаров. Ей присущ временный характер, как и корректировочной функции, с помощью которой достигается не столько сопоставимость импортных и внутренних цен, сколько сокращение импортных потоков и изъятие доходов в пользу бюджета.
Согласно
Закону РФ «О таможенном тарифе» от
21 мая 1993 г. в России предусмотрено
применение трех видов таможенных пошлин:
адвалорные, специфические и
Адвалорные начисляются по отношению к стоимости единицы экспортного товара и фиксируются в таможенном тарифе в процентах.
Специфические пошлины устанавливаются в евро по отношению к физическому объему или весу единицы груза.
Комбинированные предполагают одновременное использование выше названных пошлин по решению таможенных органов.
В целях оперативного регулирования используются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает 6 месяцев.
Для обеспечения защиты экономических интересов России к ввозимым товарам применяются особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), процедура установления которых связана с предварительными рассмотрениями.
Система импортных пошлин включает три уровня: сырье, материалы и комплектующие изделия, полуфабрикаты и готовые изделия. Импортными пошлинами облагается весь поток продуктов питания в Россию, ставки для которых достаточно высоки, особенно по продуктам высокой степени переработки (до 30%), а также по товарам массового потребления(одежда, меховые и кожаные изделия – 35%). По промышленному сырью, машинам и оборудованию пошлины равны – 5-10%. Размер ставок имеет определенную дифференциацию в зависимости от социальной значимости товаров, степени их обработки или видов технологического оборудования. [11, c.357]
Самые
низкие пошлины приходятся на сырье
– 0,5% их таможенной стоимости, на полуфабрикаты
– от 5 до 10% и на торговую продукцию
установлены максимальные ставки в
30%. Отдельные виды импортных товаров
полностью освобождаются от таможенного
обложения – часть
Сдерживание импорта в Россию, прежде всего коммерческого, начиная с 1993 г. обеспечивается с помощью не только таможенных тарифов, но и с помощью налогообложения.
Первоначально
налогообложение было представлено
такими его элементами, как налог
на добавленную стоимость и
НДС взимается на каждом этапе перехода права собственности к другому покупателю в процессе создания и реализации конечной продукции, всякий раз отчисления идут в государственный бюджет.
Акциз включается в цену особого вида товаров (бензин, табак, спиртные напитки), которая не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств, а является инструментом пополнения государственного бюджета за счет массового покупателя в условиях, когда производитель неплатежеспособен и не может платить налог на прибыль.
Налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20% облагаются ввозимые на территорию России товары, за исключением тех, которые освобождаются от уплаты данного налога в соответствии с Законом об НДС.
Кроме импорта НДС облагаются экспортируемые услуги и работы, оказываемые за пределами территории государств – членов СНГ плательщиками данного налога, зарегистрированными на территории России, в соответствии с договорами, заключенными с зарубежными юридическими и физическими лицами.
Акцизами
облагаются импортные товары, перечень
которых устанавливается в
Нетарифные
методы включают широкий круг инструментов
современной экономической и
торговой политики государств, некоторые
из них непосредственно не связаны
с внешнеэкономическим
К
числу наиболее распространенных инструментов
прямого регулирования импорта (а
иногда и экспорта) относят лицензии
и квоты. Практически все промышленно
развитые страны применяют эти нетарифные
методы. Лицензионная система предполагает,
что государство через
Лицензирование
внешнеторговых операций тесно взаимодействует
с количественными
1.4. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России
Имея
почти 150-миллионное население, обладая
значительными энергетическими
ресурсами, достаточно высококвалифицированными
трудовыми ресурсами при
Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.
Перспективы
развития внешней торговли России в
значительной степени зависят от
реализации конкурентных преимуществ
ее промышленного комплекса. К ним
помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно
высокий уровень
Однако
использование этих преимуществ
сдерживается рядом причин. Это неразвитость
финансовой и организационной
Россия отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1%.
Необходимо
также сказать о потерях, связанных
с тем, что Россия до сих пор
не может вступить в ВТО. Последствия
присоединения России к ВТО могут
коснуться не только внешнеэкономической
и торговой сфер; они отразятся
на дальнейшем развитии всех отраслей
промышленности и экономики в
целом. Для разных отраслей и видов
деятельности они будут разными.
Некоторые отрасли, способные успешно
развиваться без
К основным ожидаемым позитивным последствиям присоединения России к ВТО можно отнести следующие:
-развитие конкурентной среды и совершенствование законодательных основ хозяйствования на российском рынке, приведение российского законодательства в соответствие с мировой практикой и положениями ВТО;
-доступ
к международному механизму
-участие
в выработке правил
-получение лучших, в сравнении с существующими, условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
-активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности;
-улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли (что может привести к росту инвестиционной привлекательности страны и привлечет дополнительные инвестиции);
-приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.
Таким образом, с учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По
мере развития отечественного сельского
хозяйства и легкой промышленности,
очевидно, в российском импорте будет
сокращаться доля потребительских
товаров, и увеличиваться доля инвестиционных
товаров – машин и оборудования.
Глава 2. Внешняя торговля России: структура и динамика
Рис. 2.1
1
– топливно-энергетические
Согласно Рис.2.1, составленному на основании данных таможенной статистики, основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья продолжают оставаться топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в январе-июле 2009 г. составил 69,1% (в январе-июле 2008 – 73,4%). В январе-июле 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. стоимостный объем топливно-энергетических товаров сократился на 49,8%.
Стоимостный объем металлов и изделий из них в январе-июле 2009 г. по сравнению с январем-июлем 2008 г. снизился на 19,4%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 19,8%, зато объем поставок меди увеличился в 2,7 раза, а никеля снизился на 4,8%.
В товарной структуре экспорта доля продукции химической промышленности в январе-июле 2009 г. составила 6,1%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимостный объем этой продукции сократился на 40,9%.
Доля лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-июле 2009 г. составила 2,9%. По сравнению с январем-июлем 2008 г. снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов на 45,6%, пиломатериалов – на 7,4%, фанеры – на 6,2%, целлюлозы – на 25,5%.
Доля экспорта машин и оборудования в январе-июле 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. возросла на 50%. Стоимостный объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) увеличился на 9,3%;вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 20,7%, механического оборудования – на 12,3%.