Внешнеэкономическая деятельность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является внешняя торговля России.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеторговой деятельности для России.

Для достижения этой цели сформулированы и решены следующие задачи:

-определены методологические аспекты внешней торговли;

-изучены основные методы регулирования внешнеторговой деятельности России;

-рассмотрены проблемы и перспективы развития внешней торговли РФ;

-проанализированы динамика внешнеторгового оборота, а также структура экспорта и импорта РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Вложенные файлы: 1 файл

А-ГОТОВО.docx

— 63.79 Кб (Скачать файл)

       Фискальная  функция проявляется обычно в  установлении высокого уровня ставок импортных тарифов на ограниченную номенклатуру товаров. Ей присущ временный  характер, как и корректировочной функции, с помощью которой достигается  не столько сопоставимость импортных  и внутренних цен, сколько сокращение импортных потоков и изъятие  доходов в пользу бюджета.

       Согласно  Закону РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. в России предусмотрено  применение трех видов таможенных пошлин: адвалорные, специфические и комбинированные.

       Адвалорные  начисляются по отношению к стоимости  единицы экспортного товара и  фиксируются в таможенном тарифе в процентах.

       Специфические пошлины устанавливаются в евро по отношению к физическому объему или весу единицы груза.

       Комбинированные предполагают одновременное использование  выше названных пошлин по решению  таможенных органов.

       В целях оперативного регулирования  используются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает 6 месяцев.

       Для обеспечения защиты экономических  интересов России к ввозимым товарам  применяются особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), процедура установления которых связана с предварительными рассмотрениями.

       Система импортных пошлин включает три уровня: сырье, материалы и комплектующие  изделия, полуфабрикаты и готовые  изделия. Импортными пошлинами облагается весь поток продуктов питания  в Россию, ставки для которых достаточно высоки, особенно по продуктам высокой  степени переработки (до 30%), а также по товарам массового потребления(одежда, меховые и кожаные изделия – 35%). По  промышленному сырью, машинам и оборудованию пошлины равны – 5-10%. Размер ставок имеет определенную дифференциацию в зависимости от социальной значимости товаров, степени их обработки или видов технологического оборудования. [11, c.357]

       Самые низкие пошлины приходятся на сырье  – 0,5% их таможенной стоимости, на полуфабрикаты  – от 5 до 10% и на торговую продукцию  установлены максимальные ставки в 30%. Отдельные виды импортных товаров  полностью освобождаются от таможенного  обложения – часть лекарственных  препаратов, медицинское оборудование и мебель, детское питание и  машины для инвалидов.[11, c.357]

       Сдерживание импорта в Россию, прежде всего  коммерческого, начиная с 1993 г. обеспечивается с помощью не только таможенных тарифов, но и с помощью налогообложения.

       Первоначально налогообложение было представлено такими его элементами, как налог  на добавленную стоимость и акцизы, а затем дополнено специальным  налогом на импорт, который имел недолговременный характер и к началу 1996 г. был отменен.

       НДС взимается на каждом этапе перехода права собственности к другому  покупателю в процессе создания и  реализации конечной продукции, всякий раз отчисления идут в государственный  бюджет.

       Акциз включается в цену особого вида товаров (бензин, табак, спиртные напитки), которая  не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств, а является инструментом пополнения государственного бюджета за счет массового покупателя в условиях, когда производитель  неплатежеспособен и не может  платить налог на прибыль.

       Налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20% облагаются ввозимые на территорию России товары, за исключением  тех, которые освобождаются от уплаты данного налога в соответствии с  Законом об НДС.

       Кроме импорта НДС облагаются экспортируемые услуги и работы, оказываемые за пределами территории государств –  членов СНГ плательщиками данного  налога, зарегистрированными на территории России, в соответствии с договорами, заключенными с зарубежными юридическими и физическими лицами.

       Акцизами  облагаются импортные товары, перечень которых устанавливается в законодательном  порядке. В настоящее время перечень насчитывает более сорока позиций: спиртосодержащие напитки, пиво, одежда, ювелирные изделия, автомобили, яхты и другие. 

       Нетарифные  методы включают широкий круг инструментов современной экономической и  торговой политики государств, некоторые  из них непосредственно не связаны  с внешнеэкономическим регулированием, но оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида:

  1. Методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид -самый многочисленный и охватывает более половины всех.
  2. Методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.
  3. Методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

       К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а  иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно  развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России – Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами.

       Лицензирование  внешнеторговых операций тесно взаимодействует  с количественными ограничениями  – квотами   на     импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном  или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты  глобальные, действующие в отношении  отдельных стран, сезонные и так  называемые «добровольные» ограничения  экспорта.  

       1.4. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России

       Имея  почти 150-миллионное население, обладая  значительными энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг  и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической  сфере весьма скромна.

       Структура российской внешней торговли и ранее  была не характерной для развитой страны. В настоящее время это  в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.

       Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и  технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с  ВПК.

       Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур  внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной  поддержки экспорта; трудности адаптации  к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных  в оборонном комплексе и предназначенных  для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность  производства и чрезвычайно высокая  доля материальных затрат даже в передовых  секторах промышленности. 

       Россия  отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах  Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1%.

       Необходимо  также сказать о потерях, связанных  с тем, что Россия до сих пор  не может вступить в ВТО. Последствия  присоединения России к ВТО могут  коснуться не только внешнеэкономической  и торговой сфер; они отразятся  на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в  целом. Для разных отраслей и видов  деятельности они будут разными. Некоторые отрасли, способные успешно  развиваться без государственной  поддержки и защиты внутреннего  рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок.

       К основным ожидаемым позитивным последствиям присоединения России к ВТО можно  отнести следующие:

       -развитие конкурентной среды и совершенствование законодательных основ хозяйствования на российском рынке, приведение российского законодательства в соответствие с мировой практикой и положениями ВТО;

       -доступ  к международному механизму разрешения  торговых споров;

       -участие  в выработке правил международной  торговли с учетом своих национальных  интересов; 

       -получение лучших, в сравнении с существующими, условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

       -активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности;

       -улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли (что может привести к росту инвестиционной привлекательности страны и привлечет дополнительные инвестиции);

       -приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

       Таким образом, с учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

       Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что  тесно связано с конверсией и  коммерциализацией предприятий  оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

       По  мере развития отечественного сельского  хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет  сокращаться доля потребительских  товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров – машин и оборудования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Внешняя торговля России: структура  и динамика

    1. Товарная структура экспорта и импорта РФ

Рис. 2.1

       1 – топливно-энергетические товары; 2 – металлы и изделия из  них; 3 – химическая промышленность; 4 – лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия; 5 – машины и оборудование; 6 – продовольственные товары. 

     Согласно  Рис.2.1, составленному на основании  данных таможенной статистики, основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья продолжают оставаться топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в январе-июле 2009 г. составил 69,1% (в январе-июле 2008 – 73,4%). В январе-июле 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. стоимостный объем топливно-энергетических товаров сократился на 49,8%. 

       Стоимостный объем металлов и изделий из них  в январе-июле 2009 г. по сравнению  с январем-июлем 2008 г. снизился на 19,4%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились  на 19,8%, зато объем поставок меди увеличился в 2,7 раза, а никеля снизился на 4,8%.

       В товарной структуре экспорта доля продукции  химической промышленности в январе-июле 2009 г. составила 6,1%. По сравнению с  аналогичным периодом прошлого года стоимостный объем этой продукции  сократился на 40,9%.

       Доля  лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-июле 2009 г. составила 2,9%. По сравнению с январем-июлем 2008 г. снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов на 45,6%, пиломатериалов – на 7,4%, фанеры –  на 6,2%, целлюлозы – на 25,5%.

       Доля  экспорта машин и оборудования в  январе-июле 2009 г. по сравнению с  тем же периодом 2008 г. возросла на 50%. Стоимостный объем поставок средств  наземного транспорта (кроме железнодорожного) увеличился на 9,3%;вместе с тем сократились  поставки электрооборудования –  на 20,7%, механического оборудования – на 12,3%.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность России