Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:03, курсовая работа
Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия .…….……………………………………………………………..……
1.1. Сущность ВЭД………………………………………...………………………..
1.2. Методы организации ВЭД………………………………………...………….
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»………………………………………………………………
2.1. Тенденции развития машиностроительной отрасли………………………..
2.2. Организационная характеристика ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»…………………………………………………………………….
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»…………………………………………………………….……….
3.1. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности на примере «Боровичский завод «Полимермаш»………………….………………………….
Заключение…………………………….…………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Создание такой разветвлённой структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако, количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»
2.1. Тенденции развития машиностроительной отрасли
Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Его развитие характеризует уровень, как научно-технического потенциала страны, так и обеспечения ее безопасности. На сегодняшний день ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» является крупнейшим в России производителем переносных прессов для стыковки конвейерных лент способом горячей вулканизации. Более 35 лет предприятие производит различные модели прессов, предназначенные для стыковки и ремонта всех типов конвейерных лент (в том числе теплостойких) непосредственно на конвейерах шириной до 2000 мм. На предприятии постоянно проводятся работы по совершенствованию серийной продукции на основе постоянного наблюдения за работой находящихся в эксплуатации прессов, оказывается техническая помощь потребителям в поставке запасных частей, в ремонте деталей и узлов прессов нашего изготовления, по заявкам потребителей проводятся пусконаладочные работы. При этом обобщенный опыт эксплуатации используется при модернизации конструкции и создании новых видов оборудования этого класса (23, с. 30). В мае 2002 года завод выиграл тендер Минэнерго Российской Федерации на поставку в 2002 году пожаробезопасных позисторных вулканизаторов на предприятия угольной промышленности. С октября 2000 года конструкторы завода ведут работу по модификации и созданию шахтного взрывобезопасного пресса ПСШ-2, который в отличие от пресса ПСШ-1 имеет нагревательные плиты с омическими нихромовыми нагревателями и автоматически поддерживаемой регулируемой температурой вулканизации от 125 до 175°C. Подобные плиты используются на прессах серии ПС с начала восьмидесятых годов и, по отзывам практиков, зарекомендовали себя надёжными и долговечными, удобными и простыми в эксплуатации. Конструкция нагревательного элемента защищена авторским свидетельством. Одной из новых перспектив развития предприятия является освоение производства деревообрабатывающих станков. Дополнительным видом деятельности, также новым для предприятия, является изготовление мебельной фурнитуры.
2.2 Организационная характеристика ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»
Открытое акционерное общество «Боровичский завод «Полимермаш» расположено на одной промплощадке на западной окраине г. Боровичей. С востока территория завода граничит с промплощадкой ООО «Завод силикатного кирпича», с севера и северо-запада – дачными участками, с юга – сельскохозяйственными угодьями. Ближайшие жилые дома расположены в 250 м юго-западнее границы промплощадки. Адрес предприятия: 174411, г. Боровичи, ул. Окуловская, 12. Предприятие основано в 1970 г. В 1993 г. государственное предприятие «Боровичский завод «Полимермаш» преобразовано в открытое акционерное общество. Первым руководителем предприятия был Е. Н. Баранович. В 1990 г. его сменил А. Н. Васильев. В 1994-1995 гг. из состава ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» выделилось ООО «Полиметаллизделие», в 1997 г. – ООО «Полимер», в 2005 г. – ООО «Полимер-ресурс». В 2005 г. был присоединён «Боровичский завод деревообрабатывающих станков». Предприятие имеет два основных направления деятельности: одно – это изготовление переносных вулканизационных прессов и инструментов для стыковки и ремонта конвейерных лент. В это направление входят и кабельные вулканизаторы. Другое направление – изготовление пресс-форм различной степени сложности для резинотехнических изделий и обувной промышленности. Сегодня ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» – основной производитель и поставщик переносных вулканизационных прессов для различных отраслей промышленности. Оборудование этого предприятия работает не только на горно-металлургических и угольных предприятиях России и других стран СНГ, но и на конвейерах в Африке, Монголии, Вьетнаме и ещё многих стран мира. Можно привести в качестве примера самых стабильных партнеров. Это такие предприятия, как АО «Мечел», РУП «ПО «Беларуськалий», ЗАО «Северсталь», ОАО «Сильвинит», а также такие угледобывающие предприятия Кузбасса, как ОАО «Кузбассуголь», ОАО «Южкузбассуголь», ОАО «Шахта Заречная». ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» – универсальное машиностроительное предприятие с неполным циклом (отсутствует литейное и горячештамповочное производство). Основной вид сырья – металл (чугунное литье). Поставщики сырья: предприятия г. Москвы, г. Иваново, г. Гусь-Хрустальный, а также г. Самары, г. Санкт-Петербурга и другие. В связи с тем, что в России очень много предприятий, реализующих этот вид сырья, у завода нет трудностей со снабжением. Предприятие планирует освоить новые рынки сбыта (предприятия Казахстана, Монголии и Эстонии). Примером того, что предприятие успешно ведёт работу в данном направлении, может служить то, что на предприятиях Казахстана (Жайремский ГОК) уже работают кабельные вулканизаторы общепромышленного исполнения. Завод приступил к серийному выпуску шахтных вулканизаторов в третьем квартале 2002 года. Продукция предприятия по ОКП (код 362430) – прессы и агрегаты вулканизационные. Код по ОКПО – 00218578. Виды деятельности по ОКВЭД: - 29.56.2 – производство разных машин специального назначения и их составных частей; - 51.65.6 – оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения; - 51.70 – прочая оптовая торговля; - 52.63 – прочая розничная торговля вне магазинов; - 63.40 – организация перевозок грузов; - 74.13.1 – исследование конъюнктуры рынка; - 74.40 – рекламная деятельность; - 55.51 – деятельность столовых при предприятиях и учреждениях; - 70.20.2 – сдача внаём собственного нежилого недвижимого имущества. Отрасли по ОКОНХ: - 14182 (полимерное машиностроение); - 71100 (оптовая торговля); - 71200 (розничная торговля). Целью деятельности ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» является извлечение прибыли. ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» осуществляет следующие виды деятельности: - производство разных машин специального назначения и их составных частей; - оказание платных услуг физическим и юридическим лицам; - деятельность столовых при предприятиях и учреждениях; - транспортные, экспедиторские, сервисные и автосервисные услуги; - рекламная деятельность; - оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения; - прочая оптовая торговля; - прочая розничная торговля вне магазинов; - организация перевозок грузов; - сдача в аренду производственных помещений, оборудования и иного имущества; - получение, анализ, обработка и распространение коммерческой, научно-технической и другой информации, изучение спроса и предложения на отдельные виды продукции; - исследование конъюнктуры рынка. На данный момент времени объединение «Полимермаш» представляет собой объединение четырёх предприятий .Все входящие в состав объединения «Полимермаш» предприятия выпускают свои виды продукции, так ООО «Полимер» выпускает пресс-формы, ООО «Боровичский завод деревообрабатывающих станков» – деревообрабатывающее оборудование, ООО «Полиметаллизделие» занимается производством мебельной фурнитуры. Рисунок 3 – Структура объединения «Полимермаш» Таким образом, объединение «Полимермаш» имеет продуктовую дивизиональную структуру, так как каждое из четырёх предприятий, которые входят в его состав, производит свой вид продукции и реализует товары на различных рынках. Каждое из предприятий имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, поэтому их можно считать стратегическими хозяйственными единицами. Но вместе с тем, полной стратегической и хозяйственной самостоятельностью они не обладают, так как имеют общее функциональное управление (отдел кадров, экономический отдел, отдел ценных бумаг, отдел контроля качества и др.). Генеральным директором ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» является А.Н. Васильев, который управляет объединением. Его могут замещать: - заместитель по производству; - заместитель по экономике и финансам; - заместитель по маркетингу и сбыту. Структура управления ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» является линейно-функциональной, она представлена в приложении А. Все подразделения предприятия делятся на производственные, управленческие и вспомогательные. К производственным подразделениям относятся различные участки цеха (заготовительный, механической обработки, термический и другие). К управленческим подразделениям относятся: отдел маркетинга и сбыта, экономическая служба и техническая служба. Отдел маркетинга все стратегические хозяйственные единицы объединения. К экономической службе относятся экономический отдел и бухгалтерия. В экономическом отделе занято 3 человека: начальник отдела и 2 экономиста. В этом отделе производят расчет себестоимости прессов. Кроме этого, работники данного отдела занимаются планированием основных производственных показателей. Стиль руководства на предприятии – демократический, так как на предприятии все управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учёта мнений и инициатив сотрудников. Данный стиль наиболее эффективен потому, что он обеспечивает высокую вероятность принятия правильного решения. 2.3 Экономическая характеристика ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» специализируется на выпуске оборудования, приспособлений, инструментов для стыковки и ремонта резинотканевых и резинотросовых конвейерных лент (прессы вулканизационные), различных типов пресс-форм и штампов для изготовления изделий из полимерных материалов, пресс-формы для изготовления резиновой обуви и медицинских изделий. Предприятие имеет возможность разработать пресс-формы и технологическую оснастку по запросу заказчиков. Весь перечень выпускаемой продукции и предоставляемых услуг на ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» представлен в приложении Б. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» представлен в таблице 1. Основные экономические показатели работы ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» за 2006-2008 гг. Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. Средний темп роста, 2008 г. к 2006 г., % Объём производства, шт. 90,00 100,00 120,00 115,47 Объём товарной продукции, тыс. руб. 40311,00 44853,00 94083,00 152,77 Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 76529,00 93659,00 135849,00 133,23 Затраты на производство и реализации продукции, тыс. руб. 75085,00 90096,00 128877,00 131,01 Среднесписочная численность работников, чел. 137,00 143,00 149,00 104,29 Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. 118,50 119,40 165,20 118,07 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 10856,00 11082,50 13003,50 109,44 Прибыль от реализации, тыс. руб. 1444,00 3563,00 6972,00 219,73 Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 2240,00 758,00 1496,00 81,72 Фондоотдача основных фондов, руб./руб. 3,71 4,05 7,24 139,7 Выработка на одного работника, руб./тыс. руб. 294,24 313,66 631,43 146,49 Затраты на один руб. товарной продукции, коп. 186,26 200,87 136,98 85,76 Рентабельность продаж, % 1,89 3,81 5,13 - Рентабельность продукции, % 1,92 3,95 5,41 - Рентабельность капитала, % 5,81 1,83 3,03 - международный разделение труд машиностроительный Основными источниками информации для анализа являются следующие документы: бухгалтерские балансы (форма № 1) за 2006, 2007 и 2008 гг. (приложения В, Д, И); отчёты о прибылях и убытках (форма № 2) за 2006, 2007 и 2008 гг. (приложение Г, Ж, К). Анализ хозяйственной деятельности предприятия является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Итак, данные таблицы 1 показывают, что объём производства увеличился в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 15,47%. Объём товарной продукции в 2008 г. по сравнению с 2006 г. в среднем увеличился на 52,77%, а выручка от реализации продукции увеличилась в среднем на 33,23%. Также увеличились затраты на производство и реализацию продукции в среднем на 31,01%, а прибыль от реализации в 2008 г. по сравнению с 2006 г. резко возросла в среднем на 119,73%. Что касается чистой прибыли, то она снизилась в среднем на 18,28%. Среднесписочная численность работников и среднегодовая стоимость основных фондов выросли в среднем на 4,29% и 1,04% соответственно. На протяжении трёх лет среднемесячная заработная плата работников имела тенденцию к увеличению. В 2008 г. она увеличилась в среднем на 18,07% по сравнению с 2006 г., в то время как затраты на рубль товарной продукции снились в 2008 г. по сравнению с 2006 г. в среднем на 14,14%. Фондоотдача увеличилась в среднем на 39,7%, что свидетельствует об увеличении эффективности использования основных средств. Рентабельность продаж постоянно растёт. В 2008 г. она составила 5,13%, это говорит о том, что на предприятии повысилась эффективность производственной и коммерческой деятельности. Рентабельность продукции также увеличилась и в 2008г. составила 5,41%, что свидетельствует об увеличении прибыли предприятия с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность капитала снизилась и составила 3,03%, что говорит о снижении доходности капитала. В целом финансово-экономическое положение ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» устойчиво, и предприятие может отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом. Экспресс-анализ даёт оценку имущественного и финансового состояния предприятия, динамичности развития и эффективности деятельности предприятия за анализируемый период. Финансовые коэффициенты служат своего рода сигналами о тех или иных изменениях в финансовом состоянии предприятия. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, даёт возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. Целью экспресс-анализа является наглядная оценка финансового благополучия и динамики развития предприятия. Экспресс-анализ даёт самое общее представление об объекте анализа по данным отчетности. Для проведения экспресс-анализа финансового состояния предприятия с целью определения надёжности фирмы на основе данных её бухгалтерского баланса была заполнена таблица 2. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2008 г. вырос на 0,001 по сравнению с 2006 г. и составил в 2008г. 0,002, что говорит о том, что краткосрочные долговые обязательства не могут быть покрыты за счёт денежных средств предприятия. Коэффициент быстрой ликвидности на протяжении трёх лет имел положительную динамику. В 2008 г. он увеличился по сравнению с 2006 г. на 0,118, что связано с увеличением дебиторской задолженности. Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько денежных единиц текущих активов предприятия приходится на 1 единицу его текущих обязательств. В 2008 г. происходит его рост, он составил 1,036, что также связано с увеличением дебиторской задолженности. Коэффициент автономии характеризует финансовую независимость предприятия. Несмотря на то, что по расчёту данный показатель меньше рекомендуемой нормы (для обеспечения финансовой независимости не менее 50% активов должны быть сформированы за счёт собственного капитала), показатели структуры капитала свидетельствуют об отрицательной динамике финансовой устойчивости, т.к. происходит снижение показателя с 0,338 до 0,255.
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»
3.1. Анализ показателей
структуры и динамики
ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» является основным производителем и поставщиком переносных вулканизационных прессов и кабельных вулканизаторов для различных отраслей промышленности, а в частности для таких, как энергетическая, горная, металлургическая, химическая и другие. Продукция завода широко используется не только на горно-металлургических и угольных предприятиях России и других стран СНГ, но и на конвейерном транспорте предприятий в Африке, Монголии, Вьетнаме и многих других стран мира. Среди потребителей продукции такие предприятия как РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «Сильвинит», ЗАО «Северсталь», АО «Мечел», ОАО «Кузбассуголь», ОАО «Южкузбассуголь», ЗАО УК «Гуковуголь», ОАО «Шахта Заречная» и другие. Этот список можно продолжить, так как заводом ежегодно поставляется более 100 единиц оборудования для вулканизации. Завод «Полимермаш» действует на рынках полимерного оборудования и пресс-форм. По характеру товара рынки относится к рынкам товаров производственно-технического назначения, по масштабу – региональные, по клиентуре – деловые рынки или рынки предприятий. Границы рынка – СНГ. Спрос на рынках зрелый, так как рынки также являются зрелыми. Доля рынка, которую занимает предприятие на рынке, зависит от вида выпускаемой продукции. Самую большую долю рынка занимают шахтные прессы – 80%, прессы общепромышленного назначения – 70%, деревообрабатывающие станки – 30-40%, пресс-формы занимают менее 10%. Таким образом, можно утверждать, что ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» является лидером рынка в производстве шахтных прессов и прессов общепромышленного назначения. У предприятия есть также один дилер ЗАО «НПП имени М.И. Платова» в городе Новочеркасске Ростовской области, который осуществляет продажи продукции по заводским ценам, а также занимается вопросами экспорта продукции. Основным направлением данного предприятия является конструкторская, технологическая и производственная деятельность, направленная на обеспечение предприятий металлургической, горнодобывающей и химической отраслей, а также железнодорожных путей сообщения. Также предприятие ведёт собственные разработки, проводит аналитический и технический анализ оборудования. Сегментирование рынка в основном проводится по отраслевому признаку. Основными целевыми рынками являются горнодобывающие предприятия и предприятия, производящие резинотехнические изделия. Потребителями производимой продукции являются как отечественные, так и зарубежные предприятия. Основные потребители за рубежом – это страны СНГ, такие как Республика Беларусь, Украина и Казахстан (приложение К). В таблице 3 приведена характеристика наиболее крупных потребителей ОАО «Боровичский завод «Полимермаш». Таблица 3 – Характеристика наиболее крупных потребителей ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» Предприятие Месторасположение (страна, город) Отрасль промышленности РУП «ПО «Беларуськалий» Республика Беларусь, г. Солигорск Химическая ОАО «Уралкалий» Россия, г. Березники Химическая ОАО «УК Южкузбассуголь» Россия, г. Новокузнецк Горнодобывающая ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» Россия, г. Тюмень Электроэнергетика Данные таблицы 3 показывают, что 75 % наиболее крупных потребителей – это отечественные предприятия. 50% составляют предприятия химической промышленности. Наиболее значимыми для ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» потребителями являются РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «Уралкалий», а также ОАО УК «Южкузбассуголь» и ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания». Данные предприятия являются постоянными покупателями оборудования ОАО «Боровичский завод «Полимермаш», и в сумме они ежегодно приносят доходу примерно на 5-10 млн. руб. Главными производителями вулканизационного оборудования, а, следовательно, и конкурентами ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» являются: ОАО «Александровский машиностроительный завод» (Россия), ЗАО «Сибтензоприбор» (г. Томск, Россия), ООО «Нилос» (Германия), ООО «Алмекс» (Канада) и ООО «Вагенер Швельм» (Германия). Для ОАО «Александровский машиностроительный завод» и «Сибтензоприбор» выпуск вулканизаторов приоритетным направлением деятельности не является. Объёмы продаж этих предприятий не превышают пять-шесть прессов в год, но, тем не менее, в перспективе это достаточно сильные конкуренты. Цены на продукцию этих изготовителей превышают цены ОАО «Боровичский завод «Полимермаш». Предприятия ООО «Нилос» и ООО «Вагенер Швельм» - два достаточно зарекомендовавших себя завода на российском рынке вулканизационных прессов, поэтому они считаются сильными конкурентами. На данный момент поставки их оборудования в Россию составили 25-40 прессов. Оборудование этих двух известных в России производителей отличается высоким качеством и высокими ценами (средняя цена пресса достигает нескольких миллионов рублей, в то время как цена на отечественные – всего несколько тысяч, что является основным конкурентным преимуществом ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»). При этом эстетические качества и удобство в эксплуатации значительно выше у предприятий-конкурентов. Исходя из количества заключённых договоров предприятия (таблица 4), можно судить об эффективности управления предприятиям. Данную информацию можно получить из справок отдела маркетинга и сбыта ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» к годовому отчёту. Пример одной из таких справок приведён в приложении Л. В таблице 4 отражена динамика количества договоров, заключённых за 2006-2008 гг. Таблица 4 – Динамика количества договоров, заключённых за 2006-2008 гг. Предприятия Заключено договоров, шт. Выполнено договоров, шт. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Российские предприятия Предприятия электроэнергетики 3 1 2 1 - 1 Шахтные предприятия 1 25 - 25 19 - Горные предприятия 2 6 1 6 5 1 Металлургические предприятия - 2 1 2 2 - Цементные заводы, ЖБИ 2 1 1 1 1 1 Прочие 48 35 34 35 37 32 Зарубежные предприятия ООО «Компания «Беринг» (Украина) - 1 - 1 1 - АО «OST STEEL» (Эстония) 1 - - - - - Итого договоров: 57 71 39 71 65 35 Из справок за 2006-2008 гг. можно сделать следующие выводы: - за 2006 год направлено 94 договора по полимерному оборудованию, из которых было заключено 71 договор. Из них на страны СНГ приходится один договор, 70 договоров приходится на российские предприятия. Также было направлено 4 договора по изготовлению прессформ, из них заключено – 2 договора, выполнено – 1, перешли на январь 2008 г. – 1, пролонгировало на 2008 г. – 1; - за 2007 год из 94 направленных было выполнено 71 договор. Из них на страны СНГ приходится один договор, на предприятия России приходится 70 договоров. По изготовлению прессформ было направлено четыре договора, из них заключено – 2 договора, выполнено – 1, перешли на январь 2008 года – 1, пролонгировано на 2008 г. – 1; - за 2008 год заключено 35 договоров из 46 направленных, из них на предприятия России приходится 35 договоров. Со странами СНГ не было заключено ни одного договора. Также было направлено пять договоров по изготовлению прессформ, из них заключено – 3 договора, выполнено – 2, перешли на январь 2009 года – 1, пролонгировано на 2009 год – 1. Проанализировав таблицу 4, можно утверждать, что предприятие действует в основном на внутреннем российском рынке, но также сотрудничает с такими странами, как Украина, Эстония, Казахстан, США. В 2008 г. общее количество заключённых договоров снизилось на 49,3% по сравнению с 2006 г. Исходя из приведённых выше данных, можно сделать вывод, что за три года (2006-2008 гг.) предприятие выполнило большую часть договоров с предприятиями различных отраслей промышленности России и стран СНГ. В таблице 5 отражено количество отгруженной продукции за 2006-2008 гг. Таблица 5 – Отгруженная продукция в страны СНГ за 2006-2008 гг. Наименование продукции Отгружено продукции, тыс. руб. (без НДС) 2006 г. 2007 г. 2008 г. Прессы ПСШ 3523 6261 13621 Прессы прочие 7135 7681 8662 Запасные части 1597 1628 1002 Инструмент ИПР 187 37 131 Итого отгружено продукции: 12442 15607 23416 Максимальная производственная мощность ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» составляет около 20 прессов в месяц при полной загрузке оборудования, что достаточно для удовлетворения потребностей клиентов. При таком производственном потенциале можно увеличивать границы целевых рынков. Финансовые возможности также способствуют увеличению границ рынка, так как завод приступает к выпуску оборудования только после оплаты половины стоимости. Наличие сервисных центров и дилеров ускоряет процесс продвижения продукции на рынки и сокращает транспортные издержки предприятия. Таким образом, по заключённым договорам в страны СНГ отгружено продукции за 2006 г. на сумму 12442 тыс. руб., за 2007 г. – 15607 тыс. руб., а за 2008 г. – 23416 тыс. руб. Больше всего отгружено продукции по заключенным договорам было в 2008 г. Из таблицы видно, что в 2008 году по сравнению с 2006 годом денежная сумма отгруженной продукции по заключённым договорам увеличилась на 53,13%. На рисунке 4 представлена динамика объёмов продаж в страны СНГ за 2006-2008 гг. Из рисунка 4 видно, что на протяжении трёх лет объём продаж в Эстонию и Украину постоянно рос. В таблице 6 представлен объём продаж экспортируемой продукции за 2006-2008 гг. Таблица 6 – Объём продаж экспортируемой продукции за 2006-2008 гг. Наименование продукции Объём продаж, тыс. руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. ООО «Компания «Беринг» (Украина) Прессы ПСШ 2349 4174 9081 Запасные части 1065 1085 668 Инструмент ИПР 187 37 131 Итого: 3601 5296 9880 АО «OST STEEL» (Эстония) Прессы ПСШ 1174 2087 4540 Прессы прочие 7135 7681 8662 Запасные части 532 543 334 Итого: 8841 10311 13536 Таким образом, за 2006-2008 гг. ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» экспортировал такую продукцию, как прессы ПСШ, прессы прочие, запасные части и инструмент ИПР. За эти годы экспорт осуществлялся только в Эстонию и Украину. 3.2 Анализ состояния внешнеэкономической деятельности ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» Так как ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» действует на внутреннем и внешнем рынках, то у него имеются российские и иностранные конкуренты. Основными российскими конкурентами ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» являются Рема «ТИП ТОП Штальгрубер» (г. Москва), НТП «Ресурс» (г. Челябинск), ОАО «НИКИ» (г. Томск), ОАО «Александровский машиностроительный завод» (г. Александровск). К иностранным конкурентам относятся следующие предприятия: ОАО «Луганский Энергозавод» (Украина), ТОО «Nilos-Kazakhstan» (Казахстан). Хотя предприятие имеет не такое большое количество конкурентов, оно всё же ощущается сильное давление с их стороны. В таблице 7 приведён перечень конкурентов ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» по пресс-формам и штампам и вулканизационным прессам. Таблица 7 – Конкуренты ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» Продукция Конкурент местонахождение предприятие Пресс-формы и штампы Россия, г. Москва ООО «Санд Пласт», ООО «Станкопласт Холдинг», ООО «Трейдинг Технолоджи» Россия, г. Санкт-Петербург ООО ПКФ «РТД», ООО «Завод Прогресс» Россия, г. Екатеринбург ООО «ИНСТЭЛ» Россия, г. Ижевск ООО «Ижавтоинструмент» Беларусь, г. Минск ООО «Пластик Текнолоджис», АО «Промышленно-перерабатывающая группа» Украина, г. Киев ООО «Далгакиран Компрессор Украина», ООО «ПРЕСС-ФОРМ» Украина, г. Харьков ОАО «ХОЗТО», ООО «Унипласт» Вулканизационные прессы Россия, г. Челябинск ООО «Экспа-Тех», ООО НТП «Ресурс» Россия, г. Александровск ОАО «Александровский машиностроительный завод» Казахстан, г. Караганда ТОО «Phoenix-Kazakhstan» Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие имеет больше конкурентных преимуществ в производстве прессов, чем пресс-форм. В приложении Н представлена сравнительная характеристика оборудования ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» и оборудования конкурентов, а именно фирмы ТОО «Phoenix-Kazakhstan» (Казахстан). Наиболее важные целевые рынки ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» указаны в таблице 8. Предприятие планирует освоить новые рынки сбыта (предприятия Казахстана, Монголии и Эстонии). Примером того, что предприятие успешно ведёт работу в данном направлении, может служить то, что на предприятиях Казахстана (ОАО «Жайремский ГОК») уже работают кабельные вулканизаторы общепромышленного исполнения. Завод приступил к серийному выпуску шахтных вулканизаторов в третьем квартале 2002 года. Таблица 8 – Сегментирование рынка ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» Критерий сегментирования Целевой рынок Предприятие Сфера деятельности предприятия-заказчика Горно-обогатительные и металлургические комбинаты ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Полтавский ГОК» Угледобывающие предприятия ОАО УК «Кузбассуголь», ОАО УК «Южкузбассуголь», ООО УК «Прокопьевскуголь», ОАО УК «Ростовуголь», ОАО УК «Воркутауголь» Солевые предприятия РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «Сильвинит» Географический (региональный) Российские предприятия ОАО УК «Ростовуголь», ОАО УК «Воркутауголь», ОАО УК «Кузбассуголь» Украина ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Полтавский ГОК» Беларусь РУП «ПО «Беларуськалий», РУП «Кричевский завод резиновых изделий» Казахстан ОАО «Жайремский ГОК» Основным критерием сегментирования рынка является сфера деятельности предприятий – заказчиков. Важным целевым рынком предприятия является рынок горно-обогатительных комбинатов и металлургических комбинатов. К этому рынку относятся такие предприятия, как ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Полтавский ГОК» (Украина) и другие. Основным критерием сегментирования данного рынка являются размеры предприятия, так как горно-обогатительные и металлургические комбинаты – это достаточно крупные заказчики продукции, выпуском которой занимается ОАО «Боровичский завод «Полимермаш». Главным же целевым рынком завода считаются угледобывающие предприятия. Их достаточно много. Среди них наиболее значимые: ОАО УК «Кузбассуголь», ОАО УК «Южкузбассуголь» (Кузнецкуголь), ОАО УК «Южный Кузбасс», ООО УК «Прокопьевскуголь», ЗАО УК «Гуковуголь», ОАО УК «Ростовуголь», ОАО УК «Интауголь», а также ОАО УК «Воркутауголь». Из всех этих угольных предприятий выделяются: ОАО УК «Кузбассуголь», ЗАО УК «Гуковуголь» и ОАО УК «Ростовуголь». ОАО УК «Кузбассуголь» – предприятие, образованное при слиянии трех угольных предприятий: «Северокузбассуголь», «Ленинскуголь» и «Киселевскуголь», крупнейшая угледобывающая компания Кузбасса. Предприятие находится в городе Кемерово. На нем занято свыше 100 тысяч работающих. За время сотрудничества ОАО УК «Кузбассуголь» приобрёл более 20 взрывобезопасных прессов серии ПСШ. РУП «Кричевский завод резиновых изделий» (Беларусь) – предприятие, занимающееся изготовлением прессформ для приформовки подошвы к кожаному верху обуви. Расположено в городе Кричев Могилевской области, занято около восьми тысяч работников. ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» сотрудничает с РУП «Кричевский завод резиновых изделий» два года. ОАО «Завод резиновой обуви «Кондраково» – небольшое предприятие, на нем занято около четырёх тысяч работников. Завод занимается ремонтом прессформ, а также изготовлением форм для калош и валенок. ОАО «Стойленский ГОК» разрабатывает Стойленское месторождение богатых железных руд и железистых кварцитов, находящееся в границах Стойло-Лебединского рудного узла КМА. Уровень рентабельности предприятия – 14%. Собственный капитал Стойленского ГОКа оценивается в 1221 млн. руб.; сумма финансовых вложений (акции, паи, доли) в другие организации составляет 2 млн. руб. Имущественный комплекс комбината включает объекты производственного назначения (рудоуправление с обогатительной и дробильной фабриками, дренажную шахту, цех взрывных работ, ремонтно-механический завод, фабрику по обогащению мела), а также объекты, специализирующиеся на выпуске сельскохозяйственной продукции (агропром «Долгополянское», цех по переработке сельскохозяйственной продукции, строительно-монтажный трест). Имущество, обслуживающее социальную сферу предприятия, представлено такими объектами, как физкультурно-оздоровительный комплекс, медсанчасть, гостиница «Стойлянка», спортивный клуб «Горняк», цех общественного питания. Третьим небольшим целевым рынком является рынок солевых предприятий, среди которых важно отметить РУП «ПО «Беларуськалий» и ОАО «Сильвинит». РУП «ПО «Беларуськалий» (Республика Беларусь) – одно из трёх крупнейших предприятий Ближнего Зарубежья, которое поставляет калийные и натриевые соли. Они широко используются в народном хозяйстве, в том числе на посыпку дорог. Это предприятие расположено в городе Солигорск, является градообразующим. На нём занято около 20 тысяч работающих. «Беларуськалий» является постоянным покупателем оборудования завода более 10 лет и приобретает три-четыре пресса в год. Участие в выставках и конференциях является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности ОАО «Боровичский завод «Полимермаш». Ежегодно предприятие участвует в отраслевых выставках, на его базе проходят международные научно-практические конференции по вопросам производства оборудования, необходимого для обслуживания и ремонта конвейеров. Данное мероприятие можно считать рекламным, так как здесь оно находит новых покупателей и посредников. Ежегодно с 2001 года в городе Боровичи на базе ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» совместно с московскими заводами проводятся международные научно-практические конференции по вопросам, связанным с конструированием, производством и эксплуатацией конвейеров. Подобные мероприятия способствуют формированию новых полезных связей. С этой же целью практикуется участие завода и в других конференциях, совещаниях, выставках. Представители ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» участвовали в Международной конференции по сервисному обслуживанию и сопровождению конвейерного транспорта, проходившей в октябре 2001 года в городе Луганск (Украина) на базе ЭП ООО «Углемеханизация». Участие в ней и демонстрация своей продукции расширило географию заказчиков прессового оборудования, выпускаемого заводом. Подобные конференции проводятся и самим заводом. Они проводились в 2001, 2002 и 2003, 2004 и 2005 гг. Благодаря такого рода мероприятиям предприятие имеет возможность узнавать о рынке конвейерного оборудования: о последних разработках в этой области, о том, как работают выпущенные из производства конвейеры, о потребностях в них, а также помогают заводу находить новых потребителей, так как участвовать в таких мероприятиях очень престижно.
3. 2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности на примере машиностроения ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия