Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование внешнеэкономической стратегии России на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
– показаны основные аспекты внешнеэкономической политики;
– рассмотрены внешнеэкономические стратегии РФ с Европейскими странами, странами СНГ, АТР, Ближнего, Среднего Востока и Африки.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты внешнеэкономической политики 7
2 Внешнеэкономические стратегии Российской Федерации 11
2.1 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами СНГ 11
2.2 Стратегия РФ в налаживании внешнеэкономических отношений с Европейскими странами 14
2.3 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) 17
2.4 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений с Соединенными Штатами Америки 20
2.5 Внешнеэкономическая стратегия РФ в отношении стран Ближнего и Среднего Востока, и Африки 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика и международные отношения.docx

— 254.41 Кб (Скачать файл)

Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической стратегии Российской Федерации. Россия продолжает строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции (рисунок 1).

Рисунок 1 – Развитие экономической интеграции со странами СНГ

Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной договору о создании союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.

В период с 2013 по 2020 год приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

– совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ;

– создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;

– взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

– углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

– формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;

– создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

Двусторонние внешнеэкономические отношения со странами СНГ будут оставаться важнейшим инструментом реализации торгово-экономических интересов России на пространстве Содружества. Наиболее значимыми стратегическими партнерами России на пространстве СНГ являются Белоруссия, Казахстан и Украина.

Россия продолжит сотрудничество с Белоруссией в формате Союзного государства, рассматривая его как одно из ключевых направлений интеграции.

Республика Казахстан является стратегическим партнером Российской Федерации на центрально-азиатском направлении.

Основным направлением во взаимодействии с Украиной на предстоящий период является достижение более глубокого уровня экономической интеграции. Реализация этой задачи зависит от встречной позиции украинской стороны.

Стратегической целью России во взаимодействии с Азербайджаном, Арменией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодействия путем расширения кооперационных связей, инвестиционного сотрудничества, взаимной диверсификации торговли.

После нормализации отношений с Грузией, восстановление торгово-экономических отношений будет происходить в рамках отдельных проектов в топливно-энергетической сфере, в области телекоммуникаций и транспорта, а также в развитии взаимной торговли традиционными товарами (таблица 2).

Таблица 2 – Прогноз динамики экспорта и импорта РФ со странами СНГ

 

2007 г.

(отчет),

млрд. долл

2012 г.

(отчет),

млрд. долл

2020 г.

(прогноз),

млрд. долл

Экспорт товаров

47,0

58,8

93,9

Экспорт топливно-энергетических товаров

20,2

20,6

20,1

Экспорт машин и оборудования

9,2

15,1

38,8

Импорт товаров

23,5

46,1

102,1

Машины, оборудование и транспортные средства

7,0

15,9

36,0

Продовольственные товары

3,8

6,5

14,2


 

2.2 Стратегия РФ в налаживании внешнеэкономических отношений с Европейскими странами

Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой – совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимного дополнения и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.

В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, основанное на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.

Основными направлениями взаимодействия России с ЕС являются:

– доступ к европейским технологиям и компетенциям;

– сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;

– стратегическое партнерство в сфере энергетики;

– развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;

– устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.

Организационной базой сотрудничества является договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого имеет свое действие лишь соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Особое значение будет иметь развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с европейскими государствами. Динамика торговли будет определяться как внутренними факторами (темпы экономического роста в отдельных странах), так и изменениями цен на основные экспортно-импортные товары.

Развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии.

Торгово-экономические отношения с Францией основаны на реализации крупных проектов в высокотехнологичных областях (авиация и космос, транспорт, АПК, нанотехнологии, автомобилестроение).

Италия остается важнейшим партнером России как в энергетической сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производственной кооперации и по линии промышленных округов.

Российско-финляндские отношения способствуют дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей, которые определяются сохранением мощных энергоресурсов российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка.

Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инвестиционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энергетике.

Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия российских компаний на рынках этих государств. Значение этих стран сохраняется также в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

Страны Балтийского региона остаются зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников.

2.3 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР)

Цель внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР:

– обеспечить отвечающий интересам России и ее экономическому потенциалу уровень торгово-экономических связей и инвестиционного взаимодействия;

– добиться структурной диверсификации взаимной торговли, прежде всего с быстрорастущими центрами мировой экономики, и географической сбалансированности экономических отношений с партнерами по региону;

– продолжить активное участие России в основных интеграционных структурах АТР;

– использовать возможности двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

В рамках двустороннее торгово-экономическое сотрудничества с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей за счет значительного увеличения взаимной торговли, наращивания инвестиционных потоков, интенсификации приграничных и межрегиональных экономических обменов [4, глава 4, ст. 14].

Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая – закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестиционной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быстрорастущих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китайской экономик.

Развитие внешнеэкономических связей с Китаем будет осуществляться по следующим направлениям:

1) продвижение российской машинно-технической продукции на рынок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машиностроения;

2) поставок оборудования для горно-шахтной промышленности, гражданского авиа- и судостроения;

3) расширение инвестиционного сотрудничества в области развития инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, производства аграрной продукции, разработки природных ресурсов, создания на территории России мощностей по глубокой переработке древесины и предприятий пищевой промышленности;

4) углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования;

5) совершенствование взаимодействия в сфере противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.

Российские несырьевые товары и услуги, включая высокотехнологичную продукцию, традиционно востребованы на индийском рынке. Это создает возможности как для наращивания поставок по сложившейся номенклатуре экспорта, так и для диверсификации структуры товарооборота.

Основными целями являются расширение доступа России на индийские рынки сбыта и совместная разработка технологий в отдельных областях.

Основными направлениями в развитии российско-индийского сотрудничества будут:

– расширение сотрудничества российских компаний с индийскими партнерами в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых на территориях обеих стран;

– сооружение и модернизация энергетических объектов на территории Индии, расширение сотрудничества в секторе атомной энергетики;

– углубление взаимодействия российских и индийских организаций в формировании международного транспортного коридора «Север-Юг», создание совместных терминально-логистических центров на этом направлении, участие российских организаций в обустройстве внутренних водных путей Индии;

– создание в рамках Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества между Россией и Индией совместных центров: по передаче технологий, цветным металлам, биомедицинским технологиям, ускорителям и лазерам, совместная разработка многоцелевого гражданского самолета.

В рамках двустороннего сотрудничества наибольший интерес представляет кооперация в энергообеспечении и энергосбережении, машиностроении, нано - и биотехнологиях и других сферах, где Япония является мировым лидером. Акцент сосредоточен на привлечении японских инвестиций в производство автомобилей, автокомпонентов и дорожно-строительной техники, а также на привлечении услуг менеджмента в логистические и инфраструктурные проекты.

Рынок Японии имеет перспективы с точки зрения поставок сырьевых товаров, включая углеводороды, цветные и редкие металлы, а также высокотехнологичные товары российского производства.

Республика Корея может стать источником крупных капиталовложений в экономику России, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего в сибирский и дальневосточный регионы, современной техники и технологий. В свою очередь, Республика Корея нуждается в получении из России в значительных объемах сырья и полуфабрикатов.

В отношении с Монголией и Вьетнамом, экономика которых была создана с участием бывшего СССР, основными направлениями взаимодействия будут:

– модернизация совместных предприятий с инвестициями из России;

– участие российских компаний в разработке месторождений полезных ископаемых, создании транспортно-логистической инфраструктуры, реализации проектов в сфере атомной промышленности.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе