Внешнеэкономические связи республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

В мире существует только две формы межгосударственных отношений: война, или торговля. Торговля – это обмен ценностями в форме вещей, услуг, работ, прав и т.п. Любой обмен в мировой экономике связан с возникновением и реализацией внешнеэкономических связей.
Рыночная экономика создает широкие возможности для развития внешнеэкономических связей государства с зарубежными партнерами и для осуществления всех форм внешнеэкономической деятельности предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, так и граждан – индивидуальных предпринимателей.
Процессы глобализации, происходящие в мировом сообществе, способствуют созданию единого мирового рынка, связывающ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы деятельности системы внешнеэкономических связей Республики Беларусь………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и основные направления внешнеэкономической политики государства…………………………………………………………5
1.2 Современная концепция участия государства в международных торгово-экономических отношениях…………………………………………………..9
1.3 Институциональная среда внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…………………………………………………………13
2 Оценка Гомельской области во внешнеэкономических связях Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………..18
2.1 Анализ состояния внешнеэкономических связей со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………………….18
2.2 Оценка внешнеэкономического сотрудничества Гомельской области в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)……………………22
2.3 Анализ эффективности функционирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Гомельской области……………….25
3 Основные направления совершенствования экономических связей Гомельской области: проблемы и пути их решения………………………29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………….3

1 Теоретические  основы деятельности системы  внешнеэкономических связей    Республики Беларусь………………………………………………………….5

1.1 Понятие, сущность  и основные направления внешнеэкономической  политики государства…………………………………………………………5

1.2 Современная  концепция участия государства  в международных торгово-экономических  отношениях…………………………………………………..9

1.3 Институциональная  среда внешнеэкономической деятельности  Республики Беларусь…………………………………………………………13

2 Оценка Гомельской области во внешнеэкономических связях Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………..18

2.1 Анализ состояния  внешнеэкономических связей со  странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………………….18

2.2 Оценка внешнеэкономического  сотрудничества Гомельской области в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)……………………22

2.3 Анализ эффективности  функционирования инфраструктуры  внешнеэкономической деятельности Гомельской области……………….25

3 Основные направления  совершенствования экономических связей Гомельской области: проблемы и пути их решения………………………29

Заключение…………………………………………………………………...35

Список используемых источников………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     В мире существует только две формы  межгосударственных отношений: война, или торговля. Торговля – это обмен ценностями в форме вещей, услуг, работ, прав и т.п. Любой обмен в мировой экономике связан с возникновением и реализацией внешнеэкономических связей.

     Рыночная  экономика создает широкие возможности для развития внешнеэкономических связей государства с зарубежными партнерами и для осуществления всех форм внешнеэкономической деятельности предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, так и граждан – индивидуальных предпринимателей.

     Процессы  глобализации, происходящие в мировом сообществе, способствуют созданию единого мирового рынка, связывающие между собой национальные экономики и отдельных производителей между собой объективной потребностью во взаимном обмене результатами своей производственной деятельности. На современном этапе, только используя преимущество международного разделения труда, можно совершенствовать структуру своей экономики, увеличивать темпы роста ВВП, ускорять внедрение достижений НТП, повышать концентрацию производства и эффективность инвестиций.

     Что касается Республики Беларусь, то без  выхода на внешние рынки и привлечения  зарубежных инвестиций не может быть и речи о её эффективном функционировании, интеграцию в мировую экономику. Получив после распада СССР мощный промышленный комплекс, нацеленный в основном на удовлетворение потребностей всех республик, входивших в состав СССР, и стран социалистического лагеря, находясь в сырьевой и энергетической зависимости от них, предприятия Республики Беларусь оказались в весьма сложном положении. Построения рыночной экономики в России как основного рынка сбыта промышленных товаров республики, открытость во внешней торговле привели к резкому возрастанию конкуренции на такую продукцию, которую стали завозить в Россию известные в мире производители или производить на новом качественном уровне в самой России. В этих условиях, чтобы сохранить предприятия, в Республике Беларусь проводилась политика  жесткого протекционизма, которая дала лишь временные результаты.

     На  низкую эффективность внешнеэкономической  деятельности предприятия оказывает влияние множества факторов, которым можно отнести высокую степень износа оборудования, не позволяющего выпускать продукцию высокого качества, применение устаревших технологий, что сказывается на высокой себестоимости продукции, недостаточную квалификацию кадров в этой сфере и ряд других.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в современных условиях ход развития экономики Республики Беларусь определяется тем, что все  в большей степени центр тяжести  переноситься на региональный уровень. Это, в частности, касается становления системы управления и организации внешнеэкономической деятельности регионов.

     Тема  курсовой работы рассматривается на примере Гомельской области, как  одного из важнейшего региона Республики Беларусь.

     Целью данной работы: показать роль Гомельской области во внешнеэкономических связях Республики Беларусь.

     Постановка  цели определяет следующие задачи исследования:

     - дать характеристику экономического  потенциала Гомельской области;

     - рассмотреть и оценить эффективность функционирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Гомельской области;

     - проанализировать важнейших зарубежных  партнеров Гомельской области;

     - рассмотреть проблемы совершенствования  внешнеэкономических связей и  пути их решения.

     При написании курсовой работы были использованы учебные пособия, периодические  издания, научные публикации, сеть Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ 

        ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ 

        БЕЛАРУСЬ 
 

    1. Понятие, сущность и основные направления 

      Внешнеэкономической политики государства 
       

     Развитие  цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.

     Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.

     Экономическое развитие и прирост населения  в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

     Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.

     Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической  категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением государств и развиваются вместе с ними. Особенно мощный толчок развитию этих связей дало разложение феодализма.

     Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и, прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

     Сущность  внешнеэкономических связей как  экономической категории проявляется  в их функциях. Такими функциями являются:

     - организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

     - международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

     - организация международного денежного обращения.

     Одновременно  внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.

     В современном мировом хозяйстве  внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.

     Эффективность организации внешнеэкономических  связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

     Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

     Вид внешнеэкономических связей – это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

     Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара. Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

     Форма связи – это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др.

     Внешнеэкономические связи формируются и осуществляются под воздействием различных регуляторов, т.е. рычагов, которые воздействуют на возникновение связей и направляют их развитие в единую эффективную политико-экономическую систему, защищающую интересы государства. Регуляторы внешнеэкономических связей могут быть экономические и организационно-распорядительные.

     Экономические регуляторы воздействуют на экономические  интересы возникновения и осуществления данных связей. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др. Следует иметь в виду, что в рыночной экономике план не является директивой. Он представляет собой определение перспективных целей развития и выявления наиболее важных макроэкономических пропорций.

     Организационно-распорядительные регуляторы – это регуляторы командно-административного характера. Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты. К ним относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг); лицензирование отдельных видов деятельности; механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); таможенные режимы; таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; импортный контроль и др.

     Активное  регулирование государством внешнеэкономических связей является основной целью внешнеэкономической политики государства.

     Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платежного баланса.

Информация о работе Внешнеэкономические связи республики Беларусь