Внешнеэкономические связи республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

В мире существует только две формы межгосударственных отношений: война, или торговля. Торговля – это обмен ценностями в форме вещей, услуг, работ, прав и т.п. Любой обмен в мировой экономике связан с возникновением и реализацией внешнеэкономических связей.
Рыночная экономика создает широкие возможности для развития внешнеэкономических связей государства с зарубежными партнерами и для осуществления всех форм внешнеэкономической деятельности предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, так и граждан – индивидуальных предпринимателей.
Процессы глобализации, происходящие в мировом сообществе, способствуют созданию единого мирового рынка, связывающ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы деятельности системы внешнеэкономических связей Республики Беларусь………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и основные направления внешнеэкономической политики государства…………………………………………………………5
1.2 Современная концепция участия государства в международных торгово-экономических отношениях…………………………………………………..9
1.3 Институциональная среда внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…………………………………………………………13
2 Оценка Гомельской области во внешнеэкономических связях Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………..18
2.1 Анализ состояния внешнеэкономических связей со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………………….18
2.2 Оценка внешнеэкономического сотрудничества Гомельской области в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)……………………22
2.3 Анализ эффективности функционирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Гомельской области……………….25
3 Основные направления совершенствования экономических связей Гомельской области: проблемы и пути их решения………………………29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

     Главным направлением внешнеэкономической деятельности является осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающее динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

     Концептуальной  основой формирования многовекторной внешнеэкономической стратегии  должна стать политика освоения новых  рынков, преимущественно перспективных  рынков развивающихся стран, при  одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции.

     Организационными  принципами многовекторной внешней  политики государства являются:

     - обеспечение разумной открытости  экономики при сохранении национального  суверенитета;

     - диверсификация страновой и товарной  структуры экспорта и импорта;

     - перевод внешней торговли Республики  Беларусь на систему принципов  и механизмов ВТО с использованием  протекционистских мер в соответствии  с международной практикой;

     - сочетание рыночных и административных  методов и механизмов в области внешнеторгового регулирования;

     - наращивание в экспорте доли  наукоемкой и инновационной продукции  и услуг;

     - увеличение в экспортной продукции  национальной добавленной стоимости  путем снижения импортоемкости  и рационального импортозамещения;

     - повышение экспортной роли малого и среднего предпринимательства;

     - совершенствование правовых условий,  механизмов привлечения и эффективного  использования иностранных и  внутренних инвестиций для наращивания  экспортного потенциала;

     - экологическая сертификация продукции.

     Таким образом, главной задачей внешней  политики Республики Беларусь является создание благоприятных условий  на мировом рынке для отечественных  экспортеров и для активизации  эффективных для Республики Беларусь внешнеэкономических связей.

     Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Современная концепция участия  государства в 

      международных торгово-экономических  отношениях 
       

     После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.

     Формировать свой международный курс Беларуси пришлось в непростых условиях. Внутренние системные преобразования совпали с глобальными политическими изменениями конца XX века. Возникали и укреплялись новые центры влияния, множилось количество суверенных субъектов международных отношений.

     Несмотря  на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами и принципами. Это стало основой, позволяющей нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.

       Беларусь сегодня – это суверенное  европейское государство, которое  проводит самостоятельную и миролюбивую  внешнюю политику, активно развивает  сотрудничество с зарубежными  партнерами в разных частях  земного шара.

                Главной целью внешнеэкономической деятельности является расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

     Из  выше сказанного можно с полной уверенностью утверждать, что внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению  благоприятных внешних условий  для внутреннего развития страны как основы поступательного роста  благосостояния белорусского народа.

     Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене  является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность  и жизнеспособность. Неотъемлемые черты  этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

     Ключевой  приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

     Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве. 
Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

     Естественным  приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.

     Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Принимая во внимание накопленный опыт двустороннего взаимодействия, его значительный потенциал, Республика Беларусь приглашает США к конструктивному взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного интереса.

     В качестве перспективных направлений  внешней политики Беларуси выступают азиатский и африканский векторы. В основе их потенциала – созвучность позиций сторон по актуальной международной тематике, реальные договоренности и, зачастую, открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты наряду с экономическим ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают предпосылки для наращивания торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

     Особое  место в системе белорусских  внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

     На  качественно новый уровень вышли  отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается  белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнером Беларуси – Кубой.

     В результате углубления отношений с Азией, Африкой и Латинской Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров Республика Беларусь вышла на качественно новый уровень работы со странами мирового Юга.

     Для более наглядной картины международных торгово-экономических отношений Республики Беларусь проанализируем внешнюю торговлю за январь-февраль 2011 года.

     В целом объем внешней торговли товарами за январь-февраль 2011 года увеличился по сравнению с таким же прошлогодним периодом на 44,2% и составил 10 млрд. 687,3 млн. долларов. В том числе экспорт увеличился на 25,6% и составил 4 млрд. 360 млн. долларов США, импорт увеличился на 60,6% (6 млрд. 327,3 млн.). Отрицательное сальдо составило 1 млрд. 967,3 млн. долларов.

     Основными торговыми партнерами Беларуси в январе-феврале были: Россия (45% общего объема товарооборота), Украина (6%), Нидерланды (5,1%), Германия (5%), Китай (3,7%), Венесуэла (3,5%), Польша (3,1%), Бразилия (3%), Азербайджан (2,9%), Латвия (2,3%).

     Из  общего объема белорусского экспорта на долю России приходилось 40%, других стран СНГ — 12,4%, стран ЕС — 32,6%, остальных стран — 15%. Импорт из России составил 48,4% общего объема импорта, других стран СНГ — 9,5%, стран ЕС — 18%, остальных стран — 24,1%.

     Экспорт товаров в Россию составил 1 млрд. 743,3 млн. долларов США, что на 40,5% больше, чем за январь-февраль 2010 года; импорт из России — 3 млрд. 63,1 млн. (на 32,4% больше).

     Объем экспорта в Украину достиг 344,9 млн. долларов (на 55,4% больше), импорта в Беларусь — 294,3 млн. (на 47,6% больше).

     В Нидерланды экспортировано товаров  на 494,3 млн. долларов (на 10,1% меньше показателя января—февраля 2010 года), импортировано — на 48,6 млн. (на 65,7% больше).

     В Германию экспортировано товаров на 228,1 млн. долларов (в 2,7 раза больше), импортировано — на 309,1 млн. (на 36,4% больше).

     Объем экспорта в Китай составил 69,4 млн. долларов (на 58,2% меньше), импорта — 329,7 млн. (на 94,8% больше).

     Экспорт в Польшу составил 140,7 млн. долларов (на 21,8% меньше), импорт из этого государства — 192,4 млн. (на 87,3% больше).

     В Азербайджан экспорт вырос на 99,3% и составил 52,8 млн. долларов, импорт вырос в 183 раза — до 260,8 млн. долларов.

     В Венесуэлу объем экспорта составил 18,1 млн. долларов (на 74,4% меньше), импорта — 354,4 млн. (в 34 тыс. раз больше). 

     По  данным Национального статистического  комитета, товарооборот Беларуси со странами ЕС в январе-феврале увеличился на 29,8% до 2 млрд. 561 млн. долларов, в том числе экспорт увеличился на 15,3% (1 млрд. 421,8 млн. долларов), импорт вырос на 54,1% (1 млрд. 139,2 тыс. долларов). Положительное сальдо составило 282,6 млн. долларов. 

     Придерживаясь единых подходов к развитию отношений  со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, мирового Юга, США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Институциональная среда внешнеэкономической  деятельности

      Республики  Беларусь 
       

     В разных странах существуют различные  приоритеты во внешнеэкономической  сфере, в целом, и во внешнеторговой, в частности, и это находит  отражение в системе государственного регулирования и в структуре аппарата государственного регулирования этой сферой.

     Что касается Республики Беларусь, то с  момента получения ею независимости  постоянно проходило формирование и реорганизация системы государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности.

     В целом в существующей системе  можно выделить несколько уровней. Высшими органами управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Национальное собрание (Парламент) и Совет Министров.

     Роль  Президента в регулировании внешнеэкономической  деятельности значительна. Он уполномочен  подписывать указы, предоставлять  те или иные льготы в торгово-экономической  области, выступать инициатором  экономических программ.

Информация о работе Внешнеэкономические связи республики Беларусь