Внешнеэкономические связи республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

В мире существует только две формы межгосударственных отношений: война, или торговля. Торговля – это обмен ценностями в форме вещей, услуг, работ, прав и т.п. Любой обмен в мировой экономике связан с возникновением и реализацией внешнеэкономических связей.
Рыночная экономика создает широкие возможности для развития внешнеэкономических связей государства с зарубежными партнерами и для осуществления всех форм внешнеэкономической деятельности предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, так и граждан – индивидуальных предпринимателей.
Процессы глобализации, происходящие в мировом сообществе, способствуют созданию единого мирового рынка, связывающ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы деятельности системы внешнеэкономических связей Республики Беларусь………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и основные направления внешнеэкономической политики государства…………………………………………………………5
1.2 Современная концепция участия государства в международных торгово-экономических отношениях…………………………………………………..9
1.3 Институциональная среда внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…………………………………………………………13
2 Оценка Гомельской области во внешнеэкономических связях Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………..18
2.1 Анализ состояния внешнеэкономических связей со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………………….18
2.2 Оценка внешнеэкономического сотрудничества Гомельской области в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)……………………22
2.3 Анализ эффективности функционирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Гомельской области……………….25
3 Основные направления совершенствования экономических связей Гомельской области: проблемы и пути их решения………………………29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

     Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров РБ плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.

     По  решению парламента могут применяться  ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности республики.

     Совет Министров (правительство) – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике. Совет  Министров издает постановления  и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. Он может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.

     Совету  Министров подчинены различные  министерства и ведомства:

     - общие: Министерство экономики; Министерство финансов; Министерство иностранных дел; Министерство юстиции.

     - отраслевые: Министерство промышленности; Министерство архитектуры и строительства; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство торговли; Министерство связи; Министерство транспорта и коммуникаций.

     - специальные: Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство труда и социальной защиты; Министерство по налогам и сборам; Министерство спорта и туризма; Министерство информации; Министерство обороны и т.д.

     - крупные государственные концерны, объединяющие государственные предприятия ключевых отраслей: «Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белместпром», «Белбиофарм».

     Кроме того, существуют различные комитеты, например: Государственный таможенный комитет, Комитет по науке, Комитет лесного хозяйства; Государственный комитет по авиации, Комитет государственной безопасности и др.

     Немаловажную  роль в развитии внешнеэкономической  деятельности регионов играют администрации свободных экономических зон, призванные управлять процессом привлечения инвестиций.

     Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию внешнеэкономической  деятельности в республике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров РБ.

     На  Министерство иностранных дел возложены  задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию  форм сотрудничества с зарубежными странами, координации деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятию мер стимулирования развития экспортно-импортных операций.

     Министерство  иностранных дел выполняет следующие основные функции:

     - изучает международное положение и внешнюю политику иностранных государств, деятельность международных организаций и движений, анализирует развитие отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и степень эффективности их участия в работе международных организаций;

     - координирует сотрудничество государственных органов республики с соответствующими органами иностранных государств и межгосударственных образований, а также международными организациями;

     - ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж, а также государственных и правительственных делегаций иностранных государств в Республику Беларусь;

     - осуществляет работу по оформлению членства республики в международных организациях;

     - разрабатывает проекты международных договоров республики, проводит работу по их заключению и исполнению;

     - иные функции.

     Важное  место в системе управления внешнеэкономической  деятельностью в республике занимают Министерство экономики, Министерство торговли и Министерство финансов.

     Министерство  экономики разрабатывает и проводит единую государственную социально-экономическую  политику страны в целом и, в частности, в сфере международного сотрудничества, участвует в составлении платежного баланса страны. Выполняя функцию координации инвестиционной политики, Министерство экономики разрабатывает меры по привлечению иностранных инвестиций, по созданию и функционированию СЭЗ на территории республики, проводит экспертизу инвестиционных проектов, взаимодействует с международными финансовыми институтами.

     Министерство  торговли координирует внешнеторговую деятельность, обеспечивает единство развития внешней и внутренней торговли, регулирует отношения, связанные с защитой прав потребителей, контролирует осуществление рекламной деятельности, регистрирует внешнеторговые контракты, выдает лицензии на экспорт и импорт товаров.

     Министерство  финансов регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке  решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводит экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса.

     Значительное место в системе регулирования внешней экономической деятельности принадлежит Национальному банку РБ. Совместно с Министерством финансов Национальный банк определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности. Он регулирует валютные операции и курс белорусского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций, участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств.

     Государственный таможенный комитет (ГТК) выполняет  следующие функции:

     - принимает участие в разработке таможенного законодательства и реализации таможенной политики Республики Беларусь;

     - осуществляет контроль за пересечением государственной границы республики гражданами и грузами через декларирование грузов и имущества;

     - участвует в изменении ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов; осуществляет взимание таможенных пошлин, сборов;

     - принимает участие в валютном и экспортном контроле;

     - иные функции.     

     Торгово-промышленная палата РБ (БелТПП) является негосударственной  некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики, промышленных, научно-технических и торговых связей Республики Беларусь с другими странами. Она основана на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей республики. БелТПП выражает интересы белорусских производителей товаров, работ и услуг независимо от формы собственности, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и за ее пределами.

     БелТПП  – юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на принципах законности, добровольного объединения её членов, равноправия членов палаты, невмешательства в их деятельность и гласности. Высшим органом управления БелТПП является съезд. БелТПП осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упорядочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также расширению торгово-экономических связей республики с другими странами.

     БелТПП  выполняет следующие задачи:

     - оказывает помощь белорусским субъектам хозяйствования в развитии производства конкурентоспособной продукции, осуществлении их хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;

     - содействует привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций; содействует развитию экспорта белорусских товаров, работ и услуг, оказывает практическую помощь белорусским субъектам хозяйствования в проведении операций на внешнем рынке;

     - организует обучение специалистов современным методам ведения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, в том числе в других странах;

     - представляет и защищает интересы членов БелТПП при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в республике, так и в иностранных государствах;

     - осуществляет консультационно-информационную деятельность по вопросам исследования и освоения зарубежных рынков, поиска иностранных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству; распространяет информацию об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале республики, обычаях и правилах международной торговли;

     - другие.

     Свои  задачи БелТПП выполняет следующими методами:

     - участвует в подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в республике;

     - организует международные, национальные выставки и ярмарки, деловые встречи, конференции, семинары в республике и других странах;

     - подтверждает подлинность документов, используемых в международном экономическом обороте, свидетельствует обстоятельства форс-мажора; удостоверяет сертификаты происхождения;

     - проводит все виды экспертиз товаров, сырья, оборудования и собственности; определяет принадлежность к собственному производству продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования;

     - осуществляет сертификацию соответствия продукции;

     - определяет код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельность в качестве таможенных агентов.

     Проанализировав структуру  органов государственного управления в области внешнеэкономической деятельности, можно сделать вывод о том, что в  Республике Беларусь огромное внимание уделяется этому вопросу, как на республиканском, так и на местном уровнях.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ОЦЕНКА ГОМЕЛЬСКОЙ  ОБЛАСТИ ВО 

        ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РЕСПУБЛИКИ

        БЕДАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ 
 

     2.1 Анализ состояния  внешнеэкономических  связей со странами 

           Центральной и  Восточной Европы (ЦВЕ) 
 

     Площадь территории Гомельской области составляет пятую часть территории всей Беларуси.

     Гомельская область является одним из высокоразвитых индустриальных регионов Беларуси. На его территории расположено около 300 крупных и средних предприятий, доля которых в объеме промышленного производства всей республики составляет 21,9%.

     Ведущими  отраслями промышленности Гомельщины являются: топливная, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая промышленность.

     В Гомельской области выпускается 100% производимых в Беларуси готового проката, кормоуборочных комбайнов, полированного стекла, фосфорных удобрений, добывается вся белорусская нефть и газ.

     Промышленный  потенциал Гомельской области, сформированный еще во времена Советского Союза, значительно превосходит внутренние потребности области – область потребляет менее 30% произведенной продукции. Это и определяет приоритетное развитие экспорта. В 2010 году доля экспорта в общем объеме внешней торговли региона составила 48,5%. За этот период зарубежные поставки гомельских предприятий упали до 56,3% по сравнению с 2009 годом и составили 2,9 млрд. долларов. Гомельская область занимает третье место после г. Минска и Минской области по показателю экспорта продукции, удельный вес которых составляет 47,3% и 15,6% соответственно от республиканского объема.

Информация о работе Внешнеэкономические связи республики Беларусь