Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа
В мире существует только две формы межгосударственных отношений: война, или торговля. Торговля – это обмен ценностями в форме вещей, услуг, работ, прав и т.п. Любой обмен в мировой экономике связан с возникновением и реализацией внешнеэкономических связей.
Рыночная экономика создает широкие возможности для развития внешнеэкономических связей государства с зарубежными партнерами и для осуществления всех форм внешнеэкономической деятельности предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, так и граждан – индивидуальных предпринимателей.
Процессы глобализации, происходящие в мировом сообществе, способствуют созданию единого мирового рынка, связывающ
Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы деятельности системы внешнеэкономических связей Республики Беларусь………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и основные направления внешнеэкономической политики государства…………………………………………………………5
1.2 Современная концепция участия государства в международных торгово-экономических отношениях…………………………………………………..9
1.3 Институциональная среда внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…………………………………………………………13
2 Оценка Гомельской области во внешнеэкономических связях Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………..18
2.1 Анализ состояния внешнеэкономических связей со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………………….18
2.2 Оценка внешнеэкономического сотрудничества Гомельской области в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)……………………22
2.3 Анализ эффективности функционирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Гомельской области……………….25
3 Основные направления совершенствования экономических связей Гомельской области: проблемы и пути их решения………………………29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников………………………………………….37
Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров РБ плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.
По решению парламента могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности республики.
Совет Министров (правительство) – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике. Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. Он может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.
Совету Министров подчинены различные министерства и ведомства:
- общие: Министерство экономики; Министерство финансов; Министерство иностранных дел; Министерство юстиции.
- отраслевые: Министерство промышленности; Министерство архитектуры и строительства; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство торговли; Министерство связи; Министерство транспорта и коммуникаций.
- специальные: Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство труда и социальной защиты; Министерство по налогам и сборам; Министерство спорта и туризма; Министерство информации; Министерство обороны и т.д.
- крупные государственные концерны, объединяющие государственные предприятия ключевых отраслей: «Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белместпром», «Белбиофарм».
Кроме того, существуют различные комитеты, например: Государственный таможенный комитет, Комитет по науке, Комитет лесного хозяйства; Государственный комитет по авиации, Комитет государственной безопасности и др.
Немаловажную роль в развитии внешнеэкономической деятельности регионов играют администрации свободных экономических зон, призванные управлять процессом привлечения инвестиций.
Специальным
государственным органом, осуществляющим
общую координацию
На
Министерство иностранных дел возложены
задачи разработки решений по вопросам
государственной внешней
Министерство иностранных дел выполняет следующие основные функции:
- изучает международное положение и внешнюю политику иностранных государств, деятельность международных организаций и движений, анализирует развитие отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и степень эффективности их участия в работе международных организаций;
- координирует сотрудничество государственных органов республики с соответствующими органами иностранных государств и межгосударственных образований, а также международными организациями;
- ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж, а также государственных и правительственных делегаций иностранных государств в Республику Беларусь;
- осуществляет работу по оформлению членства республики в международных организациях;
- разрабатывает проекты международных договоров республики, проводит работу по их заключению и исполнению;
- иные функции.
Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики, Министерство торговли и Министерство финансов.
Министерство
экономики разрабатывает и
Министерство торговли координирует внешнеторговую деятельность, обеспечивает единство развития внешней и внутренней торговли, регулирует отношения, связанные с защитой прав потребителей, контролирует осуществление рекламной деятельности, регистрирует внешнеторговые контракты, выдает лицензии на экспорт и импорт товаров.
Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводит экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса.
Значительное место в системе регулирования внешней экономической деятельности принадлежит Национальному банку РБ. Совместно с Министерством финансов Национальный банк определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности. Он регулирует валютные операции и курс белорусского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций, участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств.
Государственный таможенный комитет (ГТК) выполняет следующие функции:
- принимает участие в разработке таможенного законодательства и реализации таможенной политики Республики Беларусь;
- осуществляет контроль за пересечением государственной границы республики гражданами и грузами через декларирование грузов и имущества;
- участвует в изменении ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов; осуществляет взимание таможенных пошлин, сборов;
- принимает участие в валютном и экспортном контроле;
- иные функции.
Торгово-промышленная палата РБ (БелТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики, промышленных, научно-технических и торговых связей Республики Беларусь с другими странами. Она основана на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей республики. БелТПП выражает интересы белорусских производителей товаров, работ и услуг независимо от формы собственности, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и за ее пределами.
БелТПП – юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на принципах законности, добровольного объединения её членов, равноправия членов палаты, невмешательства в их деятельность и гласности. Высшим органом управления БелТПП является съезд. БелТПП осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упорядочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также расширению торгово-экономических связей республики с другими странами.
БелТПП выполняет следующие задачи:
- оказывает помощь белорусским субъектам хозяйствования в развитии производства конкурентоспособной продукции, осуществлении их хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
- содействует привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций; содействует развитию экспорта белорусских товаров, работ и услуг, оказывает практическую помощь белорусским субъектам хозяйствования в проведении операций на внешнем рынке;
- организует обучение специалистов современным методам ведения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, в том числе в других странах;
- представляет и защищает интересы членов БелТПП при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в республике, так и в иностранных государствах;
- осуществляет консультационно-информационную деятельность по вопросам исследования и освоения зарубежных рынков, поиска иностранных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству; распространяет информацию об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале республики, обычаях и правилах международной торговли;
- другие.
Свои задачи БелТПП выполняет следующими методами:
- участвует в подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в республике;
- организует международные, национальные выставки и ярмарки, деловые встречи, конференции, семинары в республике и других странах;
- подтверждает подлинность документов, используемых в международном экономическом обороте, свидетельствует обстоятельства форс-мажора; удостоверяет сертификаты происхождения;
- проводит все виды экспертиз товаров, сырья, оборудования и собственности; определяет принадлежность к собственному производству продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования;
- осуществляет сертификацию соответствия продукции;
- определяет код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельность в качестве таможенных агентов.
Проанализировав структуру органов государственного управления в области внешнеэкономической деятельности, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь огромное внимание уделяется этому вопросу, как на республиканском, так и на местном уровнях.
2 ОЦЕНКА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ВО
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РЕСПУБЛИКИ
БЕДАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1 Анализ состояния внешнеэкономических связей со странами
Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ)
Площадь территории Гомельской области составляет пятую часть территории всей Беларуси.
Гомельская область является одним из высокоразвитых индустриальных регионов Беларуси. На его территории расположено около 300 крупных и средних предприятий, доля которых в объеме промышленного производства всей республики составляет 21,9%.
Ведущими отраслями промышленности Гомельщины являются: топливная, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая промышленность.
В Гомельской области выпускается 100% производимых в Беларуси готового проката, кормоуборочных комбайнов, полированного стекла, фосфорных удобрений, добывается вся белорусская нефть и газ.
Промышленный
потенциал Гомельской области, сформированный
еще во времена Советского Союза,
значительно превосходит
Информация о работе Внешнеэкономические связи республики Беларусь