Внешнеэкономические связи республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

В мире существует только две формы межгосударственных отношений: война, или торговля. Торговля – это обмен ценностями в форме вещей, услуг, работ, прав и т.п. Любой обмен в мировой экономике связан с возникновением и реализацией внешнеэкономических связей.
Рыночная экономика создает широкие возможности для развития внешнеэкономических связей государства с зарубежными партнерами и для осуществления всех форм внешнеэкономической деятельности предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, так и граждан – индивидуальных предпринимателей.
Процессы глобализации, происходящие в мировом сообществе, способствуют созданию единого мирового рынка, связывающ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы деятельности системы внешнеэкономических связей Республики Беларусь………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и основные направления внешнеэкономической политики государства…………………………………………………………5
1.2 Современная концепция участия государства в международных торгово-экономических отношениях…………………………………………………..9
1.3 Институциональная среда внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…………………………………………………………13
2 Оценка Гомельской области во внешнеэкономических связях Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………..18
2.1 Анализ состояния внешнеэкономических связей со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………………….18
2.2 Оценка внешнеэкономического сотрудничества Гомельской области в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)……………………22
2.3 Анализ эффективности функционирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Гомельской области……………….25
3 Основные направления совершенствования экономических связей Гомельской области: проблемы и пути их решения………………………29
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

     За  период с 1992 по 2010 годы произошли существенные изменения в динамике внешней торговли, ее товарной и географической структуре. Распад традиционных связей, рост цен на сырье и энергоносители, резкое усиление инфляции негативно повлияли на состояние ВЭД предприятий в 1992-1995 гг. Дефицит внешнеторгового баланса в 1995 г. составил 483,3 млн. долл. В 1996-2000 гг. продолжалось проявление негативных тенденций во внешнеэкономическом факторе национальной экономики, а также ее производственных структур. Для начального этапа этого периода характерно резкое снижение ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта в условиях фиксированного курса белорусского рубля, потеря рынков сбыта. Беларусь приблизилась к так называемой "нулевой точке", когда поступления иностранного капитала, формирующего государственный внешний долг, равняются оттоку валютных средств по линии его обслуживания и возникает ситуация чистого оттока капитала. В период с 2001 по 2010 гг. наблюдалась некоторая стабилизация ВЭД Республики Беларусь.

     Рассматривая  географическую структуру внешней  торговли предприятий республики, следует  отметить, что основным торговым партнером  Республики Беларусь по-прежнему является Россия (на ее долю приходится 47% всего экспорта и 68,2% импорта). В то же время со странами дальнего зарубежья на протяжении всего рассматриваемого периода удалось выйти на положительное сальдо внешней торговли. Логичным было бы сохранить традиционные рынки стран вне СНГ и выходить на новые, а не делать акцент на Россию.

     Республика  Беларусь имеет стабильный дефицит  внешнеторгового баланса республики, начиная с 1993 г. Можно прийти к  выводу, что это не краткосрочное  отклонение, а результат длительного  процесса ухудшения баланса.

     Это объясняется рядом причин. Большинство  белорусских предприятий не имеют  достаточных средств для модернизации и обновления оборудования, что, естественно, сказалось на качестве продукции, темпах и масштабах освоения новых изделий  для экспорта. По оценкам специалистов, ежегодно из сферы производства выводится почти на 2 млрд. долларов США основных фондов. Износ основных фондов достигает 60-80%. Получаемой прибыли явно не хватает для их обновления и пополнения оборотных средств, а, кроме того, она постоянно обесценивается, вследствие инфляции. Кредитных ресурсов в республике мало, и они имеют высокую относительную стоимость. В экономике преобладают государственные предприятия, что позволяет правительству осуществлять административный контроль за объемом производства посредством согласования с вывозом продукции, обеспечения занятости и др. Кроме того, осуществление ВЭД предприятий строится на действующей системе нормативно-правовой базы в республике, которая слабо отражает состояние внешнеэкономической политики страны. Основы выхода предприятий на международную арену определяет Закон "Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь", принятый в 1991 году. Ряд исследователей это упускает из виду. Это приводит к тому, что государственные предприятия не в полной мере приспособились к рыночным условиям и по-прежнему тяготеют к структурам и методам ВЭД, практиковавшимся в бывшем СССР. Внешнеторговые фирмы с достаточно разветвленными структурами имеют единичные государственные предприятия, но и здесь необходимо устранение основных факторов неэффективности деятельности внешнеторговой фирмы. В частности, таких как:

     - отсутствие системного подхода к ВЭД, что приводит к осуществлению единой внешнеторговой политики на мировых рынках, различных как по своему технологическому, так и по историческому уровню;

     - не разработаны вопросы оценки эффективности ВЭД структурного подразделения, существующие экономические показатели (расчет эффективности экспорта и импорта) не отражают подлинной картины происходящего;

     - отсутствие единого методологического подхода к организации контроля по всем отделам и бюро, что делает трудно сопоставимыми результаты ВЭД;

     - отсутствие единой системы учета экспортных поставок на предприятиях, неудовлетворительное состояние документооборота (ОАО «Гомелькабель», ОАО «Гомельстройматериалы»).

     Применение  единого подхода к формированию отгрузочных документов при внешнеэкономических  операциях и продажах на внутренний рынок приводит не только к неразберихе, но и к прямому искажению финансовой и отчетной документации. Помимо прочего, у белорусских предприятий-экспортеров часто возникают проблемы из-за отсутствия престижа, авторитета и имиджа по этим же причинам. Предприятия-импортеры предпочитают иметь дело с предприятиями Турции, Пакистана для выхода на белорусский рынок из-за отсутствия договорной дисциплины.

     При заключении сделок с белорусскими организациями  следует иметь в виду, что, несмотря на наличие общего таможенного союза  РФ с Республикой Беларусь, данные сделки относятся к международным сделкам. Вследствие этого, данные заключения подобных сделок регламентированы международными соглашениями, в частности Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, принятой в Вене 11.04.1980 года, и Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, подписанным в Киеве 20.03.1992 года. Вышеуказанные соглашения предъявляют особые требования к содержанию международных договоров купли-продажи и поставки. Невыполнение этих требований может привести к признанию в спорных случаях таких договоров недействительными (незаключенными).

     Учитывая, что белорусские предприятия  осуществляют поставки собственной  продукции, как правило, только после  производимой предоплаты, в случае признания судом договора недействительным возможность требовать от белорусского поставщика исполнения договора отсутствует. Перечисленные же в качестве предоплаты денежные средства белорусские партнеры возвращают очень неохотно.

     Особенно  опасен был пункт 17 вышеуказанного Соглашения о поставках, говорящий, что "в договоре поставки обязательно определяется номенклатура (ассортимент), количество, качество, цена товара, сроки поставки, отгрузочные и платежные реквизиты. При отсутствии этих условий договор считается незаключенным". Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики при заключении договора практически невозможно предусмотреть все перечисленные условия. Некоторые недобросовестные белорусские поставщики этим и пользовались.

     Проведенный анализ ВЭД предприятий республики позволяет говорить о таких негативных тенденциях и проблемах как:

     - неконкурентоспособность большей части продукции, низкая степень глубины обработки экспортируемых товаров, отсутствие на белорусских предприятиях международных стандартов и систем управления качеством;

     - снижение инвестиционной активности, особенно в части направления капитальных вложений в создание новых технологий, что влечет замедление темпов обновления основного капитала (1 – 1,5% в год в среднем по республике) и таит угрозу еще большего падения конкурентоспособности;

     - неэффективное использование накопленного научно-технического потенциала в части ориентации на структурные сдвиги в экспорте; неразвитость сферы экспорта услуг белорусских предприятий (туризм, банковские услуги и страхование, посреднические услуги);

     - отсутствие четкой координации ВЭД в территориальном разрезе из-за несогласованной политики между областными и районными исполнительными органами власти в части взаимодействия их с субъектами хозяйствования;

     - наличие дискриминационных мер и ограничивающих правил торговой политики в отношении предприятий республики, которая не является членом Всемирной торговой организации.

     В этой связи необходима выработка  целого ряда мероприятий для преодоления  обозначенных проблем. Здесь можно предложить следующее. Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого белорусского предприятия, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор "качество продукции", обеспечивающий ее конкурентоспособность. Решение этой проблемы предлагается начать с разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В ней необходимо:

     - установить жесткий контроль качества изготовления продукции с использование методов математической статистики;

     - привлечь внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административному контролю за исполнением планов;

     - совершенствовать управление предприятием в целом;

     - закрепить ответственность в полном объеме за качество результата труда за непосредственным исполнителем;

     - согласовывать вопросы качества между поставщиками и потребителями; стимулировать и, если необходимо, помогать предприятиям в деятельности по улучшению качества из средств государственного бюджета напрямую либо опосредованно, через уменьшение платежей в бюджет.

     Подобные  мероприятия в различные периоды  времени проводились в странах  Западной Европы, США и Японии. Их необходимо проводить не только на предприятиях-экспортерах, но и ввести ряд ограничений на ввозимый товар, чтобы избежать притока некачественных товаров из зарубежных стран. Если же откладывать внедрение данных мероприятий, то в скором времени встанет вопрос не о расширении экспорта, а о сохранении ряда предприятий, так как продукция низкого качества не может быть востребованной на мировом рынке.

     Необходима  также помощь государства в организации  коммерческого присутствия на зарубежных рынках. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается, прежде всего:

     - в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности;

     - в функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта;

     - в таможенной статистике Республики Беларусь;

     - в правовых актах Республики Беларусь о стандартизации и сертификации;

     -  в информации о перечне товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь;

     -  в других сведениях, полезных для экспортеров.

     В определенной степени информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет  Центр маркетинга и конъюнктуры цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1%), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2%), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7%), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2%). Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они были бы призваны:

     - осуществлять проведение предварительных маркетинговых исследований, предоставлять необходимую торгово-политическую и конъюнктурную информацию;

     - консультировать экспортеров по вопросам действующего зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к товарам;

     - выдавать заключения о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь;

     - проводить торговые выставки и ярмарки, специализированные симпозиумы и конференции, кампании по развитию экспорта товаров и услуг, осуществлять рекламную деятельность.

     При формировании стратегии развития внешнеторговой политики Беларуси необходимо учитывать, что, прежде всего экономические  методы являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала. Необходимы либерализация деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них командно-административного давления. В процессе разработки внешнеторговой политики должен быть соблюден необходимый баланс, обеспечивающий единство государственных интересов и интересов конкретных экспортеров. Причем государственные интересы призваны в максимальной степени учитывать требования и подходы экономических групп и отдельных экспортеров.

     Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Одной из приоритетных задач на современном  этапе развития Республики Беларусь как экспортно-ориентированного государства является развитие внешнеторговых связей. Данное утверждение неоднократно было озвучено в различных выступлениях в СМИ Главой государства и членами Правительства: «Цель национальной стратегии внешней торговли Республики Беларусь заключается в дальнейшем росте объемов экспортных поставок, повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг за рубежом не только на основе более низких цен, но, в первую очередь, за счет совершенствования механизмов внедрения товаров на экспортные рынки, улучшения их качества и послепродажного обслуживания». Для достижения поставленной цели ключевую роль играют регионы страны. Одним из таких регионов является Гомельская область.

Информация о работе Внешнеэкономические связи республики Беларусь